Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Работа и служение

Ответ на статью священника Дениса Костомарова.

Недавно на сайте «Предание.ру» вышла статья священника Дениса Костомарова, с которой я позволю себе категорически не согласиться. На мой взгляд, главное заблуждение о. Дениса заключается в том, что он отождествляет понятия «работа» и «служение», но это принципиально разное. Во-первых, работа связана прежде всего с необходимостью. В этом плане очень показательно, что в русском языке слово «работа» этимологически связано со словами «раб» и «рабство». Во-вторых, работа подразумевает плату, выгоду. Служение же всегда осуществляется бескорыстно, оно возможно только в свободе. Нельзя служить по необходимости. В церкви строго осуждается грех симонии. Мы помним, что произошло с Симоном Волхвом, когда он предложил апостолам деньги за дар Святого Духа.

Апостол Павел, который занимался изготовлением палаток, никогда не называл свою работу служением. Более того, он специально работал (хотя мог этого не делать), чтобы его служение никак не было связано с материальной поддержкой.

Те примеры, связанные с литургическим служением, которые приводит о. Денис, никакого отношения к работе не имеют, потому что люди делают это свободно и без всякой для себя выгоды, сверх и помимо работы.

Подобные рассуждения не новы в церкви. Впервые они появились в XVI веке, во времена Реформации, когда протестанты в борьбе с католическим клерикализмом заявили, что служением Богу является не только труд священника, но и профессиональный труд любого мирянина. Подтверждением того, что твоя профессия действительно является служением, считалась успешность в ней. Отсюда вытекает знаменитая протестантская трудовая этика, которая была основой для мощного научно-технического прогресса западной цивилизации. И сейчас, если мы взглянем на карту Европы, самые экономически развитые и благополучные страны – это страны Северной Европы, по преимуществу протестантские. Проблема в том, что они являются и самыми секуляризированными, что напрямую связано с протестантской трудовой этикой, приведшей в конце концов к дехристианизации европейских стран. О. Денис говорит, что работа, если она делает мир лучше, является служением Богу, но на данном примере мы видим, что можно создать комфортный, красивый и удобный мир, где Богу совершенно нет места.

Также важно понимать, что служение связано с дарами Духа, которые не нужно путать с природными способностями человека. Если вы замечательный программист, учитель, плотник, музыкант, художник, то это ваши человеческие таланты. Дары же Духа связаны непосредственно с верой во Христа и Его служением. Примеры даров Духа мы можем увидеть в 1-м Послании к Коринфянам апостола Павла, где говорится о благовестии, пророчестве, учительстве, исцелениях, но ни слова не сказано о профессиональной деятельности церковной общины.

Как сказано выше, служение связано со служением Христа, а, значит, с проповедью Царства, Евангелия. Это не обязательно прямое проповедническое служение, но очень тесно с ним связанное, имеющее смысл только в контексте проповеди.

Все вышесказанное не означает, что христиане должны работать спустя рукава, более того, они должны быть лучшими работниками в своей сфере, потому что их во всем поддерживает Бог. При этом, конечно же, христиане должны по мере возможностей воцерковлять свою работу, что заключается в том, что они делают ее не препятствующей церковному служению и само поле профессиональной деятельности видят местом для свидетельства.

Что касается современных священников (вопрос, с которого начал о. Денис), то я считаю, что их деятельность – прежде всего служение, поэтому в нормальном случае они за нее не должны получать деньги. Да, апостол Павел вспоминает ветхозаветное правило, по которому служитель может питаться за счет алтаря, но при этом сам же являет пример новозаветного служения, не подразумевающего платы и материальной поддержки. Как известно, на Западе подавляющее большинство православных священников имеют светскую специальность и свое священническое служение совмещают со светской работой. Мне кажется, такой образ жизни священника наиболее адекватен Новому Завету. На мой взгляд, священнику приемлемо получать деньги, если он является настоятелем и занимается административно-хозяйственной деятельностью. Эта деятельность является типичной работой, и за нее нормально получать деньги. Но невозможно брать плату за служение проповеди, катехизацию и литургическое служение, которые могут осуществляться только в свободе и по дару Святого Духа.