Сергей Соловьев: фильмы, с которыми мы взрослеем

Ольга Лебединская

Внештатный сотрудник фонда «Предание», журналист, продюсер, организатор кинопроизводства.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Что объединяет все фильмы мэтра? То, что их интересно смотреть, жить жизнью их героев. А еще безупречный вкус в соединении несоединимого. Свое, но очень бережное видение классики в экранизациях и непременные отсылки к ней же во всех остальных работах. Воспитание вкуса и чувств своих зрителей.

Я повзрослела с фильмами Сергея Соловьева. Первый фильм, который помню из детства, — «Станционный смотритель». Он снят по одноименной повести А. С. Пушкина. История о родительской любви, о надеждах, что твоему ребенку уготована счастливая жизнь. О том, что и для тебя найдется место в этой жизни. О раскаянии, когда уже ничего не изменишь. 

Живут папа с дочкой. Самсон Вырин — станционный смотритель. Дуня — совсем ребенок, папина дочка, его свет в окошке. И вот заезжий гусар увозит юную красавицу в столицу, разрушив жизнь старика. Спустя время Самсон отправляется на поиски дочери и находит ее, живущую в полном благополучии. Но роскошная жизнь не сделала ее счастливой. 

Проходит несколько лет, Дуня все-таки приезжает с тремя детьми в родные места. Но отца уже нет в живых. И кажется, выражение «умер от горя» очень здесь уместно. Запоздалые раскаяния — кому они нужны…

Никогда не могла понять: ну почему же нельзя было и папу взять жить к себе? Почему от него откупились несколькими ассигнациями? Кстати, сама повесть написана просто и буднично, что добавляет ей трагизма. Сергей Соловьев своим особым киноязыком сделал из прозы поэзию.

Он часто снимал своих муз в главных ролях. Вот и здесь в главной роли его жена на тот момент — Марианна Кушнерова. Необыкновенно хороша и органична. А красавец гусар — молодой Никита Михалков, и этим все сказано. Как минимум понятно, почему бедная Дуня все бросила и уехала с ним, несмотря на риск оказаться ни с чем.

А потом случились «Сто дней после детства»

Действие картины разворачивается в пионерском лагере. Лето, старинная усадьба, горячие юные сердца. Все располагает к тому, чтобы влюбиться и наделать много глупостей. Все смешалось в сюжете. Лопухин любит Ерголину. В него самого влюблена Загремухина. А еще пионервожатый и по совместительству скульптор Сергей со своими экспериментами. Страсти разгораются нешуточные. У нас у каждого были свои сто дней после детства, своя первая любовь. 

Выразить эмоции и высказать чувства опять помогает классика. Ребята участвуют в постановке по пьесе Лермонтова «Маскарад». Как это тонко — ввести Лермонтова для исследования подростковых рефлексий. И сколько такта и хорошего вкуса для этого надо. Все это есть в фильме. Красивое окончание детства.

И опять муза — юная Татьяна Друбич, будущая жена. 

Фильм высоко оценили не только наши зрители, но и недоступная тогда заграница — премии в Западном Берлине, в итальянском Авеллино, в Белграде.

А в 1977 году — Государственная премия автору сценария, режиссеру и художнику.

Это было только начало. Сергей Соловьев задумал трилогию о юности.

Вторым фильмом стала картина «Спасатель», менее известная, чем «Дни», но не менее интересная.

Дети чуть подросли. Главный герой Виля Тишин, работающий спасателем на водной станции, должен уйти в армию. Его матушка хочет устроить достойные проводы с друзьями и девушкой сына. Проблема только в том, что нет у героя девушки. И он просит случайную барышню Олю сыграть эту роль. Она соглашается, и —  «о, времена… о, нравы» — между ними случается близость. А впереди полная неопределенность.

А тут еще бывшая одноклассница Ася, которая любит учителя литературы. Ася замужем за закройщиком Ганиным и ждет ребенка. В общем, там такой замес получился — с дуэльными сценами, попыткой суицида. Асю, которая решила утопиться, спасает Виля. Ребята понимают, что духовно близки, но не знают, что с этим делать. И если в начале фильма у героя не было ни одной девушки, то теперь в армию его провожают две.

Сергей Соловьев закрутил такой клубок неразрешимых нравственных проблем, что раскрутить его зрителям тоже не удается. У каждого героя своя правда. И нет однозначных ответов. Да и не должно их быть. В жизни же их тоже нет. 

Последний фильм трилогии — «Наследница по прямой»

Опять классик. Опять Пушкин. В него, в его поэзию влюблена главная героиня Женя. Ей всего 13. Она романтична и кажется окружающим немного странной, если не сказать чокнутой. Ведь она считает себя родственницей великого поэта. А ей кажется странным этот взрослый, меркантильный мир. 

Утешает разбитые чувства девочки сам Александр Сергеевич. В финале он появляется в исполнении гениального Сергея Шакурова. Непонятно? Странно? Как сказал Сергей Соловьев в одном из интервью: «Вы хотите, чтобы все было понятно? Но многие вещи определению просто не поддаются!»

Интересно проследить трансформацию героинь Татьяны Друбич во всех трех фильмах. В «Днях» это юная школьница с романтическими представлениями о жизни. В «Спасателе» — студентка, которая и хочет жить по-настоящему искренне и честно, но в финале возвращается к своему мужу — успешному «индивидуальному предпринимателю». В «Наследнице по прямой» это пустая певичка — девушка «делового человека», будущего хозяина жизни.

И наконец «Асса», снятая в 1987 году, на самом изломе времен. 

Я помню впечатления от этого фильма. Хотелось разглядеть каждый кадр, запомнить каждое слово, впитать каждую нотку. Фильм вроде бы о нашей жизни. Но она как будто уже и не наша. О жизни, которая вот-вот должна случиться. Предчувствие перемен так щемяще своей неотвратимостью. Перемен к лучшему, конечно. Кто ж знал, что лучшее — это мы сами, наша юность, наши надежды и наши будущие дети.

Много всего про «Ассу» сказано. Фильм или любят, или ненавидят. Равнодушных нет. Это признак настоящего. Настоящее рождает споры, в которых не обязательно рождается истина, но как минимум ищется.

Ну вот как банальная история цеховика и его девушки на фоне криминальных разборок в атмосферных ялтинских экстерьерах стала гимном поколения? А вот все совпало. Режиссерский гений собрал великолепный разножанровый пазл, и он сошелся. Сюжет, место действия, даже — время года, атмосфера пост советского модерна, умопомрачительная андеграундная музыка, шикарный каст, эйдельмановская линия, мальчик Бананан, «Мама — Анархия» — нет ничего лишнего, важно все. 

А в конце грохнуло: «Перемен требуют наши сердца!» О, да! И не важно, что мы не знали, каких именно перемен хотим, и сколько за них надо будет заплатить!

Закончить хочу финальным диалогом Лопухина и Загремухиной после того, как она открыла ему свои чувства: 

— И что же нам теперь делать, Митя?

— Ты знаешь, Соня, я думаю, делать нам ничего не надо… Помнишь, Сережа нам рассказывал про Джоконду? Ведь никому от нее ничего не надо… Просто надо смотреть на нее долго, запомнить всю и потом носить с собой целую жизнь, и тогда все будет хорошо. Нам ведь друг от друга ничего не надо… Давай просто запомним это лето…

Давайте и мы будем смотреть и пересматривать фильмы, которые не дают забыть то самое лето. И тогда все будет хорошо…

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания