С еврейской Библией к Рождеству Христову. Богословие времени в Ветхом Завете

Священник Александр Зиновкин

Кандидат богословия, кандидат филологических наук, преподаватель древнееврейского языка Санкт-Петербургской православной духовной академии, специалист по семитологии и текстологии Ветхого Завета.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Что зашифровано в Библии? Как протекает время в событиях Ветхого Завета? Почему все-таки Адам съел запретный плод? О чем говорит смех Сарры? Посещает ли Бог наш мир и каким образом? О скрытых смыслах Ветхого Завета рассказывает священник Александр Зиновкин, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой древних языков Санкт-Петербургской духовной академии. Смотрите ролик или читайте расшифровку:

Привычные современному человеку категории времени для обозначения прошедшего, настоящего и будущего времени отсутствуют в древнееврейском языке, на котором написано Слово Божие. На первый взгляд это кажется невозможным, потому что, читая Библию на русском языке, мы понимаем, что описываемая в ней история излагается в привычных нам категориях времени: Бог сотворил, Авраам обрезывает, Давид напишет. Однако данное понимание лишь поверхностно отражает библейское сознание.

Многие ученые, пытаясь восстановить мировоззрение древнего человека через язык, склонны полагать, что глагольные формы не были закреплены за конкретным временем, то есть нельзя с точностью сказать, что есть форма, обозначающая только прошедшее время, либо форма, которая обозначает только будущее время. Глагольная форма в древнееврейском языке выражает прежде всего состояние, в котором мое я было, есть либо будет. Например, «я слушающий сейчас» – это мое состояние, в котором мое я находится в данную минуту; «я слушающий вчера» — это мое состояние, в котором мое я было вчера; «я слушающий завтра» — это мое состояние, в котором мое я будет завтра. Иными словами, в еврейском языке акцент не на времени, а на состоянии, в котором я нахожусь, находился либо буду находиться. Время становится своего рода субъективной точкой зрения того или иного субъекта. Время как объект прекращает существовать.

Особенно это показательно на примере глагола «умирать». Поскольку объективного времени нет, а есть лишь состояние, в котором я нахожусь, то с точки зрения библейского языка неправильно говорить, что «я умер», нужно говорить «я нахожусь в состоянии смертности с 19хх кого-то года» и это состояние, континуум, длится и поныне. Мы не умираем, мы входим в состояние смертности, и субъективно мы должны это чувствовать.

Некогда Моисей получил от Бога послание, которое необходимо было передать еврейскому народу, находящемуся в рабстве в Египте. Это послание должно было воодушевить евреев, сделать их бесстрашными перед лицом фараона и твердыми в своем уповании на Бога. Это послание содержало в себе тайну имени Божия: «Я — Сущий». На еврейском языке это звучит как «эхъе ашер эхъе». В этом выражении дважды используется глагол «быть» в форме, которая не выражает никакого времени, ведь в древнееврейском языке нет глагольной формы, закрепленной за каким-либо временем. Здесь выражается состояние, о котором мы уже сказали, и состояние континуума: «Я есть, который Я есть», или «Я-Сущий». Это послание означало, с одной стороны, что Бог является Личностью, потому что имеет Свое Я, а, с другой стороны, то, что Бог вне времени, Его состояние сейчас и в еще не наступившем одно и то же, что Мое Я во времени и в пространстве всегда есть. Таким образом, услышав данное послание, евреи, находящиеся в рабстве в Египте, должны были понять, что Бог с ними сейчас и будет всегда в самых непростых для них ситуациях.

Именно это же послание озвучил и пророк Исаия, когда произносил пророчество о рождении Еммануила от Девы. Ведь еврейское слово «Еммануил» состоит из двух слов: «имману» и «Эль». То есть буквально: «с нами Бог». Это абсолютное тождество с тем посланием, с которым пришел Моисей к евреям: Бог не просто родится, а потом уйдет — Бог есть всегда, Дева родит Бога Сущего, Того самого, который вывел евреев из Египта, Того, Кто всегда пребывает со Своим верным народом. Исходя из сказанного, нам следует сделать простой вывод: Бог всегда есть рядом с нами, Он не ограничен во времени, а человек, который верит в Бога, должен понимать, что не нужно ждать много лет, чтобы встретиться с Богом, главное — войти в состояние, которое позволит ощутить Его в Своем сердце уже с сегодняшнего дня.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle