Истоки, форма и смысл таинства Соборования
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак 5:14-16).
Эти слова из Послания апостола Иакова легли в основу таинства Исцеления души и тела, которое называется в Церкви Соборованием. Сам термин происходит от слова «собор», т. е. собрание, когда пресвитеры-священники христианской общины собираются для молитвы о болящем у него дома (как это было в древности и как до сих пор предписывает Требник), либо о многих болящих прямо в храме – как это часто происходит сегодня. По традиции и согласно Писанию, каждого участника Таинства семь раз помазывают елеем – освященным маслом. В это время читаются отрывки из Нового Завета, связанные с темой исцеления и прощения грехов, поются покаянные стихиры и прошения.
Христос пришел для того, чтобы исцелить наш мир, пораженный тяжким недугом греха и всех связанных с ним проклятий (Быт. 3:17) – в том числе болезни и смерти. Финальную точку в процессе исцеления поставит Второе Пришествие. А началом его, началом преображения мира и вселенной – стали встречи Господа Иисуса с конкретными людьми, которых Он исцелял от различных болезней, освобождал от демонической одержимости, лечил душевные раны словом и исходящей от Него благодатью. В Евангелии много раз подчеркивается: Иисус «исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф 4:23), все, «которые прикасались к Нему, исцелялись» (Мф 14:36; Мк 6:56; Лк 6:19). Собственно, Господь Иисус Христос в течение трех лет Своего общественного служения ничем больше не занимался, кроме как проповедью и исцелением людей!
Задача христианина – присоединиться к этой «работе Господней», «войти в труд» Его, и Церковь есть ни что иное, как продолжение дела Христова на земле. В Евангелии мы видим, как Иисус вначале передает Свои «полномочия» Двенадцати (Мф 10:1; Лк 9:1-2), потом Семидесяти ученикам (Лк 10:1-9), посылая их делать то же, что и Он Сам – проповедовать и исцелять людей. А после Пятидесятницы это начинает действовать во всей Церкви: книга Деяний фиксирует множество случаев чудесных исцелений (первый из них – Деян 3:1-11). Они продолжаются в течение всей истории Церкви – вплоть до наших дней. Трудно найти такого прославленного и почитаемого святого, через которого Бог не совершал бы чудесных исцелений от физических, душевных и духовных заболеваний. Люди получали исцеления также благодаря совместной искренней молитве за больного или через молитву перед чудотворными иконами или святынями.
Здесь нужно понять, что такое чудо с христианской точки зрения. В греческом тексте Нового Завета употреблено слово «знамение», знак. Чудеса – не просто нарушение законов природы; это знаки наступающего Царствия Небесного, так сказать, его первые ласточки; а само Царство Божие и есть то состояние, в котором мир, человек, его душа и тело – все это преображено и избавлено от рабства тлению (Рим 8:21). Царство Божие – «пространство», где царствует Бог. Не случайно там, где появлялся Иисус во время Своего служения, неизменно происходили многочисленные исцеления. Мир начинал исправляться, возвращаться к своему Замыслу; и это исправление начиналось с очень конкретных вещей: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают…» (Мф 11:5). Для Бога нет мелочей. Он сострадает каждой боли.
И вот таинство Соборования – одна из форм христианской молитвы об исцелении человека. В Церкви все ведет к исцелению: Причастие – «во исцеление души и тела», исповедь – «врачебница»; да и любое таинство, любое явление благодати Божией так или иначе исцеляет и очищает нас – во-первых от грехов и страстей, а затем и от их последствий – недугов души и тела. Соборование же специально «направлено» на них: это совместная молитва верующих о выздоровлении своих больных братьев и сестер, членов Церкви. Есть много свидетельств о чудесных исцелениях или облегчении в болезни, полученных после этого таинства. Но почему же яркое, видимое, полное исцеление после совершения таинства Соборования происходит не всегда, и даже, кажется, в редких случаях?
От нас скрыты многообразные связи нашей греховности, а также душевных травм, полученных в жизни – с физическими болезнями. Но эти связи, безусловно, есть (Мк 2:5-11; 1 Кор 11:27-30) – не случайно до или после таинства Соборования рекомендуется исповедаться, в полном соответствии с приведенными словами апостола Иакова. Конечно, болезнь – не наказание за грех; Евангелие навсегда отметает такую фарисейскую, «законническую» точку зрения (Ин 9:1-3). Однако часто, если не всегда, болезнь является последствием удара, полученного нашим духом (в результате допущенного греха или прямого «действа диавольскаго») или душой (в результате травматических событий, конфликтов, эмоциональных ран). Сегодня многие психологи приходят к убеждению, что все или почти все болезни так или иначе отражают внутренние конфликты личности и судьбы человека. Если это так, и если выздоровления все же не происходит, несмотря на искреннюю молитву, таинства и медицинскую помощь – возможно, следует просить Бога о том, чтобы Он открыл источник и первопричину болезни, а также питающие ее поступки, слова, мысли и переживания. Работа с душой необходима. Человек – целостный организм. Наивно думать, что можно быть физически здоровым, если глубокие, питающие болезнь корни не вырваны из почвы человеческого сердца. В этом случае даже физическое исцеление, если оно будет дано Богом, легко можно «потерять».
А кроме того, очень часто (почти всегда!) не исполняется условие, ясно обозначенное в процитированном фрагменте Послания Иакова. Там не сказано, что для исцеления необходимо прочесть положенные молитвы из Требника. Там сказано – «молитва веры»! Какой веры? Той, о которой говорит Спаситель: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет… все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите – и будет вам» (Мк 11:23-24). В греческом оригинале звучит еще сильнее: «верьте, что уже получили». Вера видит, что просимое –получено, т. к. оно уже есть в замысле Божием. Именно такая дерзновенная вера поражала современников св. прав. Иоанна Кронштадтского, свидетелей его молитв о больных.
Такая вера всегда получает ответ. Пример апостола Павла (2 Кор 12:7-9) показывает, что не всегда этим ответом является устранение проблемы, – например, физическое исцеление, – но всегда – понимание Божьего промысла в твоей жизни и примирение с ним. Вот почему часто бывает, что таинство Соборования, совершаемое над умирающими, не приносит выздоровления, но облегчает физическое состояние больного и служит поддержкой и напутствием перед трудным переходом в мир иной.
Наконец, для некоторых людей болезнь, по-видимому, оказывается либо остановкой на их пути, через которую Господь посещает Своей благодатью, ведя к более глубокому исцелению души и духа, либо крестом, на котором они встречаются с Распятым Спасителем и разделяют Его муки (ср Кол 1:24; Гал 2:19; 6:17), в том числе за других людей. Вероятно, именно это происходило со многими святыми, в т. ч. с известными старцами-подвижниками последних столетий, которые сами молились об исцелении множества людей и получали просимое – но ценой взятия на себя их груза, подражая Тому, Кто «взял на себя наши немощи и понес болезни» (Ис 53:4). За примерами далеко ходить не нужно: прп. Амвросий Оптинский, прп. Паисий Святогорец, прп. Порфирий Кавсокаливит, архим. Кирилл (Павлов)…
Соборование – шаг веры к тому, чтобы наш «дух и душа и тело сохранились без порока в пришествие Господа Иисуса Христа» (1 Фес 5:23). А это, в свою очередь, приближает каждого из нас к тому «откровению сынов Божиих» (Рим 8:19), которого ждем не только мы, но и все творение. Так должно быть – и так и есть, если только Соборование (равно как любое другое таинство) совершается священнослужителями и воспринимается верующими не формально, а с живой верой и любовью к Богу и друг ко другу. Если мы от всего сердца «молимся друг за друга, чтобы исцелиться».