28 января 2024 года исполняется 80 лет со дня рождения Джона Тавенера.
Джон Тавенер — композитор-мистик, представитель направления, обозначенного исследователями как «духовный минимализм». Его ставят в один ряд с такими именами, как Хенрик Гурецкий и Арво Пярт. Он не просто сочинял музыку, он вкладывал в нее глубокий духовный смысл. О творческих поисках композитора, о том, почему в его произведениях так много «русского», рассказывает музыковед, научный сотрудник Российского института истории искусств Георгий Ковалевский.
Христианский «Кит»
Родился Джон Тавенер в 1944 году в Лондоне в семье благочестивых прихожан Пресвитерианской церкви. В 1965-м окончил Королевскую академию музыки.
И его уже тогда вдохновляют библейские сюжеты. В 1968 году состоялась премьера оратории The Whale — «Кит». В основу ее легла история пророка Ионы, который был проглочен китом, а через три дня снова появился на свет Божий, чтобы проповедовать жителям Ниневии — призывать их к покаянию.
Изучение традиции
Вскоре молодой композитор начинает серьезно изучать другие направления христианства. В 1977 году он приходит в собор Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне. Знакомится с митрополитом Антонием Сурожским, крестится. И уже до самый смерти мыслит себя именно как православный христианин, хотя и ни разу не был в России.
По просьбе владыки Антония Тавенер пишет музыку и хоры к Литургии свт. Иоанна Златоуста. Но протоиерей Михаил Фортунато — многолетний регент собора — говорит ему, что музыка не подходит для православного богослужения.
Тавенер полностью погружается в изучение церковной традиции. Ему нужно освоить православные гласы — систему осмогласия, принцип построения богослужебного круга и много еще чего. Отец Михаил Фортунато помогает композитору в постижении всех нюансов православной службы.
Более всего Тавенера завораживало знаменное пение. Он начинает сочинять христианские гимны на нескольких языках — английском, греческом, церковнославянском и немного на русском. Проводником композитора в мир русской литургики стала монахиня Фекла — представительница русских эмигрантских кругов в Лондоне.
Стихия православия
В 1980 году Тавенер пишет реквием на стихи Анны Ахматовой для сопрано, баса и оркестра. Сочинение впервые было исполнено под руководством русского дирижера Геннадия Рождественского, который тогда работал с оркестром BBC.
Позже композитор напишет сочинение без слов для виолончели и струнного оркестра — «Покров Пресвятой Богородицы». Инструментальными средствами он пытается передать разные состояния Девы Марии. Каждая часть посвящена определенному празднику или событию: Введение во храм, Благовещение, Богородица у Креста, Успение Пресвятой Богородицы. И заканчивается все Покровом. Слушатели могут услышать имитацию колоколов струнным оркестром, одноголосое церковное пение. В некоторых местах слышны даже отголоски балетной музыки.
Тавенер работает и в крупных жанрах. У него есть опера «Кроткая» — на сюжет рассказа Достоевского. Опера-монодрама «Смерть Ивана Ильича» — по рассказу Толстого. Это одно из последних его произведений, написано в 2012 году — незадолго до смерти. Композитор исследует волнующую тему перехода в иной мир.
Тавенер нашел себя в православной русской стихии. Хотя то, что он делал, переходило границы ее традиционного ортодоксального понимания.
Найти единство в уникальности
Композитор искал себя и за пределами христианства. Он знакомится с суфийской мистикой, изучает напевы дервишей. Так появляется его хореографическое сочинение «Лайла». Суфийская легенда о нераздельной любви — как метафора любви человека к Богу. Любви, которая не может прекратиться, она выше условностей.
Потом композитор идет дальше — в сторону Индии, открывая мистическую традицию индийского богословия. Результатом этого становится опера «Кришна».
Цель Тавенера — выделить какой-то общий корень у любого религиозного сознания. И это — любовь к Богу, общение с Ним. Попытки найти то, что объединяет людей всей Земли, не имеют цель создать единую Церковь. Наоборот, Тавенер хочет подчеркнуть уникальность каждой традиции. И вместе с тем показать глубину общности людей. Миссия искусства в этом и заключается — в объединении людей разных сословий и национальностей.
Композитор так говорил о природе своего творчества:
Я назвал бы себя сосудом, сквозь который проходит музыка. Правда, я не стал бы употреблять слова «сферы». Я бы сравнил свой метод сочинения с методом иконописца. Когда я пишу музыку, передо мной всегда стоит икона Спасителя. С появлением музыки я чувствую, как что-то проходит сквозь меня. Трудно сказать, что это такое и откуда это исходит.
Эти и множество других произведений Тавенера можно послушать/скачать на его авторской странице.