Рождество – праздник бессилия Божия

Александр Королев

Преподаватель английского языка, член Преображенского братства, студент СФИ.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

В чем смысл праздника Рождества – Александр Королев.

 

Вопрос теодицеи – один из самых сложных и актуальных в наше время. Как объяснить зло, когда есть Бог? Как Бог допускает войны, преступления, эпидемии и прочее?

Для многих эти вопросы являются препятствием к тому, чтобы уверовать, прийти в Церковь. Но причиной этих размышлений, как правило, является ложное представление о Боге как о всесильном тиране, контролирующем каждую секунду бытия человека. Во многом такому представлению способствует образ Бога в Ветхом Завете. Антропоморфизм Ветхого Завета представляет нам Его как восточного царя, порою милосердного, но чаще – жестокого и мстительного. Дело в том, что Откровение дается конкретным людям с определенным духовно-нравственным уровнем в конкретный исторический период. Поэтому ветхозаветный образ Бога нам больше говорит не о самом Боге, а о человеке того времени. Но уже в третьей книге Царств в видении пророка Илии (который до этого лично убил десятки языческих жрецов) Бог открывается несколько иным: Господь сказал: «Выйди, предстань на горе перед Господом». И увидел Илия, как мимо идет Господь. Перед Господом – мощный могучий ветер, дробящий горы, крушащий скалы; но Господь не в ветре. Следом за ветром – землетрясение, но Господь не в землетрясении. Следом за землетрясением – огонь, но Господь не в огне. А следом за огнем – тонкий звук тишины…» (3 Цар 19:11–12).

Вся Священная история Ветхого Завета вела к Откровению Бога, явленного нам
прежде всего в Рождестве, а потом и во всей земной жизни Иисуса Христа. Как не похож младенец, лежащий в пещере, на всемогущего деспота, злобного и мстительного, управляющего мирами и человеческими судьбами. Во Христе мы видим, что Бог не всемогущ, а порою и просто бессилен. Бессилен против неверия, против людской зависти и злобы. Оказывается, Бог может действовать там, где человек Ему это позволяет, впускает в свое пространство. «На всё воля Божья» – известная присказка верующих людей. Да в том и дело, что не на всё! Нет воли Божьей на наши грехи, плохие поступки. Нет ничего ужаснее того, когда Богу приписывает все ужасы и кошмары человеческой действительности: болезни, геноцид и пр. Иногда пытаются использовать компромиссную формулировку «попущение Божье». То есть Господь, конечно, мог спасти эту девочку от изнасилования маньяком, но по Своему какому-то «мудрому» плану это не делает? Бог попустительствует злу? Или это Бог стоит за сталинскими репрессиями или нацистскими лагерями? Если Бог таков, то любой порядочный человек просто обязан стать богоборцем. Становится понятным происхождение ереси Маркиона, говорившего о двух богах: злом – Ветхого Завета и добром – Нового.

Трудно человеческому сознанию подняться до уровня Евангелия, и поэтому верующий так и остается в лучшем случае на уровне ветхозаветных представлений о Боге, где Бог является источником и добра, и зла, но так как зла в мире гораздо больше, то и Бог гораздо больше гневается и посылает всякие беды и напасти, чем творит что-то благое. Но такое ветхозаветное восприятие Бога было временным, лишь этапом перед явлением Бога, который открывается нам в Иисусе Христе, которого можно было созерцать в яслях для скота. Разве таким должен был явиться всемогущий и всевластный деспот?

Но и здесь ветхозаветное сознание придумывает «хитрого» Иисуса, который всегда на самом деле оставался Всемогущим Абсолютом, просто притворялся немощным младенцем, потому что это соответствовало некоему плану Божественного вмешательства. Но здесь невольно воскресает старая ересь докетизма, согласно которой подлинного воплощения не было, а значит, не было ни распятия, ни воскресения. Ветхое, языческое сознание не могло принять кенозиса Божества, явленного во Христе.

Но мы с вами должны понимать, что земная жизнь Иисуса не была тщательно отрежиссированной постановкой. Христос не играл, Он действительно жил. И мы увидели, сколько власти и могущества есть у воплощенного Бога. Н. А. Бердяев писал: «Наиболее неприемлемо для меня чувство Бога как силы, как всемогущества и власти. Бог никакой власти не имеет. Он имеет меньше власти, чем полицейский. Категория власти и могущества социологическая, она относится лишь к религии как социальному явлению, есть продукт социальных внушений. Бог не имеет власти, потому что на Него не может быть перенесено такое низменное начало, как власть».

Кто же всем «управляет» среди неверующих людей в мире сем, если нет всё контролирующего божества? Слепой случай, фатум, рок, в конце концов – воля человеческая и дьявольская, но не Божья. Человек вполне может создавать пространства, куда Богу доступ запрещен. И тогда люди отдаются во власть различных стихий и случая. Если «на все воля Божья», то зачем Иисус нам заповедал молиться «да будет воля Твоя»? Как раз потому, что в этом мире на большинство того, что происходит, воли Божьей нет, и это творческая задача христиан, чтобы воля Божья больше и больше распространялась в нашем мире, где гораздо чаще правит не Бог, а слепой случай или злой рок.

Праздник Рождества Христова, на мой взгляд, – это хороший повод поразмышлять над тем, Кто наш Бог, что значит Божья власть и всемогущество, в конце концов, что такое Божья любовь, Кто такой наш Бог, открывшийся нам в Господе Иисусе Христе.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle