Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Рождественские дары

Священник Федор Людоговский о Рождественском посте.
Есть такая шуточная народная примета: если начинается Великий пост, значит, скоро Пасха. Точно так же начало Рождественского поста говорит нам о том, что приближается Рождество. Дни промелькнут незаметно, и когда мы доживем до праздника, то пойдем на ночную службу, а потом будем дарить друг другу подарки, есть гуся (утку, свинью), радоваться тому, что пост наконец-то закончился.
И всё это хорошо и правильно. Вот только не забывать бы нам о том, чьё рождение мы празднуем, к кому мы пришли в гости. Да и подарки-то гости дарят обычно не друг другу, а виновнику торжества. Ну или, по хоббичьей традиции, деньрожденник одаряет гостей.
Празднуем мы, конечно, рождение Иисуса Мессии, нашего Творца и Спасителя, Бога и Человека. И вот Ему-то в первую очередь и должны принести мы дары. Но что бы это могло быть? Что приятнее всего для нашего Учителя, что для Него всего драгоценее? Как и для любого учителя – видеть, что его труды не напрасны, что ученики усвоили теорию и могут применять ее на практике.
В прощальной беседе с апостолами Христос говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:34–35). Казалось бы, не такое уж неисполнимое требование: все мы, христиане, – ученики одного Учителя, следовательно – единомышленники; так что бы нам друг друга-то и не любить? Это ведь должно быть гораздо более легким делом, чем, скажем, любить врагов (да, Христос ждет от нас еще и этого: Мф 5:44, Лк 6:27).
Но любить других христиан, даже если это наши ближайшие родственники, оказывается, очень непросто. Еще бы: они всё делают не так, как надо. Не так говорят, не так одеваются, не так постятся и не то постят. Им подсказываешь, поправляешь, наставляешь на путь истинный, обличаешь, наконец, – но нет, в ответ никакой благодарности, только обиды, ругань и злоба.
Так проходят за годом год – и однажды православный (сиречь правоверный) христианин задумывается: а как же так? Вроде бы я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи: пощусь два раза в неделю, хожу на всенощную, причащаюсь чуть ли не каждое воскресенье, регулярно исповедуюсь, на храм жертвую, жене не изменяю, с еретиками не молюсь. Почему же не происходит никаких изменений к лучшему в моей душе? Почему я так же зол, завистлив, упрям и глуп, как и десять, двадцать, тридцать лет назад? Да, пожалуй, еще и хуже сделался.
Этот вопрос, должно быть, задавал себе каждый прихожанин (да и клирик) «со стажем». Не берусь давать исчерпывающий ответ – его у меня нет. Но одно предположение всё же осмелюсь высказать.
Возможно, всё это происходит оттого, что мы забыли (или никогда не знали?), чем же мы тут занимаемся, зачем мы здесь – в Церкви – собрались и куда (и к кому!) мы вообще пришли. Нам так долго говорили о посте и молитве, о послушании, которое превыше поста и молитвы, о бесовских искушениях, о борьбе со страстями, об откровении помыслов, о врагах православия, о традиционных ценностях, что мы, кажется, совсем уже забыли о Христе, Его Радостной вести, о Царстве, которое Он открыл нам своей смертью и воскресением.
Помните фильм «Кин-дза-дза»? Летит вся эта компания на пепелаце, а потом неожиданно выясняется, что скрипача-то тут уже нет. «Скрипач не нужен!» – объясняют землянину обитатели планеты Плюк.
Так вот мне порой кажется, что мы давно уже сбросили Христа с корабля современности, выкинули Учителя из головы и из сердца. И потому пост и молитва становятся самодовлеющими ценностями, потому послушание людям оказывается выше послушания Богу, потому делаются возможными странные разговоры о священной войне и об особой миссии русского народа. Христос не нужен! «Завтра сожгу тебя», – говорит Ему великий инквизитор.
Но всё же каждого из нас Господь наградил великим даром – свободой воли. И как бы ни были мы жалки и ничтожны, как бы ни далеки были наши мысли, слова и дела от Евангелия, – всё же, имея помощником и покровителем самого Христа, мы можем, по слову апостола Павла, отложить ветхого человека и облечься в нового.
Как это сделать? Никак, если мы не «поставим Христа в центр своей жизни». Да, эти красивые и правильные слова я и сам не раз произносил. Но легко сказать – однако сделать-то гораздо сложнее. Что ж, будем действовать постепенно. Постараемся узнать Христа из Евангелия. Приложим усилия к тому, чтобы ежедневно, ежеминутно помнить о Нем. Будем думать, говорить и жить в Его присутствии. Не станем делать того, за что нам будет стыдно перед Ним. Напротив, будем стараться делать то, чего Он от нас ожидает. Постараемся ни на мгновение не забывать, что мы Его ученики, что мы призваны иметь любовь хотя бы между собой.
Пожалуй, это и должно стать основным содержанием нашей жизни, и особенно – приближающегося поста. Пища не приближает нас к Богу, говорит апостол. Но любовь – любовь, несомненно, приближает. Так пусть наша взаимная любовь станет даром рождающемуся Богу, который и есть сама Любовь.
Но и сам Господь не хуже хоббитов умеет делать подарки – никто не уйдет обиженным. Младенец Иисус рождается ныне в Вифлееме, чтобы даровать нам вечную жизнь – жизнь с избытком, жизнь во всей полноте. Будем благодарны Ему за этот дар.