От редакции: Двенадцать важнейших праздников Православия — Двунадесятые праздники — посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Мы начинаем цикл из 12 текстов, в которых напоминаем об истории, традициях, литургических особенностях и иконопочитании каждого праздника.
Рождество Богородицы — первый из двенадцати главных праздников в церковном году. Он относится к числу богородичных, так как посвящен событию из жизни Божией Матери, и празднуется 21 сентября (по старому стилю — 8 сентября).
История праздника
В книгах Ветхого Завета неоднократно указывается на Рождество Богородицы (см., например: Быт 3:15; Быт 28:10–17; Исх 8:1–5), но описания этого события мы не найдем в Евангелии. Подробности о жизни Приснодевы, в том числе и об Ее рождении, сохранились в древних сказаниях, проповедях, сочинениях церковных авторов.
Наиболее полно об обстоятельствах рождения Богородицы говорится в апокрифе II века — Протоевангелии Иакова. В Назарете жили двое престарелых, бездетных супругов — Иоаким и Анна. Они посвятили свою жизнь служению Богу и ближним и мечтали о ребенке, горячо молясь об этом Господу. И даже дали обет: если у них будет младенец, то они посвятят его жизнь служению Богу.
В то время бесплодие считалось наказанием Божиим за неправедную жизнь. Кроме того, каждый праведник надеялся, что именно у него или его потомков родится Мессия. И вот, после долгих лет семейной жизни и молитв о ребенке, Анне явился ангел с вестью о рождении в их семействе дочери. Родители назвали новорожденную Марией. Это имя переводится с еврейского языка как «госпожа» или «надежда».
Литургическое почитание
Впервые Рождество Богородицы стали отмечать в Иерусалиме. Однако в какое время началось почитание — неизвестно. В богослужебных книгах V века отсутствуют упоминания об этом событии.
Возникновение праздника можно связать со строительством храма в честь Девы Марии рядом с купелью Вифезда. Согласно церковному преданию, на этом месте находился дом праведных родителей Марии. Вероятно, почитание этого места изначально имело только локальный характер, но со временем стало чтиться во всей Церкви.
В VI веке император Юстиниан вводит празднование Рождества Богородицы в столице Византийской империи — Константинополе. После этого праздник стали отмечать во всей Восточной Церкви.
Возможно, под влиянием восточного христианства в Риме Папа Сергий I в конце VII века включил этот праздник в число четырех важнейших богородичных праздников, совершаемых с торжественной процессией (шествием) по городу. Но повсеместно на Западе он был принят гораздо позже — только в XI веке.
Смысл праздника
Значение праздника Рождества Богородицы раскрывается в его тропаре:
На
церковнославянском языке Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение: и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. |
На
русском языке Твое Рождество, Богородица Дева, возвестило радость целой вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце Правды, Христос Бог наш; уничтожив клятву (проклятие), Он дал благословение и, упразднив смерть, даровал вечную жизнь. |
Как замечает святитель Андрей Критский (ок. 660–740 гг.), Рождество Богородицы одновременно является концом и началом важнейших эпох, встречей двух Заветов: Ветхого и Нового.
Рождение Богородицы дало возможность воссиять над миром новому Солнцу — Солнцу Правды, то есть Христу. Именно благодаря искупительному подвигу Спасителя человек избавляется от проклятия греха, может противостоять ему и иметь надежду на спасение.
Иконография праздника
Рождество Богородицы в большинстве случаев является частью протоевангельского цикла, посвященного зачатию и детству Марии. Изображение Рождества Богородицы входит в разные художественные ансамбли. Самый ранний из сохранившихся относится к VI веку и находится в соборе Сан-Марко в Венеции.
После иконоборческого периода (IX в.) изображение Рождества Богородицы получает широкое распространение. Иконография праздника изобилует деталями: нередко изображают купальщиц, занятых омовением Новорожденной, в руках у дев детские игрушки, здесь же Иоаким, получивший благословение Божие на рождение дитя.
Для иконографии свойственно изображение разновременных событий в одной композиции. Изображение XII века, наиболее близко передающее свидетельство Протоевангелия Иакова о колыбели с младенцем Марией, за которой ухаживают девы, сохранилось в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове. Несмотря на разные художественные приемы и иконографические символы, центром всего повествования является чудесное рождение Богоматери.