Смиренный владыка. Митрополит Исидор (Кириченко)

Священник Александр Пискунов

Окончил СПбДС и МДА. Настоятель прихода Новомучеников и исповедников Российских в Порту (Португалия).

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко)

Этим летом, 8 июля, вследствие осложнений в результате заражения коронавирусом отошел ко Господу митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко). Через несколько дней умерли его брат и сестра. Автор очерка вспоминает о том времени, когда он был иподиаконом усопшего владыки. А также рассуждает о характере и личности митрополита Исидора.

Мне 13 лет

Впервые я увидел владыку на великопостных службах в соборе, мне было 13 лет. Это мои первые службы Страстной седмицы. В воскресной школе сказали, что нужно домой нести свечку после чтения 12 Евангелий. Заходишь в трамвай со свечкой, там половина таких же бабушек со свечками с самодельными колпаками, чтобы не погасло. На службе считаешь количество ударов колокола, чтобы узнать, какое Евангелие читается, сколько еще стоять. Собор старинный по южным меркам, ему почти сто лет, огромный, весной и в начале лета еще сохраняет свою столетнюю прохладу. Владыка для меня в то время — часть этой древней красоты.

Жезлоносец Александр Пискунов и митрополит Исидор

В 14 лет я алтарник в Ильинском храме. Канун Николы Зимнего. Завтра архиерейская служба, первый раз в моей пономарской практике. Неделю перед этим мы чистили все, что можно было, пастой ГОИ. Это зеленые камни, которые нужно растворять керосином. После такой чистки потом очень трудно отмывать черные руки. Чистили кадила, латунные сосуды для умовения рук, рипиды, трикирий и дикирий. Финальный этап чистки — полировка зубным порошком, чтобы все горело. Накануне из храма уходим за полночь.

С владыкой на службу приезжают иподиаконы. Они очень важные. Привозят много чемоданов. Чего там только нет: архиерейская мантия и необычное облачение, орлецы, гребень, поднос для запивки, специальное кадило и ладан, умывало, чиновник, жезл. Все это, а также служба, очень впечатляет. Владыка благословляет мне носить подрясник: «Носи достойно».

Владыка добрый и хороший, каким и должен быть по моим представлениям.

Через год меня возьмут в иподиаконы. Я окунусь в волшебную атмосферу Екатерининского собора. Там настоящие соборяне священники: отец Валентин Мерцев, отец Александр Шабунин, отец Михаил Якуткин, отец Леонид (Горбачев).

Чтутся традиции. В Великий пост стелются старенькие ковры, чтобы на Пасху было веселей с новыми.

Мне доверили стоять «на жезле». Мы в паре с Петей Якуткиным приходим за два часа до службы, чтобы все начистить и приготовить. Меня учат красиво ходить. Андрей Кравченко говорит, что плечи должны быть параллельно полу, не подпрыгивать. Заставляют сбрить юношеские усики.

Старший иподиакон Алексий Спицын очень строгий, в армии был сержантом. Говорит, что иподиаконы нужны только для красоты. А так без них можно обойтись. Жезловик держит архиерейскую мантию. Чтобы было красиво, правая рука с мантией должна быть внизу, не нужно мантию задирать. Когда стелешь орлецы, не наклоняешься, а приседаешь, спина прямая. Когда стоишь с жезлом у Царских врат, нельзя вертеть головой по сторонам, только глазами. Стоять так всю службу, два-три часа.

Владыка опрятный, у него всегда свежий белый подворотничок. «Мужчина должен пахнуть свежим бельем и хорошим мылом», — говорит. Нам нужно соответствовать.

Архиерейское богослужение

Перед службой нужно сложить архиерейское облачение. Это тоже искусство. На большой поднос сначала кладут широкую ленту омофора, затем саккос с широкими рукавами, на него по центру ромбиком палицу с атласной лентой, поручи из прохладной парчи, пояс и епитрахиль гармошкой. Облачают владыку на кафедре в центре храма первый и второй иподиаконы. Остальные выносят облачение, крест, панагию, митру.

Владыка служит очень красиво. Не знаю, может у него был чей-то пример перед глазами, или сам так чувствовал. Шествует ровно, прямо. Красиво осеняет трикирием и дикирием, они не плавают, четко следуют своим траекториям. Он знает и любит службу. Не случайно ему, молодому священнику, поручили в Петербургской академии преподавать богослужебную практику.

Это совсем не предмет, а именно практика. Сразу после поступления в семинарии на доске с объявлениями вывешивают списки групп для богослужений практики. Это называется «чередное богослужение», в обиходе «череда». Все 400 студентов академии, семинарии, и регентского отделения делятся на 20 групп, которые по очереди будут совершать богослужения в академическом храме. В каждой группе есть священник, диакон, алтарники, уставщик, хор и чтецы, мальчики и девочки.

Преподаватель богослужебной практики следит за тем, чтобы все было чинно и четко. Как тренер футбольной команды на ответственном матче, который должен еще одновременно молиться. Это послушание требует особой харизмы. Такую систему службы по очереди ввел в Питере именно владыка Исидор.

В полусумраке Великого поста

Владыка Исидор любит и знает службу. Начинается Великий пост. Накануне в Прощеное воскресенье вечером владыка говорит в алтаре: «Отцы, начинается пост, отложите, пожалуйста, все разговоры на службе».

В первый день поста богослужение в соборе в 7 утра. После заговенья трудно вставать. Владыка в храме раньше всех, бодрый и веселый. За службой следит по старинной книге, где поминается Николай Второй вместо патриарха. Все чтения владыка распределяет между клириками четко и своевременно: кафизмы, канон, часы, паремии.

В соборе полумрак, паникадило погашено, сверху светит фонарик. Владыка в постовой черной мантии с белыми и красными полосками читает шестопсалмие посреди храма, я как жезлоносец стою рядом в трепете.

Страстная седмица. Владыка перед престолов поет «Черто-о-о-ог Твой ви-и-ижду, Спасе Мой, у-у-украше-енный…». Я теперь всегда стараюсь это спеть, каждый год.

В Великую пятницу иподиаконы дежурят у плащаницы. В перерыве уютная ризничная матушка Александра угощает нас картошкой в мундире и солеными помидорами из банки, очень вкусно.

Иподиаконы в 90-е годы — дружная компания, мы друзья, нам интересно вместе, много времени проводим в гостях друг у друга, ходим на концерты.

Архиерейский чемоданчик

Встреча архиерея. Второй слева — Александр Пискунов

Едем с владыкой на приход в другой город. Утром собираем в соборе чемоданы: с архиерейским облачением, с «железом», то есть с богослужебной утварью, со стихарями и подрясниками, круглая коробка с митрой, сумка с обувью, мешок с орлецами, футляр с жезлом. Колонна из двух «Волг», в первой владыка на правом заднем сиденье, рядом с ним кто-то из священников, рядом с водителем протодиакон Сергий. Отец Сергий прекрасный протодиакон. Кроме знаменитого голоса — любовь к службе, украинско-московское благочестие. Умение четко организовать богослужение. Во второй машине водитель и четыре иподиакона. Настроение приподнятое, иподиаконы в костюмах и галстуках. По приезде нас покормят обедом, затем будет всенощное бдение, ужин, потом иподиаконской компанией — купаться в море.

После ужина в доме настоятеля Алеша Спицын садится за фортепиано в соседней комнате. Несерьезные мелодии переходят в лезгинку. Неожиданно для себя вскакиваю, сбрасываю пиджак, танцую. Оглядываюсь. В дверях владыка. «Ай-ай, Саша Плясунов». Потом несколько раз так меня называл в шутку.

Это знаменитое владыкино «ай-ай-ай» — самый сильный для него способ пожурить, выразить неудовольствие. В последние годы и эти неудовольствия сошли на нет. Готовился к встрече с Богом, просветлялся.

В семинарию старались поступить в Петербург — там владыка преподавал. Своим иподиаконам-семинаристам каждый раз после каникул владыка вручал конверт с деньгами, а в соборе оплачивали проезд до семинарии и обратно. Когда я, будучи священником, приезжал в Краснодар в отпуск из-за границы, также всегда получал от владыки денежное вспоможение.

Хочется считать себя его учеником

Учась в семинарии, пытался всматриваться в преподавателей — однокурсников владыки. Какими они были в молодости, шалили ли, как мы?

Игорь Цезаревич Миронович — крупный, грузный, добрый, преподает библейскую историю. Про него говорят с уважением, что он и спит на Библии. Представляешь, как он, такой большой, на ней помещается. Как будто один из героев «Кадетского монастыря» Лескова, отдал себя ребятам, нет семьи, своего угла, живет при семинарии, для нас.

Отец Александр Кудряшов — подтянутый, благообразный. Волнистые волосы, русая курчавая борода. Преподает церковнославянский язык, учит нас красиво читать…

Вы знаете, сколько сладких комплиментов выслушивает архиерей за свою жизнь? Владыка Исидор шутил, что от сладких речей бывает диабет. Его чувство юмора, смирение и самоирония помогают не увлечься комплиментами.

Понимание того, что был рядом с большим человеком, приходит со временем. В детстве и юности его скромность, мудрость, смирение воспринимаются как данность. Только потом понимаешь, насколько они редко встречаются.

Хочется считать себя учеником владыки Исидора, хотя я не помню, чтобы он учил, поучал. Скорее — скромные советы: любить храм Божий, хранить единство. Сейчас понимаешь, насколько важнее красивых слов проповедовать своей жизнью.

Перед венчанием приходим к владыке с Машей, благословляет, дарит иконочку.

В моей жизни не было старцев, кроме владыки. Приводил его в пример своим прихожанам, когда спрашивали о старцах, святых, увлекались знаменитыми проповедниками. За день до преставления владыки опубликовали мои воспоминания, где важные, дорогие слова о нем, о его роли в моем становлении.

Наша последняя встреча состоялась за год до смерти владыки. Я приехал в отпуск в Краснодар. Первым делом — на службу в собор. Побыть рядом с ним. Запечатлеть его жесты, крестное знамение. Владыка очень внимателен, берет с собой на приход, везде тебя представляет, рассказывает о тебе. Незадолго до этого мы делали документальный фильм о нашем приходе, брали интервью у пожилых прихожан. Перед поездкой в Краснодар в отпуск пришла мысль снять с владыкой видеоинтервью.

Была мысль — «для потомков». Но была и другая — побыть рядом, наглядеться.

До последнего момента казалось, что, может, это нереально, слишком смело. Господь сподобил. Поговорили.

Покойся с миром, добрый старец, мудрый и простой.

Справка:
Митрополит Исидор (Кириченко) родился в 1941 году в Ленинградской области. Окончил Санкт-Петербургские духовные семинарию и академию. 1977–1987 гг. — епископ Архангельский и Мурманский. 1987–2020 — архиепископ, митрополит Екатеринодарский и Кубанский.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle