К 130-летию со дня смерти великого композитора. О христианских мотивах в творчестве Чайковского рассказывает музыковед, научный сотрудник Российского института истории искусств Георгий Ковалевский.
Литургия святого Иоанна Златоуста
Собственные размышления на литургические гимны. Попытка возродить русскую церковную музыку, вернувшись к «седой старине», используя и адаптируя древние напевы. При жизни Петра Ильича Литургия вскоре после ее написания в 1879 году прозвучала в Киеве и в Москве во время богослужения, а в декабре 1880 года была исполнена в московском зале Благородного собрания, в рамках концерта Русского музыкального общества. Пресса сочувственно откликнулась на духовные хоры Чайковского, зато духовенство отнеслось к факту исполнения церковных гимнов в филармонических стенах критически. Литургия Чайковского вскоре после кончины композитора прозвучала в Москве в 1893 году на панихиде. В последствии в Александро-Невской лавре в день памяти Чайковского 25 октября (6 ноября по новому стилю) сложилась традиция на службе петь написанную им музыку к Литургии.
Балет «Щелкунчик»
В детской сказке воплотилась идея рождения человека после его смерти в новом мире. Волшебство — как чаяние Царствия Небесного. Конфитюренбург — не просто город со сладостями, молочными реками и кисельными берегами. Это Царствие Божие, в котором нет «ни печали, ни воздыхания». А рождественская елка — древо между двумя мирами (можно вспомнить символику ели у древних славянских и германских народов).
Опера «Иоланта»
Что должна увидеть слепая от рождения девушка, пройдя через мучительные испытания? Что хотел увидеть сам композитор в своей жизни? Свет — первенец творения. Господь говорит: «Да будет свет!» И в «Иоланте» мы слышим гимн свету, гимн Богу. Настоящий религиозный гимн — как непреодолимая жажда узнать Истину.
«Был у Христа-младенца сад»
Песня на стихи (перевод) Алексея Плещеева из цикла «16 песен для детей».
Был у Христа-младенца сад,
И много роз взрастил Он в нем;
Он трижды в день их поливал,
Чтоб сплесть венок Себе потом.
За несколько минут Чайковский раскрывает вечную тему самопожертвования, предательства и прощения.
Опера «Орлеанская дева»
«Открылось небо, кончено страданье!» Героиня оперы Иоанна (Жанна д’Арк) — национальная героиня Франции и будущая католическая святая. Правда, канонизируют ее только в 1920 году. Будто предугадав такой ход событий, Чайковский размышляет об искуплении через наказание и обретении высшего блаженства, спасения через покорность воле Господа. В судьбе своей героини и в своей собственной.