«Слово пацана» — «Черная весна» и наши дети: что здесь правда, а что ложь

Ольга Лебединская

Внештатный сотрудник фонда «Предание», журналист, продюсер, организатор кинопроизводства.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

У подростков — героев нашумевших российских сериалов «Слово пацана» и «Черная весна» много общего. Им некуда пойти со своими проблемами, они вынуждены как-то справляться сами. Это получается дико, трешово, вне рамок принятых моральных норм и Уголовного кодекса. Как же найти контакт со своими подросшими и такими непонятными детьми? Чему нас учат эти сериалы? Обсуждаем с Оксаной Куропаткиной — культурологом, доцентом Центра изучения религий РГГУ.

Контекст разный — проблемы одни

В сериале «Слово пацана» действие происходит в Казани конца 1980-х. На дворе перестройка, какой-то подъем, люди ждут перемен. Они не доверяют власти и идеологии, но все равно на что-то надеются. «Горбачев сказал, через год здесь будет Америка», — говорит Вова Адидас. Тогда так думали многие.

«Черная весна» — начало 2020-х. Маленький приморский городок, где время будто замерло: духота и уныние вокруг. Атмосфера напоминает романы Сэлинджера, которого так любит главный герой сериала Мэл. Взрослые давно смирились с этим. А вот подросткам хочется бунтовать.

Страна разная, контекст разный, а положение пацанов что тут, что там одинаковое. Молодым ребятам некуда податься.

«Ни хрена мы не знаем своих детей, мужики»

Все герои живут в обычных, нормальных семьях. Кто-то побогаче — Вова Адидас и Марат. Кто-то победнее — Андрей Пальто или Мэл из «Черной весны». Но достаток и общее благополучие не имеют особого значения. Со своими вопросами, потребностями, нуждами пойти им некуда. И ребята берут решение проблем в собственные руки. Решают, как могут, — послав лицемерие взрослых «в топку».

Действовать радикально в этом возрасте совершенно нормально. Но прямая жесткая агрессия, не ограниченная ни здравым смыслом, ни каким-то целеполаганием, обычно запускает ответную агрессию. Начинается виток насилия.

Как говорит Артем Бабич из «Черной весны»: «Ни хрена мы не знаем своих детей, мужики». То же самое, только более интеллигентно, могли бы сказать и мама Андрея, и родители Марата из «Слова пацана». Взрослые своих детей не знают, не чувствуют, не понимают.

Где все мужчины?

Еще интересная деталь, характерная для обоих сериалов: отсутствие адекватных, здоровых, сильных мужчин. В советском кино про трудных подростков всегда был какой-то мужчина, который помогал мальчикам, сбившимся с пути. Вспомним фильмы Динары Асановой или фильм «Колыбельная для брата».

И не сказать, что взрослые герои не мужественны. Кирилл Суворов — отец Вовы и Марата — и папы ребят из «Черной весны», которые «держат» этот маленький городок, вполне брутальны. Но их мужественность существует автономно — сама по себе. Они не могут передать ее своим детям. Как будто взрослым мужчинам и сказать-то нечего.

Бунтари и тихони

А нас как зрителей привлекает молодая, маскулинная энергетика молодых героев. Нонконформизм в чистом виде. Хотя для современных подростков нонконформизм — не очень типичное явление.

Другое дело поколение, которое росло в 90-е. Мы были бешеные, мы ругались с родителями. А сейчас подростки предпочитают «не связываться» — они просто отойдут, уткнувшись в свою виртуальную реальность.

С одной стороны, разумная позиция, с другой — они слишком конформные. У ребята из «Черной весны» бунтарская энергетика бьет через край, ею хочется заряжаться. Хотя это и приводит в итоге к целой череде непоправимых событий.

Дуэль или убийство?

Вспомним, с чего все началось. Мальчишки создают дуэльный клуб. Они решают наказать режиссера, который соблазнил подругу главного героя — вызвать его на дуэль. Ребята принуждают его к поединку шантажом. И он до конца не понимает, что происходит. Герой Артема Ткаченко не хочет никого убивать. В итоге убивают его самого.

Кадр из сериала «Черная весна»

А в другом эпизоде ребята выбивают у своего одноклассника деньги за возможность отстоять честь на дуэли. «Развели чушпана», — сказали бы на это герои сериала «Слово пацана». Мэл пытается сопротивляться такой коммерциализации, но его не слушают.

То есть пацаны из 2020-х не понимают, что такое дуэль. Для ребят старинные пистолеты лишь повод поквитаться с обидчиком и почувствовать себя крутыми. Слом у них происходит в самом начале — там, где нарушаются правила дуэли, искажается ее смысл. Ведь смысл не в убийстве, а в защите чести. Многие дуэли в XVIII–XIX веках заканчивались принесением изменений и примирением сторон.

И этот цикл повторяется вновь и вновь

«Черная весна» очень интеллектуальный сериал. В нем много литературных отсылок: «Пиковая дама», дуэль Пушкина с Дантесом, Сэлинджер. И конечно, в нем есть чеховские мотивы: надо куда-то непременно ехать. Даже есть свой чеховский персонаж — «дядя Саша», почти как «дядя Ваня». Спившийся интеллигент, не нашедший своего места в жизни. Добрый, хороший, рефлексирующий, но слабый.

В любом уважающем себя российском кинопродукте всегда есть свой чеховский персонаж. А вот в «Слове пацана» нет. Лишние рефлексии — порождение более благополучных эпох. Перестройка — явно не подходящее для этого время.

Дядя Саша чем-то напоминает героя советского фильма «Афоня», которого играл Евгений Леонов. Это наводит на грустные мысли о повторяющейся исторической динамике. Возможно, «Слово пацана» — это не наше прошлое, а наше будущее. Когда на смену романтичным бунтарям застоя придут другие герои. И жутко от того, что цикл повторяется и повторяется вновь, как колесо сансары.

В каком-то смысле, «Черная весна» — продолжение «Слова пацана». Кто-то из тех ребят выжил, приспособился к новой жизни. Даже стал ее хозяином. Повзрослевшие «пацаны» сами стали отцами. Но они так же мало знают о своих детях, как и их родители. Их дети творят жуткие вещи, а они ничего не могут с этим поделать. Как когда-то, опять же, их родители.

Про надежду и следующие сезоны

Упрек, который часто бросают создателям «Слова пацана» и «Черной весны», — отсутствие надежды. Вряд ли их герои смогут найти правильный путь в жизни, некий разворот «к небу».

Да, их судьба, скорее всего, будет печальна. Но я бы посмотрела на это с другой стороны. Сами по себе они неплохие люди. В каждом, говоря христианским языком, есть образ Божий. И поэтому эти сериалы — не чернуха. Чернуха — там, где показана обреченность людей, а сами люди слова доброго не стоят. Вот где настоящая чернуха, и такое мне тяжело видеть в массовом кино — мне кажется, подобные вещи годятся скорее для артхауса.

Кадр из сериала «Слово пацана»

А надежда для ребят в том, что в их душе есть потенциал для пробуждения. Не хватает только «открытой двери». Говоря по-научному — трансцендентного субъекта. По-светскому — судьбы, мироздания. А по-нашему, по-христиански — Бога.

Нам обещаны вторые сезоны. И мне кажется, ребята заслуживают такую «открытую дверь».

Практические советы для родителей

Чтобы узнать кого-то, надо общаться. Принцип диалога универсален, с кем бы мы ни говорили — с пожилым человеком, с ребенком, с ровесником. Мы должны выслушать собеседника, услышать его. А потом уже можно изложить и свою точку зрения.

Взрослые, когда общаются друг с другом, этот принцип обычно соблюдают. Но когда видят подростка, сразу появляется желание его повоспитывать. Так ведут себя и взрослые герои сериалов «Слово пацана» и «Черная весна».

Я бы посоветовала для начала проявить интерес к тому, что интересно нашим детям, — фильмы, сериалы, любой другой контент. Но прежде чем что-то обсуждать, надо это посмотреть самому. И необязательно вместе с детьми. Понять, что конкретно твоего ребенка здесь зацепило.

А потом можно и обсудить. Но на равных, с вопросами. Что тебе понравилось? Почему тебе понравилось? А как ты думаешь, если персонажа поместить в другую ситуацию, как он себя поведет?

В процессе разговора мы ищем, что нас объединяет. И если есть то, что нам не нравится, сначала все равно нужно согласиться со своим собеседником хоть в чем-то: «В этом я с тобой согласен, я думаю так же. А вот здесь я бы на это посмотрел по-другому. А что ты думаешь по этому поводу?»

Любой контент — повод пообщаться

У взрослых людей больше опыта и кругозора. Мы понимаем, что современные персонажи имеют преемственность с тем, что дорого нам. И мы можем выстроить эти причинно-следственные связи, показать их: «Вот это мы с тобой уже видели, уже обсуждали. А вот этот эпизод напоминает рассказ Чехова, который мы недавно прочитали, согласен?».

Нам часто не нравится контент, который потребляют наши дети. Но это не главное. Главное — разговаривать. Не важно, о чем вы будете говорить, о «Слове пацана», о корейской дораме или американском боевике. Важны наши отношения друг с другом. А кино, музыка и прочее — только повод пообщаться.

Разговаривайте с детьми просто по-человечески! Как это ни банально звучит, подростки — тоже люди. Они могут быть неудобными, излишне агрессивными или закрытыми. Но они такие же, как и мы с вами. Так будем действовать согласно заповеди Спасителя: как хотим, чтобы с нами поступали люди, так и мы должны поступать с ними.

Оксана Куропаткина — религиовед, кандидат культурологии, доцент Центра изучения религий РГГУ, автор и ведущая передачи «Гик Zona» на «Теос Медиа».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания