Страх, одиночество, нереализованность — или искренняя любовь к Богу? Топ-10 потребностей, ведущих к воцерковлению

Евгения Новосельцева

Журналист, колумнист на различных православных порталах. Психолог.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Почему стоит задуматься о своей мотивации воцерковления? Потому что потребности и эмоции, которые мы не признаем, не принимаем, могут нами неосознанно управлять. Человек думает, что пришел в храм от чистой любви к Богу, а через несколько лет в разочаровании уходит, не понимая причину.

Этот текст я пишу точно не для осуждения и желания навесить на кого-то ярлык «воцерковившегося не по любви к Богу». Мне интересно исследовать этот вопрос и увидеть разные мотивы в первую очередь в себе. Каждая мотивация ни плоха, ни хороша: важно, чтобы мы управляли ею, а не она нами. Мотивация связана с различными потребностями, а те очень часто с эмоциями, об этом подробнее я расскажу далее.

Игумен Петр (Мещеринов) в своей статье «Проблемы воцерковления» писал о трех причинах прихода в Церковь — потребность в решении проблем, национально-патриотическая мотивация и религиозное искание истины. Начну с конца, поясню, что имелось в виду в статье, и остановлюсь на первой причине, разделив ее на различные психологические мотивации.

Религиозное искание истины — эту причину сложно охарактеризовать и проанализировать, она связана с тайной встречи души и Бога. При дальнейшей жизни в Церкви важно сохранить эту искру Богообщения, делать то, что приумножает чувство веры, беречься того, что его уменьшает. Национально-патриотическая мотивация, по мнению отца Петра, сводится к тому, что люди смешивают политическое и духовное. Видят в Церкви лишь роль опоры государства и объединения нации.

Вернусь к первой причине — потребности в решении проблеми рассмотрю подробнее психологические мотивации, проблемы, задачи, которые может решать христианин приходом в храм. Не претендуя на научное исследование, я бы выделила следующие типы потребностей, приводящих к воцерковлению.

Преодоление одиночества, поиск друзей, второй половины

Богослов Сергей Фудель писал: «Церковь есть тайна преодоления одиночества». Известный психолог Абрахам Маслоу, создатель «пирамиды потребностей», выделял потребность в принадлежности и любви как одну из важных — это желание принадлежать к общности, быть принятым любить и быть любимым.

Перед моими глазами проходило много примеров, когда парни и девушки, осознавая и не осознавая свою мотивацию, приходили в храм и в православный молодежный клуб в поисках мужа или жены. Иногда они эту задачу выполняли и из Церкви уходили. Некоторые оставались.

Потребность в любви и принятии

Связана с предыдущей. Причем неважно, с чьей стороны — это может быть поиск любви людей и Бога. Казалось бы, в целом Церковь (правда, в идеале) по-своему удачное место для этого: в ней собраны единомышленники, которые работают над собой, учатся евангельской принимающей любви. Но на практике люди везде люди, и если эту потребность поставить во главу, может быть много разочарований — и в церковных людях, и самой Церкви.

Психологи бы сказали, что такому человеку не хватает любви к себе, самопринятия и самоподдержки. Этому возможно научиться, в частности, в психотерапии, и тогда застарелые психологические травмы, внутренние дефициты и голод по любви будут не столь сильными. А отношения с собой, ближним и Богом станут здоровее.

Поиск чуда, исцеления от болезни, утешения в печали

Очень частая и очень понятная мотивация, особенно если вспомнить Евангелие. Христа преследовали больные, косые, убогие, и Он их исцелял. И то, что при потере и утрате человек приходит к Богу, тоже логично — Он обещал утешить страждующих («И отрет Бог всякую слезу с очей их», Откр 21:4).

Один мой знакомый священник говорил о том, что человек, у которого все хорошо, не приходит ко Христу. Во многом это правда, но, на мой взгляд, лишь отчасти. Вспоминается пример апостола Павла — кажется, у Савла все было понятно и стабильно (мы многого не знаем, но его какие-то страдания и переживания до христианства, насколько я помню, в Писании не раскрыты), но его встреча с Богом развернула его жизнь на 180 градусов.

Потребность в радости

Могу сказать по себе: мне трудно не ждать от Бога радости, утешения, ощущения Его присутствия. Я знаю, откуда у меня такая потребность, и работаю над тем, чтобы мои отношения с Ним становились более бескорыстными. Хотя и понимаю, что до конца, может, от этой потребности и не избавлюсь. Она такая простая, понятная, человеческая. А к святым без подобных желаний я себя реалистично не отношу.

Потребность в руководстве и наставничестве

Способы проявления этой потребности могут быть разными: от вдумчивого поиска своих возможностей в духовной жизни до желания благословения на каждый шаг. Бывает так, что прихожанин читает Святых Отцов про послушание духовнику и искренне переносит эту монашескую практику на свою не монашескую жизнь.

Это становится испытанием для приходского священника. Эго духовников раздувается, они начинают считать себя важными и с серьезным лицом отвечать на вопросы о том, какого цвета купить юбку. А то и злоупотреблять своей властью и использовать прихожанина в своих интересах.

Стремление к идеалу, совершенству

Совершенство, конечно, не земная категория, а свойство Бога. Потребность к самосовершенствованию, изменению себя хороша, но в меру. Иногда в попытках стать идеальными люди превращаются в фарисеев или роботов. Подробнее об этом явлении я уже писала ранее.

Если прихожанин не находит совершенства в себе, он может искать его в других, ожидая встретить «самого духовного батюшку». Найдя духовника на роль старца, такой человек может гордиться им, хвастаться другим и свою личность определять как «духовное чадо отца N».

Культурно-эстетическая потребность в Церкви

Объединила две похожие душевные потребности в одну. Любители истории и культуры и идут в Церковь за досуговой деятельностью в виде балов, фольклорных вечерок, вступают в отряд казаков и т. д.

Это близко тому, что игумен Петр (Мещеринов) назвал национально-патриотической причиной. Эстетов привлекут в храм пение, иконы, колокольный звон и т. д. Уже упомянутый Абрахам Маслоу писал в том числе и об эстетической потребности человека, и для некоторых людей она очень сильна, сродни базовым потребностям, необходимым для выживания.

Способ преодоления чувства вины

Психологи выделяют несколько типов чувства вины, пожалуй, в случае с мотивацией воцерковления ближе всего будет экзистенциальная вина.

Экзистенциальная вина связана с сожалением, осознанием неправильно прожитой жизни и нереализованности собственных возможностей. Психолог, основатель экзистенциальной психотерапии Ролло Мэй считал, что чувство вины появляется из-за восприятия различия между тем, кем является человек, и тем, каким, по его мнению, он должен быть.

Есть типаж церковных женщин, которые бесконечно каются в каком-то грехе, постоянно читая каноны и акафисты. Если они искренне раскаялись, Господь уже их простил, хотя принять это бывает трудно, проще бесконечно вспоминать свой грех. Но, к сожалению, это лишь подкрепляет негативное самоощущение.

Способ очищения и преодоления ощущения своей плохости

Потребность похожа на предыдущую, их объединяет лежащая в основе тревожность и желание обрести покой. Разница, на мой взгляд, в чувствах — в предыдущей потребности во главе было чувство вины, в потребности очиститься человек хочет преодолеть стыд.

Необходима оговорка, так как понимание стыда в христианстве и психологии в чем-то расходятся. Православный портал «Азбука веры» определяет стыд как «чувство смущения, вызванное осознанием (пониманием) неблаговидности своей мысли, желания, поступка, действия, поведения, положения, нравственного состояния, причастности тому-то и тому-то и т. п.».

В психологии я встречала такое же понимание стыда, синонимичное совести (стыд удерживает от преступлений), но чаще в консультировании мы имеем дело с переполняющим стыдом как ощущением своей плохости, недостойности, никчемности, тем, что называют заниженной самооценкой. И такой вид стыда, его еще называют токсическим, проживать тяжело, он может заглатывать человека целиком, отражаясь на состоянии физического и психического здоровья. Отличие стыда от вины: чувство вины связано с каким-то проступком, ошибкой — «я сделал плохо», стыд «говорит» «я плохой», и уже неважно, что человек сделал.

В Церковь христианина может приводить ощущение своей плохости. Молитвы, обрядовые действия и Таинства могут давать успокоение и ощущение «очищенности»: «свечку поставил, службу отстоял — не такой уж я плохой и грешный». В крайних проявлениях эта мотивация приводит к обсессивно-компульсивному расстройству, когда без определенных ритуалов в строго простроенном порядке человек испытывает невероятную тревогу, иногда с навязчивыми мыслями.

Страх наказания

Думаю, этот пункт в чем-то перекликается с предыдущим. «Если я плохой, мне нужно очиститься, иначе меня ждет наказание».

Одна из типов мотивации к чему бы то ни было, выделяемая в научной литературе, — это избегание неудач. Можно идти к чему-то, а можно уходить от чего-то, и страх наказания, конечно, связан с избеганием. На страхе сложно достичь многого, это чувство в итоге истощает. И «боящийся несовершенен в любви» (1 Ин 4:18). Можно вспомнить литературный пример Иудушки Головлева, как он много молился «не потому, что любил Бога и надеялся посредством молитвы войти в общение с Ним, а потому, что боялся черта…» (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы»).

Если какая-то потребность у человека не закрывается, он может испытать эмоцию разочарования или прибегнуть к психологической защите обесцениванием. В чем разница этих понятий? При разочаровании человек формирует целостный образ объекта (человека, Церкви и пр.), сохраняет с ним контакт, видит его сложность и многосоставность. Он может понимать, что какие-то части этого целого ему не подходят (длинные монастырские службы, строгие посты, грешащие христиане), но это не значит, что он прервет отношения с объектом (уволится с православной работы, разведется с верующим мужем, уйдет из Церкви).

При обесценивании весь объект очерняется, все сводится к тому отрицательному, которое задело, хорошее перечеркивается, контакт с объектом прерывается (стандартные примеры — человек уходит из Церкви, потому что в храме ему нагрубили бабушки, а попы ездят на недостаточно скромных машинах). Наверное, человеческий фактор — самая частая причина расцерковления.

Поэтому, на мой взгляд, важно вырабатывать в себе осознанное отношение к своей жизни, видеть объект комплексно с положительными и отрицательными сторонами и понимать свои потребности, эмоции и чувства. Осознанность помогает грамотно пользоваться своими ресурсами.

Например, в вашем населенном пункте один храм, и в нем вы не находите единомышленников, вы можете присоединиться к православным онлайн-встречам или организовать свои. Если вы ходите в храм в поисках внутреннего покоя или радостных переживаний, но их не получаете, можно параллельно с духовной жизнью освоить психологические и телесные техники саморегуляции, успокоения и совладания со сложными чувствами.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle