Рождество Богородицы: история, икона, смысл

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

От редакции: Двенадцать важнейших праздников Православия — Двунадесятые праздники — посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Мы начинаем цикл из 12 текстов, в которых напоминаем об истории, традициях, литургических особенностях и иконопочитании каждого праздника.

Рождество Богородицы — первый из двенадцати главных праздников в церковном году. Он относится к числу богородичных, так как посвящен событию из жизни Божией Матери, и празднуется 21 сентября (по старому стилю — 8 сентября).

История праздника

В книгах Ветхого Завета неоднократно указывается на Рождество Богородицы (см., например: Быт 3:15; Быт 28:10–17; Исх 8:1–5), но описания этого события мы не найдем в Евангелии. Подробности о жизни Приснодевы, в том числе и об Ее рождении, сохранились в древних сказаниях, проповедях, сочинениях церковных авторов.

Наиболее полно об обстоятельствах рождения Богородицы говорится в апокрифе II века — Протоевангелии Иакова. В Назарете жили двое престарелых, бездетных супругов — Иоаким и Анна. Они посвятили свою жизнь служению Богу и ближним и мечтали о ребенке, горячо молясь об этом Господу. И даже дали обет: если у них будет младенец, то они посвятят его жизнь служению Богу.

В то время бесплодие считалось наказанием Божиим за неправедную жизнь. Кроме того, каждый праведник надеялся, что именно у него или его потомков родится Мессия. И вот, после долгих лет семейной жизни и молитв о ребенке, Анне явился ангел с вестью о рождении в их семействе дочери. Родители назвали новорожденную Марией. Это имя переводится с еврейского языка как «госпожа» или «надежда».

Литургическое почитание

Впервые Рождество Богородицы стали отмечать в Иерусалиме. Однако в какое время началось почитание — неизвестно. В богослужебных книгах V века отсутствуют упоминания об этом событии.

Возникновение праздника можно связать со строительством храма в честь Девы Марии рядом с купелью Вифезда. Согласно церковному преданию, на этом месте находился дом праведных родителей Марии. Вероятно, почитание этого места изначально имело только локальный характер, но со временем стало чтиться во всей Церкви.

Рождество Богородицы. Фреска. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, Псков

В VI веке император Юстиниан вводит празднование Рождества Богородицы в столице Византийской империи — Константинополе. После этого праздник стали отмечать во всей Восточной Церкви.

Возможно, под влиянием восточного христианства в Риме Папа Сергий I в конце VII века включил этот праздник в число четырех важнейших богородичных праздников, совершаемых с торжественной процессией (шествием) по городу. Но повсеместно на Западе он был принят гораздо позже — только в XI веке.

Смысл праздника

Значение праздника Рождества Богородицы раскрывается в его тропаре:

На церковнославянском языке

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение: и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
На русском языке

Твое Рождество, Богородица Дева, возвестило радость целой вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце Правды, Христос Бог наш; уничтожив клятву (проклятие), Он дал благословение и, упразднив смерть, даровал вечную жизнь.

Как замечает святитель Андрей Критский (ок. 660–740 гг.), Рождество Богородицы одновременно является концом и началом важнейших эпох, встречей двух Заветов: Ветхого и Нового.

Рождение Богородицы дало возможность воссиять над миром новому Солнцу — Солнцу Правды, то есть Христу. Именно благодаря искупительному подвигу Спасителя человек избавляется от проклятия греха, может противостоять ему и иметь надежду на спасение.

Иконография праздника

Рождество Богородицы в большинстве случаев является частью протоевангельского цикла, посвященного зачатию и детству Марии. Изображение Рождества Богородицы входит в разные художественные ансамбли. Самый ранний из сохранившихся относится к VI веку и находится в соборе Сан-Марко в Венеции.

Рождество Богородицы. Мозаика. Кафедральный собор Святого Марка, Венеция

После иконоборческого периода (IX в.) изображение Рождества Богородицы получает широкое распространение. Иконография праздника изобилует деталями: нередко изображают купальщиц, занятых омовением Новорожденной, в руках у дев детские игрушки, здесь же Иоаким, получивший благословение Божие на рождение дитя.

Для иконографии свойственно изображение разновременных событий в одной композиции. Изображение XII века, наиболее близко передающее свидетельство Протоевангелия Иакова о колыбели с младенцем Марией, за которой ухаживают девы, сохранилось в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове. Несмотря на разные художественные приемы и иконографические символы, центром всего повествования является чудесное рождение Богоматери.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle