Вопрос научной достоверности события, которое лежит в основе христианства, обсуждать бессмысленно. Оно уникально, не поддается воспроизведению, не имеет репродукций. Теоретическую возможность чудес в рамках современной биологии мы уже обосновали в очерке о Благовещении. Сейчас перед нами стоят два вопроса: как согласовать между собою евангельские свидетельства о посещении гробницы мироносицами в субботний вечер и в пасхальное утро? И почему апостол Павел ни разу не ссылается на свидетельство женщин и пустую гробницу?
Вечер субботы или утро Пасхи?
Как согласовать между собою евангельские свидетельства о посещении гробницы мироносицами в субботний вечер и в пасхальное утро?
У нас имеется четыре евангельских свидетельства, которые совпадают в главном: с вечера субботы до рассвета следующего дня происходили события, главными свидетельницами которых были женщины. Удивительно, что в этом с тремя синоптическими Евангелиями (Мк, Мф и Лк) совпадает и Евангелие от Иоанна, которое в остальном сильно отличается. Но есть и существенное разногласие в деталях.
Кочерга Витгенштейна
Николас Томас Райт в книге «Иисус: последние дни. Что же произошло на самом деле?» обратил внимание на феномен «кочерги Витгенштейна», который и может служить ключом к прочтению евангельских событий. Витгенштейн и Поппер встретились для совместной дискуссии, за которой следили журналисты и ученики обоих философов. Витгенштейн в присущей ему эмоциональной манере читал свой монолог, расхаживая по комнате и размахивая кочергой. Потом он резко вышел из помещения. На следующий день в прессе стали появляться публикации о встрече, но уже даже через две недели эксперты при сравнении этих публикаций обнаружили, что не найти и двух, согласных между собою во всех деталях. Авторы расходились между собою даже насчет погоды. Одни говорили, что было пасмурно, вторые — солнечно, третьи утверждали, что лил дождь, вопреки заверениям четвертых, что было сухо, но дул сильный ветер.
Разумеется, ученики каждого из философов выставляли победителем в споре своего учителя, а его оппонента — проигравшим. Даже в описании роли кочерги в руках Витгенштейна были расхождения: одни утверждали, что он, параллельно своему монологу, следил за камином, т. к. в комнате было сыро. Согласно другим, Витгенштейн просто размахивал кочергой перед аудиторией, а согласно третьим — угрожал отлупить Поппера. Одни писали, что Поппер признал правоту Витгенштейна и они пожали друг другу руки, другие же уверяли, что Витгенштейн с криком разочарования бросил кочергу на пол и выбежал из комнаты, не попрощавшись. Отметим, что прошло всего-навсего две недели! И это — уже современный мир, цивилизованные граждане, плюс современные средства записи (магнитофон и стенограмма). Разве может разумный читатель, перечитав все эти исключающие друг друга рассказы (которых было не четыре, а порядка трех десятков), сказать: «Ну, раз они так противоречат друг другу, ничего и не было — не было встречи этих философов, не было никакой кочерги, все это притча или чья-то галлюцинация»? Разве разумным будет такое отношение к событию? Конечно, нет! И ни один в мире криминалист, прочитавший массу этих отчетов, не примет во внимание подобного скепсиса. Так же точно и к евангельскому нарративу мы должны подойти с «лупой криминалиста» в руках.
Что же у нас получится? Сначала мы проанализируем четыре рассказа о явлении Христа женщинам, начиная с Марка, кратко суммировав каждый рассказ. А затем сделаем обобщение.
События, описанные евангелистом Марком
Евангелист Марк (16:1–8) — самый лаконичный. Важные детали:
1) Посещение происходит на рассвете утра дня после субботы.
2) Камень от входа в гробницу уже отвален, т. е. гробница открыта и пустая.
3) В гробнице сидит юноша в белых одеждах, но никак не идентифицированный как существо сверхъестественное.
4) Юноша им говорит о Воскресении и направляет женщин к ученикам, а учеников — в Галилею.
5) Женщины объяты ужасом и никому ничего не говорят.
6) Имена женщин: Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия.
7) Цель посещения гробницы — бальзамирование.
Хронология событий от Матфея
Евангелист Матфей (28:1–10) уносит нас на несколько часов назад.
1) Посещение происходит после субботнего заката солнца, т. е. когда начались сутки следующего за субботой дня — вечером, а не утром.
2) Камень еще опечатан, а у гробницы стоит стража.
3) На глазах у женщин сходит с небес ангел, открывает гробницу (которая уже пуста — Воскресший прошел сквозь нее), садится на камень, вводит стражей в ступор.
4) Ангел говорит женщинам о Воскресении и направляет их к ученикам, а учеников — в Галилею.
5) Женщины с радостью бегут возвестить ученикам, а по пути им является Сам Воскресший, Которому они поклоняются и «ухватываются за ноги», т. е. осязают.
6) Имена женщин: Мария Магдалина и «другая Мария».
7) Цель посещения гробницы — просто «осмотр», т. е. совершение там молитв, действий траурного характера.
Версия евангелиста Луки
Евангелист Лука (24:1–11):
1) Посещение происходит на рассвете дня после субботы.
2) Камень от входа в гробницу уже отвален, т. е. гробница открыта и пустая.
3) В гробнице сидят два юноши в «блистатющих» одеждах, но никак не идентифицированные как существа сверхъестественные (хотя сделан намек в виде одежд: их одежды не просто белые, как у Мк, а именно «блистающие», т. е. нечто сверхъестественное).
4) Юноши просто утешают женщин, но никуда их не посылают и, главное, не направляют учеников в Галилею.
5) Женщины с радостью бегут возвестить ученикам, Христос им еще не является, а ученики им не верят.
6) Имена женщин: Мария Магдалина, и Иоанна, и Мария [мать] Иакова, и другие с ними.
7) Цель посещения гробницы — бальзамирование.
Свидетельство евангелиста Иоанна
Иоанн (20:1–18) представляет нам вообще отдельный рассказ, с одной участницей — Марией Магдалиной.
1) Посещение происходит на рассвете утра дня после субботы.
2) Камень от входа в гробницу уже отвален, т. е. гробница открыта и пустая.
3) Магдалина не встречает еще ни ангелов, ни людей, но бежит скорее к Петру, сообщает в слезах о расхищении могилы, возвращается вместе с Петром и «другим учеником», которые, осмотрев гробницу, уходят назад, а Мария остается у гроба.
4) И тут появляются в гробнице два ангела в белых одеждах, которые задают ей вопрос о причинах ее плача, и потом о них не упоминается.
5) Зато тут же у гробницы ей является Иисус, она Его в конце концов узнаёт, но Он не допускает ее осязать Его.
6) Иисус отправляет ее к ученикам возвестить им, что Он восходит к Отцу, и больше ничего.
7) Посещает гробницу только Магдалина.
8) Цель посещения — осмотр гробницы.
Как согласовать четыре мнения евангелистов?
Можем ли мы хоть как-то согласовать эти истории? Частично. Для этого будем следовать следующей схеме.
1. Мы признаём, что имена женщин выставлены во всех четырех рассказах «по памяти» и, видимо, с существенными ошибками. Возможность ошибок мы отмечали в эссе о литературном характере Евангелия. Разумеется, не могла Мария Магдалина и вечером посетить гроб, и наутро прийти снова искать Иисуса, и потом явиться еще в группе с другими женщинами, чтобы снова размышлять над вопросом: «А кто нам камень-то откатит?»
2. Также мы должны предположить, что апостолы не находились все вместе в одном доме. Это логично и по причине их страха перед иудеями. Уже в вечер воскресного дня мы можем допустить их сбор на «конспиративной квартире» по причине дошедших до них слухов о Воскресении. Но если они боялись облавы, то им логичнее было прятаться порознь, а не большой группой. Это очень важная деталь!
3. Посещений было не одно или два, а три.
Первое было в вечер субботы.
А) Участницы посещения — Саломия и какие-то еще женщины.
Б) Камень еще опечатан, и у входа — стражи. Но эти женщины, видимо, не знали про стражу — ведь ее, с разрешения Пилата, поставили уже наутро субботы, а не прямо сразу после погребения в пятницу.
В) Прямо на глазах женщин произошло какое-то сверхъестественное явление, а удар молнии в гробницу отвалил камень, сами же женщины узрели ангела, обратившегося к ним с речью.
Г) Женщины в восторге бегут к ученикам (точнее — к какой-то части из учеников, но не к той, в которой были Петр и «другой ученик»), и по пути им встречается Воскресший, давший им осязать Себя.
Второе посещение было затемно, еще до рассвета (Ин 20:1). Приходит одна Магдалина. Она не знает ничего о явлении Иисуса первой группе женщин, т. к. она, видимо, была на той «конспиративной квартире», на которой были только Петр и «другой ученик», или вообще где-то жила особняком, но поддерживала контакт с этими двумя учениками. Происходит трогательная сцена у гробницы, посещение могилы Петром (и другим учеником) — о чем с некоторыми ошибками упоминает и Лука (24:12), правда, упомянув только Петра и отнеся это посещение апостолом гробницы как итог третьего посещения женщинами гробницы. Тут есть деталь: Иисус не позволяет Магдалине коснуться Его, хотя — если доверять свидетельству Матфея — еще накануне, вечером, другим женщинам Он позволил Его осязать. Я выдвину свою гипотезу: Магдалина была самой молодой и, следовательно, в ней еще бурлило либидо. Т. е. в ее любви к Иисусу была сублимация сексуальной энергии — это вполне нормально и естественно. Но Воскресший не хочет, чтобы к Нему прикасались даже с малой примесью либидо.
Третье посещение было уже на рассвете. Приходит третья группа женщин — видимо, это Мария Иаковлева, Иоанна и другие, как говорят Марк и Лука. Только Магдалины уже не было с ними. Они несут бальзамы (тут согласны Лука и Марк), но в пустой гробнице видят юношей (одного или двух — неважно, также и позднейшая идентификация с существом сверхъестественным тоже неважна для восстановления канвы события). Поначалу они, видимо, не думали, что это ангел (Лука уже отражает позднее, ретроспективное чтение). Услышав рассказ о воскресении, они испугались и не стали никому ничего говорить, ожидая дальнейшего развития событий.
4. Дальнейшее развитие событий восстановить еще проще. Ученики, которым сообщили женщины после первого посещения, побежали к Петру и «другому ученику», а они рассказали тем о том, что видела Магдалина (второе посещение). Тогда осмелели и женщины из третьего посещения. Они оказались наиболее осмотрительными и не хотели «показаться дурами», но ждали, когда из другого источника последует независимая информация о Воскресении. Узнав же, что участницы двух первых посещений гробницы получили идентичный опыт (да еще и от группы первого посещения услышали подробности о том, как отвалился камень), эти последние посетительницы гроба рассказали тогда и свою историю, при этом уже смогли ретроспективно понять, что юноша (юноши) — это, видимо, были ангелы.
5. Почему синоптики всюду вписывают Марию Магдалину? Потому что она была известной ученицей у христиан, ее имя пользовалось авторитетом и потому ее свидетельство на страницах священного текста придавало ему весомость. Поэтому ученики, обрабатывая разные сведения, пытались всюду вписать ее имя.
Почему молчит апостол Павел?
Почему же апостол Павел ни разу не ссылается на свидетельство женщин и пустую гробницу?
Долгое время в научной библеистике считалось, что Павел писал раньше всех. То есть когда он писал свои послания, текстов евангелистов якобы еще не существовало. Однако это очень упрощенный подход. Ведь отсутствие текста не означает отсутствие рассказа. Павел несколько раз посещал Иерусалим и общался с апостолами — он не мог не задавать им вопросов по истории Воскресения. Но в современной библеистике все больше подтверждений того, что текст Марка и Матфея написан (39–41 гг.) до самых первых посланий Павла (51–52 гг.). Это убедительно доказывают такие ученые, как James G. Crossley [Джеймс Кроссли] (The Date of Mark’s Gospel: Insight from the Law in Earliest Christianity / Датировка Евангелия от Марка: взгляд от Закона в раннем христианстве) и Isaac Wilk Oliver [Исаак Оливер] (Torah Praxis after 70 C.E.: Reading Matthew and Luke-Acts as Jewish Texts).
Таким образом Павел не мог не знать о рассказе про посещение женщинами Живоносной Гробницы. Почему же он молчит? Ответ, что он не считал важным опираться на женские свидетельства как на не заслуживающие доверия (или боялся, что так сочтут его читатели) следует признать в корне несостоятельным. Все адресаты посланий Павла — жители греко-римской цивилизации. И у греков, и у римлян женщины были равноправными и свободными членами общества. Скорее женофобия могла бы оттолкнуть. Но апостол Павел ею явно не страдал.
Тогда почему же он молчит?
В отличие от евангелистов, апостол Павел, прежде всего, богослов. Да, именно он, а не апостол Иоанн, был первым богословом. А богослов всегда задается вопросом: «что и из чего можно вывести в качестве постулата»? Именно ап. Павел первый разработал теологию Страстей и Воскресения, а также, как основанную на этих событиях, преемственность служения иерархического первенства. В его богословской концепции (как она описана в 1 Кор 15) женщины просто не могут быть первыми свидетельницами Воскресения, потому что на «первенстве свидетелей» строится Павлово учение об иерархии. Т. е. ап. Павла волнует не история как таковая, а богословский нарратив — как основание определенной структуры созидаемой им Церкви.
Павел признавал авторитет апостола Петра. Спустя три года после своего крещения Павел 15 дней гостит у Петра и Иакова (Гал 1:18–19), а затем еще раз — через 14 лет — ходит в Иерусалим, предлагая свои труды на суд все тех же авторитетов (Петра и Иакова прежде всего, Гал 2:1–2:9). Поэтому в 1 Кор 15:5 Кифа (Петр) стоит первым в ряду свидетелей Воскресения. Для ап. Павла свидетельские показания женщин являются лишними именно с богословской точки зрения. Он не нашел им «практического применения», не видел, какие теологические и сотериологические выводы можно сделать из этого (бесспорно известного ему) факта.