Рискующий Бог и зло

Игорь Зайцев

Кандидат философских наук, сопредседатель секции «Философская теология» международной ассоциации IOTA.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Опыт каждого человека говорит о том, что мир, в котором мы живем, полон боли, страданий и зла. Одна за другой вспыхивают войны, откуда-то взявшийся вирус косит людей, как траву. Самый распространенный вопрос, который возникает у человека после осознания этого опыта, — а где во всем этом Бог? В чем Его действие в этой жизни, Его — Абсолютного Добра, Бога любви?

Эти вопросы философия и религия задавали еще с начала веков. Приблизилась ли научная мысль к ответу хоть немного? Где человеку найти внутреннюю опору, чтобы понять ответ на этот вопрос?

Философ Игорь Зайцев в нашем рождественском цикле «И где был ваш Бог?» знакомит с различными подходами к построению теодицеи — «оправданию Бога».

Может ли Бог знать будущее? Последователи доктрины открытого теизма полагают, что Бог знает, что может произойти, но то, что произойдет на самом деле, Он еще не знает. В противном случае мы не были бы свободными. И потому Бог — рискующий: Он идет на риск, надеясь, что мы поступим свободно, но правильно.

Тема сегодняшнего разговора — теодицея открытого теизма. Сложные слова, но важно разобраться с этой доктриной в процессе понимания проблемы зла. В чем состоит доктрина открытого теизма? Прежде всего меняется сама концепция Бога. Отрицается то, что идет не из Библии, а из философии: например, отбрасывается схоластическая идея Бога как чистейшего акта, впервые возникшая еще у Аристотеля. Бог — это первое движение, а значит, от него зависят все остальные движения.

Сторонники открытого теизма предлагают отказаться от этого весьма традиционного и привычного понятия, потому что о Боге как Перводвигателе не говорится в Священном Писании. Еще одна необычная деталь: Бог открытого теизма — темпоральное существо, Он пребывает во времени. Практически все философские и богословские концепции утверждают, что Бог трансцендентен относительно пространства и времени, хотя Он может присутствовать в нашем мире. Но для сторонников открытого теизма Бог существует в нашем времени.

Родоначальником этой концепции является протестантский богослов Ричард Райс, профессор одного из американских университетов и автор книги «Открытость Бога». Из православных богословов эту концепцию разделяет англичанин Ричард Суинберн, философ, перешедший в православие во взрослом возрасте. Основные книги Суинберна переведены на русский язык, и с ними можно без труда ознакомиться.

Бог существует и в нашем воображении, и в реальности

Основная цель, которую ставит перед собой открытый теизм, — совмещение Божественного Провидения и свободы человека, понятой в либертарианском смысле. Как мы помним, с той же проблемой сталкиваются молинисты, и они решают ее через «среднее знание» — здесь же такой концепции не будет. Либертарианство строго терминологично, и «свобода» здесь — определенный терминологический аспект, категорически утверждающий: «Да, некоторые наши действия свободны от детерминизма, они являются автохтонными. Я делаю выбор, и ничего не влияет на него».

Либертарианцы совершают решительный жест: по их мнению, нужно понять условия свободы, а так — она существует. Иронично: ведь открытый теизм призывает отказываться от схоластики — но похожие мысли были присущи Ансельму Кентерберийскому. С его легкой руки в моду входит жанр «Доказательства бытия Божьего».

В чем тут близость? И Ансельм, и открытый теизм очень похоже определяют, что такое Бог. Как доказывал бытие Бога Ансельм? Он говорил: понятно, что Бог — самое совершенное существо. А точно ли это всесовершенное существо существует, не плод ли это нашей мысли?

Ответ таков: есть два способа быть. Можно быть действительно (как существуют вещи), а можно быть в качестве предмета мышления. Одно дело — настоящее яблоко, и другое — яблоко мыслимое. Но — внимание! — можно ли думать, что Бог, всесильное существо, может обладать лишь одним способом существования? Нет! То, что может существовать двумя способами, гораздо совершеннее, чем то, что существует только одним способом.

Следовательно, Бог существует и в нашей мысли, и в реальности. Открытый теизм тоже воспринимает Бога как совершенного в благости и любви: Бог есть все хорошее, все прекрасное.

Грех человека — как кирпичик в стене

Расхождение между Ансельмом и открытым теизмом начинается в попытке определить, что есть совершенство и что значит вечность Бога. Открытые теисты полагают, что Бог был, есть и будет всегда. Он есть во времени, и Он есть всегда: вот сколько будет времени, столько в нем будет Бог. Ансельм предполагал, что совершенный Бог не присутствует во времени, ведь быть во времени значит изменяться, а Бог прекрасен и неизменен. Открытые теисты утверждают: конечно, Бог не изменяется, но Он проходит различные состояния: например, Он воодушевлен нашими успехами и подавлен нашими страданиями.

Ведь грех строит стены между Богом и человеком. Каждый грех человека — как кирпичик, который возводит эту стену. Бог сострадает нам.

Открытые теисты полагают, что именно так стоит понимать отношения между Богом и человеком.

Стаканчик мороженого как гарант свободы воли

Может ли Бог знать будущее? Открытые теисты полагают, что Бог знает, что может произойти, но то, что произойдет на самом деле, Он еще не знает, потому что в противном случае мы бы не были свободными.

Бог знает лишь возможность, и поэтому Он — рискующее существо. Он надеется, что мы поступим свободно, но правильно: Он не подталкивает нас и не подстраивает условия, как считают молинисты, но рискует доверить нам настоящий выбор. И в этом смысле Он открыт нашим возможностям и нашим решениям. Потому-то Бог существует в темпоральном потоке, конечно, не так, как мы, но все-таки Он живет во времени, а не где-то извне.

Бог не знает, что Я сделаю в следующий раз, — и в этом моя и Его свобода.

Я пошел в магазин купить мороженое — знал ли Он, что я захочу именно крем-брюле, а не сливочное? Знал ли Он об этом, беседуя с Моисеем на горе Синай? Если да — это страшная картина тотальной предопределенности, и мои действия являются несвободными. А если нет — у меня есть свобода.

Он не знает специально, чтобы оставить мне свободу выбора.

В этом и есть либертарианское понимание свободы: я действительно принимаю свои решения сам. При этом Бог вполне может знать, что я предпочитаю крем-брюле. Открытые теисты полагают, что такого вероятного знания Богу достаточно. Бог идет на реальные риски, предоставляя мне спектр возможностей, и поэтому я могу поступать справедливо или несправедливо (и тут дело уже совсем не в мороженом).

Чтобы оставить место для человеческой свободы, надо отрицать божественное предзнание.

Оправдать пандемию и вредного соседа

Что же открытый теизм говорит о теодицее? Он выделяет теодицею общего порядка и теодицею конкретной выгоды. Теодицея общего порядка указывает на некоторое общее положение дел: она объясняет наличие зла тем, что вот так вот устроена жизнь, и все. Тут нет специально замысленного зла. Теодицея конкретной выгоды говорит: случился ураган, началась пандемия, которая длится до сих пор, почему Бог допустил это? Потому что иным путем некоторое благо не случилось бы без этого урагана, без этой пандемии. Если мы можем найти такое благо — прекрасно, это и будет теодицея конкретной выгоды.

Открытые теисты ставят такой общий вопрос: а всегда ли мы должны находить такое благо? Да в общем-то нет. Теодицея общего порядка является необходимой и достаточной для оправдания зла.

Кроме того, есть общее разделение, признаваемое всеми мыслителями: зло бывает природное (стихийные бедствия) и моральное (причиненное людьми). Ход построения теодицеи можно здесь совершить в несколько шагов.

Теодицея природного зла

  1. Вселенная есть сложный, многоуровневый мир, населенный живыми и разумными существами. Мир прошел к своему состоянию через сложный эволюционный процесс и обладает существенной автономностью в функционировании.
  2. Вселенная устроена так, что в ней есть много блага (устройство и красота) и она населена множеством живых организмов. В ней есть много неизбежного страдания и есть смерть (оборотная сторона жизни).
  3. У нас нет оснований предполагать возможность альтернативного мира с лучшим, чем здесь, соотношением блага и зла.
  4. Как видно из предшествующих трех тезисов, то, что Бог сотворил наш мир, есть благо. Нет оснований обвинять Бога в творении мира, как нет оснований полагать, что Бог мог действовать иным образом.

Теодицея свободной воли

  1. Мир населен разумными и свободными личностями, живущими в сообществах, внутри которых они действуют ответственно друг за друга. Человеческие сообщества развиваются посредством актуализации возможностей развития все более и более сложных социальных и культурных систем. Контроль над окружающей средой также все возрастает. 
  2. Человеческий мир организован таким образом, чтобы предоставлять возможность для реализации способностей, заложенных в личности, плюс дальнейшего развития культуры в целом. Более того, человек имеет возможность стать сыном Божиим. Этот же мир предоставляет возможность (реализуемую) для зла; человек может реализовать свою свободу в выборе зла.
  3. Насколько мы можем понять, нет альтернативного мира, который бы предлагал больше благих возможностей, чем наш мир. Только свободные и ответственные личности могут стать сынами (дочерьми) Бога.
  4. Частые, регулярные вмешательства Бога для предотвращения ложного использования свободы подорвут структуру человеческой жизни и сообщества, какая была задумана в творении; следовательно, не следует ожидать таких вмешательств.
  5. Как видно из предшествующих тезисов, то, что Бог сотворил Вселенную с человеческим обществом, как описано, — несомненно благо. Нет оснований морально винить Бога за такое творение, как нет оснований полагать, что совершенный Творец мог действовать иначе.

Невозможно быть живым и не почувствовать страдания. У нас нет альтернативного мира с лучшим соотношением блага и зла. И большего блага, чем у нас есть сейчас, у нас не будет. Но то, что Бог сотворил наш мир, и есть величайшее благо, мы не можем сказать Ему: «Товарищ Бог, Ты сделал что-то не так, я бы мог лучше». У нас нет таких оснований.

Мир населен свободными личностями в сложном социокультурном пространстве, и эта сложность только увеличивается в ходе развития человеческого общества. Именно сложный комплексный мир дает нам возможность совершать как можно больше блага, но человек вполне может предпочесть зло. И это тоже риск, на который идет Бог.

Он не вмешивается постоянно, как мама маленького ребенка, но предоставляет нам свободу — в надежде, что мы разберемся с ней правильно.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle