Сегодня не только Сретение

Владимир Берхин

Президент фонда «Предание.ру». Колумнист.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Сегодня не только Сретение. Сегодня Международный день детей, больных раком. День памятования о зле.

О настоящем, почти абсолютном зле.

Не только у врачей есть свои кладбища — они есть и у людей нашей профессии. И на этих кладбищах есть и очень небольшие могилы. Детские. И непонятно, как так может быть.

Когда человека губят другие люди — есть хотя бы тот, чья воля привела к смерти. Когда человек губит себя сам — в этом есть пусть и нерадостная, но логика.

Но когда от болезни, чьи причины неизвестны, страдают те, кто ни в чём не может быть виноват по определению, — становится страшно. Наш разум, привыкший искать в мире логику и связи, просто разрывается на части.

Особенно если такое зло касается лично, а не остаётся где-то так далеко.

Я не знаю решения проблемы зла, проблемы теодицеи. Философ Игорь Зайцев написал целый цикл статей «И где был ваш Бог» об этом специально для нашего блога — но я не смог их даже читать. Потому что мне всё это кажется слегка лишним.

Потому что невозможно избавить от боли рациональным рассуждением. Невозможно вылечить ни насморк, ни рак логическим обоснованием — почему он случился и зачем он нужен именно этому человеку именно сейчас.

Если у меня болят зубы, мне нужен стоматолог, а не философ. И когда приходит горе, когда зло побеждает, нужно не то, что объяснит, а то, что утешит.

И это утешение всегда конкретно, потому что зло, как и добро, не бывает абстрактным.

Мы запросто терпим ужасные вещи, пока они происходят не с нами, и нас нисколько не веселят прекрасные события, случившиеся с кем-то другим. Но чем ближе подходит счастье, чем ближе подступает горе — тем они реальнее. И тем меньше толку от рациональных объяснений.

Поэтому я не вижу смысла искать смысл страданий или надеяться на Божий план в том, что София Шевченко умерла от саркомы Юинга.

Но я видел и вижу смысл в том, что зло не оставалось безответным. Это не только мой долг, как христианина, Божьего солдата. И если Бог сотворил жизнь, то, когда жизнь в опасности, надо сражаться: наших бьют. И неважно, как так получилось, что бьют.

Считать врагов будем после драки. Не потому, что пути неисповедимы, а потому, что даже подробно изложенный план Божьего замысла ничем нам не поможет и ничему нас не научит, и об этом говорит весь Ветхий Завет от начала до конца.

Если мы хотим жить эту жизнь, а не витать в фантазиях, то следует исходить из фактов. А факты, печальные факты таковы, что мы не победим всего зла в этом мире. Мы даже не сильно уменьшим его. Но мы можем быть Божьими руками в этом мире, можем утешать плачущего, кормить голодного и помогать ребёнку, которого поразил рак.

Это и будет теодицея — наше дело, наша работа, наша жертва и то, какими мы станем в результате. Когда уже наше станет, наконец, Божьим, а не просто нашим.

Сегодня день борьбы с детским раком. Вот тут мы пытаемся помочь мальчику Билолу, который может умереть просто потому, что заболел.

Мы не можем гарантировать, что он выживет. Мы не можем гарантировать, что он будет здоров. Но я точно знаю, что милосердие Божие вручено в ваши руки.

И если вы не можете или почему-то считаете неправильным помочь деньгами — вспомните ребёнка в молитве. Это тоже важно.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle