«Учитель, где Ты живешь?» (Ин 1:38). Будущие апостолы хотели узнать, где дом Иисуса, каков Его род и есть ли у Него школа. Так и мы, стремясь больше узнать о Христе, вступаем в область языкового, этнического, литературного и культурного контекста, в сферу библеистики. Протоиерей Леонид Грилихес в книге «Дом Иисуса» просто и увлекательно рассказывает о Евангелии в свете того, что обсуждалось и переживалось современниками Иисуса.
Байт — школа
Слово «дом» имеет множество коннотаций. Вероятно, это справедливо для большинства языков. Однако у ивритского «байт» есть своя «национальная специфика. Это не только «строение» и не только «народ, род, клан, семья». Байт — также и «Храм, дом Бога нашего». И, наконец, есть еще одно особое значение — «школа».
Когда мы читаем, что «Дом Гиллеля» спорил с «Домом Шаммая», то это о споре двух школ. А школа — это учитель со своими учениками. Слово ученики (евр. талмидим) указывает на определенный социальный статус. Есть писцы, книжники, мудрецы (так сами себя называли фарисеи), но есть также ученики. В Евангелии от Иоанна Фома обращается к своим сюммафетай — «соученикам», товарищам по школе (Ин 11:16).
Предмет изучения
Даже на современном иврите «школа» — бейт сефер, «Дом Книги». И израильские школьники каждое утро идут в «Дом Книги». Современный школьник по традиции называется талмид бейт сефер — «ученик Дома Книги». Но ученик тех времен, в I веке — это тот, кто действительно посвятил себя целиком изучению Книги, Священного Писания, и той особой системе интерпретации и толкования Писания, которая была представлена его учителем.
Приемы толкования
В корпорации ученых законников, фарисеев хахамим практика толкования осуществлялась при помощи четко сформулированных логических приемов, так называемых семи миддот рабби Гиллеля, регламентирующих переход от текста Священного Писания к определенному заключению или постановлению. Осуждается произвольное толкование Торы. Но в рамках этих правил, как показывают бесчисленные разногласия и противоречия между «домами» и отдельными учителями, существовала значительная свобода и место для проявления индивидуальных особенностей. Указывают более 350 положений, касающихся самых различных сторон еврейской жизни, по которым не соглашались школы Гиллеля и Шаммая.
Возрастной ценз
Что важно: школа была пожизненной. Она не ограничивалась, как сегодня, десятью, одиннадцатью годами. Ученик не имел возрастного ценза. В определенном смысле он являлся «живой книгой», носителем устного предания, тем, в чьем сердце (памяти) сохранялось знание, воспринятое от учителя. Сегодня книги хранятся в библиотеке. Но в то время именно корпорация учеников обеспечивала преемственность и доступность знания. Устное предание — «Тора на устах» — сохранялось на устах учеников.
За этим стоял большой труд и самоограничение. Чтобы запомнить, сохранить и в точности передать объемы, сопоставимые с десятками книг, требовалось значительное интеллектуальное напряжение. Я специально останавливаюсь на этом. Потому что обычно, когда речь идет об устной традиции, представляется, что она сохраняется где-то в «облаке». Что она принадлежит «коллективному сознанию», которое не персонифицируется. Но это не так. За этим стоит сознательный выбор, требующий большой внутренней дисциплины и умственного труда. Ученики — те, кто сделали этот выбор и приняли на себя «иго Торы». Торы, «которая на письме» и которая «на устах».
Ученичество не может быть лимитировано — объем знаний превышает возможное. «Ты не обязан закончить работу, но ты не волен бросить ее. Награда? — Знай, что плата праведникам в будущем». Другое высказывание того же рабби Тарфона (вторая половина I века по Р. X.), обращенное к ученикам: «День короток, работы много, работники ленивы, плата велика, Хозяин торопит». Про самого рабби Тарфона говорили, что он подобен горке орехов — берешь один, и сыплются все, сталкиваясь друг с другом.
Социальная поддержка
Те, кто решались посвятить себя изучению Писания, пользовались социальной поддержкой. Они официально освобождались от налогов и общественных работ: «Со всякого, кто берет на себя иго Торы, снимается иго власти и иго всеобщей обязанности».
В свете этого понятней становится евангельская история с дидрахмой (Мф 17:24–27), где сборщик налога на Храм не настаивает на уплате, но предлагает, как представляется, сделать добровольное пожертвование: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?
«Иго Торы» и «Иго Иисуса»
Но еще выразительнее другое. В мире (как минимум в кругу фарисеев и их приверженцев), где самая большая добродетель — «взять на себя иго Торы», раздается призыв: Придите ко Мне… возьмите иго Мое на себя (Мф 11:28–29). В мире, где «иго Торы» облегчает финансовое и трудовое бремя, Иисус возглашает: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас… ибо иго Мое — благо, и бремя Мое — легко (Мф 11:28, 30). Взять «иго Торы» — обучаться Торе. Но в Евангелии: возьмите иго Мое… и научитесь от Меня. Вот, никак не обойти нам этой темы: Тора и Иисус.
Количество учеников
Дом (школа) вмещал всего несколько учеников. У Иоханана бен Заккая их было пятеро. У Гиллеля, который не был слишком строг в отборе учеников, — восемьдесят. Правда, отмечается, что «двадцать из них — люди среднего дарования». У Иисуса — двенадцать: когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать (Лк 6:13).
Каждая школа представляла собой братство или семью единомышленников, объединенных общим интересом. Интересом к Писанию. Про Иоханана бен Заккая сообщается, что прежде, чем стать учителем, он изучал Тору сорок лет. Так же и рабби Акива. Но и далее, окруженный учениками, он продолжает занятия, заявляя смиренно, что учится у своих учеников.
Чем грозит прекращение учения
Прекращение или приостановка в учении приводит к потере всего.
Все время, пока был жив Иоханан бен Закай, пятеро его учеников находились при нем. После его смерти ученики переселились в Явну. Но Элиазар бен Арах (самый выдающийся из учеников. — Л. Г.) ушел к жене в Эммаус, в место, которое отличалось своей красой и обилием воды. Он ждал, что его бывшие соученики придут к нему, но они не приходили. И когда он, наконец, решил отправиться к ним, жена не пустила его. «Кто в ком нуждается?» — спросила она. «Они во мне», — ответил ей Элиазар. Сказала жена: «Мешок с едой и мыши, кто к кому идет: мыши к мешку или мешок к мышам?» Послушал ее рабби Элиазар бен Арах, остался и забыл учение. Когда же те пришли к нему, они задавали ему вопросы относительно Торы, и он не мог им ответить.
«Кто не прибавляет (в изучении Торы. — Л. Г.), — говорил рабби Гиллель, — убавляет!» Сравните это со словами Иисуса: Кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк 11:23).
Школа Иисуса
Притча как основной дидактический прием Иисуса
В экседрах древнегреческого гимнасия изучали геометрию и доказывали теоремы, в иерусалимских «домах исследования» (бейт мидраш) исследовали Тору и особые экзегетические приемы учителя. Иосиф Флавий: «Школы иудеев… основывались на толковании древних законов (то есть Торы. — Л. Г.)» (Иудейские древности, 18, 1, 2). Каждая школа — это попытка «освоения» Торы. И свои подходы к Торе. У фарисеев — миддот (методы толкования; логические формулы (правила) талмудической герменевтики. У кумранитов — пешер (группа толковательных комментариев к Священному Писанию). У Филона — аллегория. Иисус делал многое по-Своему. По-новому. Он предложил уникальный способ интерпретации и апелляции к Писанию через машаль — «притчу» — и Свою жизнь (см. Лк 24:27). Евангелист Марк сообщает, что Иисус многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все (Мк 4:33–34).
Притча на площади и притча в «доме»
Притча обращена к толпе. Но она имеет и другую сторону, которой она повернута к ученикам. Есть то, что слышит толпа, и есть то, что потом обсуждается и «проходится» с учениками. Есть народ, который «своими ушами слышит и не разумеет» (Мк 4:12). И есть круг учеников, которым Он говорит, «сколько они были способны слышать». Притча на площади и притча в доме. Есть притча как аллегория. И есть притча как возможность углубиться в Текст. Как особый прием работы с Текстом. И это не разные притчи, а одна.
После доказательства теоремы учитель обращается к классу: «Вы поняли? Всем все ясно?» Предлагая и разбирая притчу, Учитель говорит своим ученикам: неужели и вы еще не разумеете? (Мф 15:16); неужели и вы так непонятливы? (Мк 7:18); не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? (Мк 4:13). Вероятно, это на все века. Везде и повсюду учитель ждет от своих учеников большей расторопности и смекалки: О, несмысленные и медлительные сердцем! (Лк 24:25); Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? (Мк 8:17).
«Книжник, наученный Царству Небесному»
В конце концов приходит день, когда Иисус спрашивает Двенадцать (этим рассказом Матфей заключает свой сборник притч): «Поняли ли вы все это?» Они говорят Ему: «Да!» На что Он говорит им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен человеку хозяину дома, который выносит из сокровищницы своей новое и старое (Мф 13:52).
Я думаю, что тот самый момент, когда ученики ответили Иисусу «Да! Мы поняли и уразумели все то, чему Ты нас наставлял», — можно принять за начало новой школы. Школы Иисуса из Назарета. Потому что «Да!» в данном случае — не только подтверждение, что они уяснили и затвердили, чему обучал их Наставник. Этим «Да!» они удостоверяют (и это очень важно!), что могут безошибочно и в полном объеме передать все то, что они слышали и чему научились от Него.
Рождение школьной традиции
«Да!» — фиксация того факта, что отныне заработал механизм традиции. Слово традиция на иврите передается двумя способами: каббала, что значит «принятие», и масорет, что значит «передача». Когда Двенадцать говорят: «Да!», они подтверждают оба эти значения: они переняли, усвоили учение, и они способны передать его. «Да!» — восклицают ученики. «Принимающий вас — Меня принимает!» (Мф 10:40) — говорит Учитель.
Мы восхищаемся учением и Учителем. Но разве не заслуживают удивления также и ученики? Сам Учитель дает им такую оценку: Слушающий вас Меня слушает… имена ваши написаны на небесах (Лк 10:16, 20). Отныне вы «подобны Господину Дома» (бааль на иврите не только «хозяин», но также и «господин»). Конечно, ученик не бывает выше своего учителя, но, добавляет Лука: усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его (Лк 6:40). И довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его (Мф 10:25).
Ученики: рыбаки-простецы или книжники и мудрецы?
Но вернемся к этому краткому манифесту новой школы — всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен человеку хозяину дома, который выносит из сокровищницы своей новое и старое (Мф 13:52). Обратим внимание: Иисус называет здесь своих учеников книжниками. В нашем отстраненно-романтическом представлении Двенадцать — рыбаки-простецы. Но Учитель называет их учениками и книжниками.
И это не единственное место. В Евангелии от Матфея Иисус, имея в виду Своих учеников, говорит: Я посылаю… пророков, и мудрых, и книжников (Мф 23:34). Вот как определяет Он статус Своих учеников: они пророки, книжники и мудрецы. Мудрецами (хахамим) называли себя те, кого наши Евангелия называют фарисеями. Слово фарисеи (прушим) имеет уничижительное значение «отщепенцы». Так мог назвать их недолюбливающий и враждующий с ними царь Янай. Фарисеями-отщепенцами их называют их оппоненты. Так называет их и Иисус. Ессеи, авторы кумранских текстов, называли фарисеев «толкователями скользкого». Но сами себя фарисеи называли словом хахамим «мудрецы».
К кому посылает Иисус Своих пророков, мудрецов и книжников? Он их посылает к книжникам и к мудрецам. К тем самым книжникам и мудрецам- фарисеям, в адрес которых Он возглашает семикратное «Горе вам!»
Семь раз на протяжении краткого текста (Мф 23:13–36) Он называет книжников и фарисеев «лицемерами» (Мф 23:13, 14, 15, 23, 25, 27, 29). Пять раз Он называет их «слепыми» (Мф 23:16, 17, 19, 24, 26). Два раза — «безумными» (Мф 23: 17, 19). И один раз — «змеями, порождением ехидны» (Мф 23:33).
И кого посылает Иисус к этим змеям, ослепленным в своем безумии, «книжникам» и «фарисеям-мудрецам»? Он к ним посылает «пророков, книжников и мудрецов». Он обличает книжников и мудрецов-отщепенцев. И Он посылает к ним книжников и мудрецов-пророков. Слово пророк в данном контексте говорит о том, что книжная мудрость апостолов идет рука об руку с богообщением.
Полемика, споры, распри
Здесь не просто полемика, а, если хотите, острая схватка двух школ, двух Домов. Первый Дом представлен фарисеями и их учениками. А второй — Дом Иисуса, то есть Сам Учитель и Его ученики. Которых Он хоть и называет теми же словами (книжники и мудрецы), но противопоставляет и ставит выше учеников фарисеев (талмидей хахамим).
Разногласия между Домом Гиллеля и Домом Шаммая
Споры и противостояния школ могли быть очень острыми и непримиримыми. Про школы Гиллеля и Шаммая говорится, что одни запрещали то, что другие дозволяли, и наоборот. Несмотря на это, последователи обеих школ совершали браки между собой (то есть брали в жены дочерей своих оппонентов), чтобы продемонстрировать «дружбу и взаимное приятие, а также осуществить сказанное: любите истину и мир (Зах 8:19)». Но после смерти Гиллеля и Шаммая (а это как раз то время, которое нас интересует; Шаммай, предположительно, дожил до 30 года) ситуация резко меняется — два Дома разошлись окончательно: «умножились разногласия в Израиле и Тора разделилась на две Торы».
Спор фарисеев и саддукеев
Вот другой пример, из середины I века — распря между фарисеями и саддукеями, которая вспыхнула в Синедрионе. И поскольку собрание разделилось и сделался большой крик, то понадобилось вмешательство блюстителя порядка тысяченачальника и воинов, чтобы разрешить ситуацию. Интересно, о чем они спорят таким неистовым образом? О бытии ангелов и о воскресении из мертвых! (Деян 23:6–9).
Некоторые из его деяний упомянуты и Иосифом Флавием. Однажды он приказал внести в Иерусалим знамена с изображением императора. «Иудеи пришли в страшное волнение» (Иудейская война, 2, 9, 2). В другой раз Пилат пожелал воспользоваться корбаном, то есть храмовой казной. «Народ был сильно возмущен… и с воплями окружил его судейское место» (там же, 4).
Но похоже, что не только посягательство на веру, но и сама вера могла стать предметом отчаянного противостояния. «Тора разделилась на две», — сообщает трактат Сангедрин. «Произошла распря… и собрание разделилось», — читаем мы в Деяниях у Луки. «Умножились разногласия в Израиле» — Сангедрин. «Сделался большой крик… раздор увеличился» — Деяния. Все бурлит и накалено до предела. Стоит поднести спичку, и тут же, как огонь, вспыхнет распря (Деян 23:7).
Фарисеи спорят с саддукеями (Деян 23: 6–9). Книжники спорят с учениками Иисуса (Мк 9:14). Ученики Иоанна спорят с иудеями (Ин 3:25). Иудеи спорят между собой (Ин 6:52; Деян. 28:29). На суде перед Феликсом Павел как о чем-то необыкновенном и заслуживающем особого внимания сообщает: не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения, и ни в святилище, ни в синагогах, ни по городу они не находили меня с кем-либо спорящим или производящим народное возмущение (Деян 24:11–12). Правда, чуть ниже он все же признается, что было одно то слово, которое громко произнес я, стоя между ними (Деян 24:21).
Дебаты с Иисусом
Это время отчаянных споров. И когда мы читаем, что пятеро в одном доме разделятся, трое против двух, и двое против трех (Лк 12:52), не мир пришел Я принести, но меч (Мф 10:34), не мир, но разделение (Лк 12:51), «Я пришел, чтобы бросить огонь на землю!» (Лк 12:49), то понимаем, что евангельская проповедь не стояла в стороне, а, напротив, самым решительным образом сражалась на поле неутихающих идейных баталий.
Идейные баталии — это, конечно, словесные прения. Главное оружие — слово. Но и словесные нападки могут осуществляться с большим напором: Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его (Лк 11:53–54). Вот самый яркий пример (Мф 22:15–22; Мк 12:13–17; Лк 20:19–26): фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. Пошли и совещались — это звучит по-еврейски, то есть мы имеем пример гебраизма. На иврите глагол «идти» в сочетании с другим глаголом может указывать на длительность действия. Итак, фарисеи не прекращают совещаться и посылают к Нему учеников своих с иродианами. Эти иродиане, как полагают, были провластно настроенные приверженцы семьи Ирода. Но нельзя исключать, что это ученики особой элитной школы при царской резиденции. Лука характеризует все это посольство, направленное к Иисусу, как «людей хитрых», чья задача «уловить Его в каком-либо слове». Далее следует вопрос про динарий: Позволительно ли давать подать кесарю, или нет? И известный ответ: Кесарево кесарю, а Божие Богу. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали. Там, где сражаются словом, победить, обезоружить своего оппонента — заставить его замолчать!
Но надо сказать, что «наступательная тактика» Самого Иисуса имеет схожую стратегию. Он задает неудобные вопросы, которые ставят ответчиков в сложное положение. Они должны принять Его сторону либо признать то, что признавать представляется неудобным или нежелательным. И они слагают оружие — умолкают. Либо отступают — уклоняются от ответа и заявляют: «Не знаем!»
Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.
Лк 6:9
Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном… Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне! Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, — то Он скажет: почему же вы не поверили ему? А сказать: от человеков — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк. И сказали в ответ Иисусу: не знаем!
Мк 11:29–33
Народ — свидетель, арбитр и адресат публичных прений
Есть Иисус, есть Его оппоненты, но есть еще один очень важный участник всех этих историй. И не могли уловить Его в слове перед народом. А сказать: от человеков — боялись народа. Да, это народ. «Многие толпы», как любит говорить в своем Евангелии Матфей. Они следуют за Иисусом (Мк 5:24), обступают, теснят (Мк 5:31; Лк 8:45), неотступно слушают Его (Лк 19:48) и то приходят в великое изумление (Мк 5:42), то ужасаются (Мк 10:26), то радуются (Лк 13:17), то спорят (Ин 7:43) и толкуют о Нем (Ин 7:12), то усмехаются (Мк 5:40), а то, недоумевая, прославляют Бога (Мк 2:12). Здесь весь спектр возможных реакций. Это такая стихия, которую сложно определить. Она все время в движении. Но даже когда народ молчит, как в приведенных выше примерах, он все равно остается свидетелем, арбитром и главным адресатом всех публичных прений.
Гиллелеиты и шаммаиты о жертвоприношении
Гиллель учил, что всякий, кто приносит жертву в храм, перед тем как передать жертвенное животное священнику, должен возложить на него руки. Подобная практика акцентировала участие жертвователя в священнодействии. Шаммай резко возражал. Он санкционировал жертвы, не требуя, чтобы приносящий возлагал на них свои руки. Но одного из учеников Шаммая так поразило решение Гиллеля, что он, чтобы поддержать постоянного оппонента своего учителя, привел к храму целое стадо и раздавал за свой счет животных всем, кто был готов следовать галахическому постановлению Гиллеля.
Гиллелеиты и шаммаиты об учениках
Гиллель считал, что всякий человек может проходить обучение. В школе Шаммая держались другого мнения: «Обучать следует умного, скромного, благородного и богатого».
Гиллелеиты и шаммаиты о разводе; позиция Иисуса
Два учителя придерживались крайне различных взглядов на развод. Шаммай считал, что муж имеет право выгнать жену только вследствие совершенного ею прелюбодеяния. Гиллель говорил: даже в том случае, если у нее подгорит еда. При этом оба ссылаются на Тору. И более того — на тот же стих, на те же самые слова. Один прочитывает ерват давар (Втор 24:1) как «дело блуда», а другой как «некое искажение». И Тора разделилась на две!
Очевидно, что Иисус по вопросу развода целиком склоняется на сторону Шаммая, и Его ответ дословно повторяет формулировку последнего. В некоторых случаях Он, напротив, ближе к Гиллелю.
Гиллелеиты и шаммаиты о главной заповеди; позиция Иисуса
Сохранились рассказы о том, как язычник, желающий перейти в иудаизм, приходит сначала к рабби Шаммаю, но, не получив удовлетворения, обращается к более гибкому, не столь ригористичному рабби Гиллелю. Один из таких рассказов звучит следующим образом:
Один чужестранец пришел к Шаммаю. Говорит ему: обрати меня в иудаизм на том условии, что ты обучишь меня всему Закону за то время, пока я стою на одной ноге. (Шаммай) прогнал его аршином, который был в его руке. Пришел тот к Гиллелю, и он обратил его, сказав: не делай ближнему твоему того, чего не желаешь себе. В этом весь Закон.
Несложно заметить, что евангельские слова как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки (Мф 7:12) предполагают знакомство с утверждением Гиллеля. Более того, непосредственно с ним соотносятся. Заключение в этом закон и пророки выглядит как прямая отсылка к Гиллелю. С другой стороны, формулировка Иисуса задает совершенно иную — евангельскую — меру. Отрицательная формулировка Гиллеля — «не делай ближнему того, чего не желаешь себе» — призвана удержать человека от зла и поставить преграду неуважительному отношению к другому. В словах Иисуса «поступайте, как хотите, чтобы поступали с вами» — побуждение к любви, к самому заботливому и внимательному отношению к ближним.
Из книги “Дом Иисуса” протоиерея Леонида Грилихеса (М: Никея, 2022)