Рок-опера для Великого поста

Монахиня Елисавета (Сеньчукова)

Религиовед и журналист.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Найти духовность в кинематографе? Почему бы нет. В сегодняшнем мире суеты даже просмотр фильмов помогает остановиться и задуматься. Где-то киносюжеты оказываются созвучны нашим переживаниям, где-то — настолько возмущают, что включают наше аналитическое мышление и даже молитву. В этот Великий пост мы смотрим кино вместе с монахиней Елисаветой (Сеньчуковой).

Рок-оперу Jesus Christ Superstar («Иисус Христос — суперзвезда») я смотрела и слушала в разных вариантах с отроческих лет: радиоверсия BBC, версия 2000 года, русскоязычная постановка в «Ленкоме» и, конечно, фильм 1973 года.

До сих пор считаю, что этот фильм — одно из лучших произведений о Страстях Христовых в светской культуре. По происхождению он восходит к такому, еще средневековому, жанру, как пассия (рассказ о страданиях Христа в театральной постановке — не путать с православными богослужениями на воскресных вечернях Великого поста). Некоторых смущает вольное обращение с евангельским повествованием, но картина не претендует на точное соответствие: авторы как раз размышляют на темы, оставшиеся за текстом Евангелия.

Кому этот фильм стоит посмотреть?

Всем. Говорю это как человек, прошедший с ним долгую дорогу от невоцерковленного, хотя и верующего, подростка до монахини. Смотрите с подстрочным переводом, а если знаете английский язык хоть на школьном уровне, лучше постарайтесь разобрать текст сами.

Не смущайтесь неортодоксальными поворотами сюжета — к концу фильма все они вырулят на дух и букву Евангелия. Фривольное поведение Марии Магдалины превратится в твердую верность близкой ученицы; справедливый гнев и полное духовных исканий разочарование Иуды — в пошлейшее самооправдание; слишком человеческие переживания и слабости Иисуса — в проявление человеческой природы Богочеловека.

Зачем этот фильм смотреть?

Если зритель — человек воцерковленный, живущий «внутри» традиции, глубоко переживающий богослужения Великого поста и Страстной седмицы, ему будет полезно вглядеться в евангельскую историю глазами человека внешнего. А заодно попытаться встать на место современников событий. Как минимум это расширяет кругозор. Как максимум — позволяет лучше понять собеседника, чтобы донести до него основы евангельской истины, зачем и почему умер Христос.

Если зритель — человек, активной церковной жизнью не живущий, но исповедующий христианскую веру, ему эта картина поможет погрузиться в атмосферу Страстей Христовых.

Кадр из фильма «Иисус Христос — суперзвезда», режиссер Норман Джуисон

Если зритель вообще не христианин, то он увидит, во что и в Кого, в общих чертах, верят христиане. Если даже его не захватит сюжет, то, во всяком случае, он послушает хорошую музыку.

О Ком этот фильм?

До сих пор многие наши современники читают о Страстях Христовых, держа в голове героя романа о Пилате Иешуа Га-Ноцри из «Мастера и Маргариты». Есть ощущение, что Уэббер и Райс, авторы рок-оперы, Булгакова тоже читали. Вероятно, они даже «Иуду Искариота» Андреева читали (было бы интересно узнать, переводилась ли повесть на европейские языки). Непосредственно образ Иуды, противоречивого, как будто бы лишенного своей воли (на самом деле нет), при этом морализатора и ханжи, очень похож.

Но история, рассказанная в фильме, сильно отличается от произведений русских авторов — она гораздо ближе к Евангелию. И вот почему. Если Андреев не искажал образа Христа, но слишком был увлечен своим заглавным персонажем и просто списал портрет Спасителя со священного текста, то Булгаков вообще не описывал Иисуса Христа. Роман о Пилате — это «евангелие от сатаны», и Иешуа, насмешка над «поисками исторического Иисуса» (целое направление филологических и исторических исследований, старт которым в 1778 году дал немецкий ученый Герман Реймарус работой «Апология рационального верующего в Бога»), — это ложный Иисус. Иисус, искаженный Воландом.

Jesus Christ в фильме, конечно, не ортодоксален, но образа живого Христа он и не искажает. Это, если так можно выразиться, Иисус глазами ищущей молодежи 60–70-х годов ХХ века. Он немножко хиппи, чуточку социалист, однозначно пацифист — но это штрихи к портрету, а от главного никуда не деться: от вселенского значения Его Крестной смерти, от Его моления о Чаше (кстати, именно ария «Гефсимания» — кульминация фильма), от Его подвига в самом высоком смысле этого слова.

Если книжный Иешуа просит Пилата: «А ты бы отпустил меня, игемон», — то кинематографический Иисус, пусть и со скорбью, но принимает волю Отца: «I will drink Your cup of poison / Nail Me to the cross and break Me».

Чем еще интересен этот фильм?

Помимо русской литературы, которую авторы то ли читали, то ли слышали в хорошем пересказе, фильм перекликается с оскароносной картиной «Бен-Гур», вышедшей за тринадцать с половиной лет до него. Я, к стыду своему, увидела это только в прошлом году — последние кадры в них совпадают: закатное солнце и едва заметный, проходящий вдоль линии горизонта пастух.

«Бен-Гур», безусловно, оптимистичнее — в нем явно указывается на то, что история не закончена. Jesus Christ Superstar завершается отъездом съемочной группы под грустную музыку. Есть ли надежда или какой-то намек на грядущее Воскресение? Признаем честно: нет, ни одной нотой. Сюжет поставлен на паузу, и до Пасхи мы должны дойти уже через Евангелие — кинематограф нам ее не даст.

Когда и как этот фильм смотреть?

Будучи хипповым подростком, я смотрела его в компании таких же веселых ребят, под портвейн и бутерброды. К концу просмотра компания притихла — ну не может живой человек пройти мимо Страстей Христовых со смехом или просто равнодушно. Потом мы с одноклассницами поставили эксперимент: уговорили учительницу литературы как раз в рамках изучения «Мастера и Маргариты» посмотреть этот фильм всем классом. Эффект тот же самый: если начиналось все с хихиканья и восторга от того, что три урока (один русский и две литературы) можно провести, отдыхая перед экраном, то в конце все двадцать с лишним человек задумчиво молчали.

Кадр из фильма «Иисус Христос — суперзвезда», режиссер Норман Джуисон

Сейчас я признаюсь в ужасном: я пересматриваю этот фильм в Великую пятницу, между службами Царских часов и выносом Плащаницы. Там как раз есть окошко свободного времени в несколько часов, когда домашние дела и рабочие послушания уже сделаны. Самое эмоциональное богослужение Страстей Христовых — «Двенадцать Евангелий» — совершено накануне вечером, и остается ждать Пасхи.

У работающего человека такого времени нет. В Великую пятницу ему бы отпроситься на тот самый вынос Плащаницы с работы или хотя бы успеть на службу Погребения. Поэтому я рекомендую устроить себе киносеанс вечером на третьей неделе Великого поста — перед Крестопоклонным воскресеньем.

Советую отключить телефон. Проживите эту внецерковную пассию зрением, слухом и душой. Как ни странно, великопостной тишины рок-опера не нарушает.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle