Священник Борис Ершов о суевериях, магическом мышлении и о том, что всё будет хорошо

Ольга Лебединская

Внештатный сотрудник фонда «Предание», журналист, продюсер, организатор кинопроизводства.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Время, в которое мы сегодня живем, интересное, но странное, очень уж турбулентное. Некоторые даже говорят, что наступает новое Средневековье, темное язычество. В такие неспокойные времена люди всегда искали дополнительную опору и защиту. К сожалению, не только в Боге. Мы — христиане, но насколько глубоко сидит в нас язычество? Как возникает суеверие? Что его поддерживает? Почему мы боимся, не верим себе и не надеемся на Господа? На эти и другие вопросы отвечает священник Борис Ершов, настоятель храма Святых Царственных Страстотерпцев в деревне Раздолье Ленинградской области.

Почему мы верим в Бога и стучим по дереву? Как это в нас сосуществует? Мы как будто подстраховываем Господа, не доверяем Ему?

— Прежде всего, мы глобально не доверяем себе. А это приводит и к недоверию к Богу, пусть и бессознательно. Мы не чувствуем и обесцениваем себя. А если что-то неценное, зачем ему внимать? И вот эта заповедь, «внимай себе», она остается у нас в небрежении.

Основа Богопознания — это самопознание. Но оно вырождается из-за недостатка любви.

Поймала себя сейчас на мысли, что на эфир о суеверии взяла с собой талисман — мишку. Не подумав, что это и есть суеверие.

— Не думаю, что мишка здесь является языческим символом. Просто некоторые вещи нас успокаивают. Мы даже можем вспомнить детство, место, где мы были любимы, играли, чувствовали себя в безопасности. Когда мы это всё вспоминаем, меняется наше состояние. Всё положительное даровано нам Богом, чтобы мы могли быть в ресурсе тогда, когда нам трудно.

Суетная вера и вера настоящая не одно и то же

Можно сказать, что в основе суеверия лежит магическое мышление?

— Я бы сказал так: суеверие — это осуществление в сердце, в душе и на практике магического мышления. Магическое мышление подразумевает возможность манипулирования духовным миром в своих целях. И если ты знаешь некие законы и можешь как-то в них ориентироваться, то проявлением такого мышления является суеверие. Суеверные поступки — это состояние. Но основа всех суеверий — страх.

Насколько мы, православные люди, суеверны?

— Я не думал поначалу, что эта тема такая уж актуальная. Но, изучив разные ресурсы, ужаснулся, насколько мы приблизились к язычеству. В том числе и в нашей православной среде. Суеверие называют пережитком. А какой же это пережиток, если половина населения земного шара находится в этом состоянии. В Европе, в США суеверных людей не меньше, чем у нас.

Где же истоки этого явления?

— Само слово говорит об истоках. В переводе с церковнославянского оно обозначает «суетный, пустой, не имеющий отношения к реальности».

Основа у суеверия такая же, как и у религиозного невроза. Внешне мы находимся в рамках приличия, но внутри ощущаем нечто болезненное — страх и отсутствие любви.

Человек не живет в любви по разным причинам. На него влияют детские травмы, история рода. Как жили мои бабушки и дедушки — вся вот эта цепочечка тоже влияет.

В слове «суеверие» присутствует корень «вера»? Как отличить веру суетную от настоящей?

Интересный момент: без веры человек жить не может. Мы все во что-то верим. Суетная вера — это вера без плода, но это тоже вера.

Оплот настоящей веры — духовная любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие кротость, воздержание и даже сама вера. «От силы в силу» мы можем восходить в вере. Этому процессу предела не будет, он беспредельный. И путь в Царствие Небесное будет бесконечно продолжаться. Это вера настоящая. Но это лишь вектор движения, который нам задан.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что прелесть есть состояние всех людей без исключения. А произведено оно падением праотцев наших. И если продолжить эту мысль, то можно сказать, что мы все в той или иной степени суеверны. Наша недостаточная вера, даже если мы посещаем церковь и молимся, не приносит плодов, к сожалению.

Надо задать себе вопрос: живем ли мы в радости и счастье, как нас Господь создал? Или в чем-то другом?

Бог говорит с нами через всё

Иногда приметы сбываются это чьи-то происки? Или мы сами притягиваем факты за уши?

Блаженный Августин и преподобный Никодим Святогорец говорят о том, что некие предсказания совершаются через лукавого. Врач, имея опыт, может спрогнозировать смерть больного. Лукавые тоже могут ближайшую перспективу предсказывать. Они очень активно друг с другом общаются, получают информацию и делятся ею. Подчиняют таким образом медиума, целителя, которые к ним обращаются. Это происки.

Бывают самопрограммирующие предсказания. Никакой мистики и магии. Мы видим или слышим что-то, что ассоциируется у нас с приметой, и чувствуем некий страх, нас царапнуло. Значит, наше сознание пометило этот вариант развития событий как реальный. То есть, скорее всего, так и случится. Галочка у мозга стоит — будет так. Мы можем даже бессознательно всё подстраивать, чтобы так и произошло.

Но есть важный момент: человек — образ Божий, созданный для вечности, для высочайшего счастья встречи с Богом. И тело человека, каждая его клеточка наделена предчувствием наслаждения предстоящего воскрешения. Наше тело имеет высочайшую ценность. Не говоря уж о душе, о духе. Человек может на глубочайшем уровне выбрать, что с ним произойдет. Даже выбрать время, когда ему умереть. Бог учитывает наш выбор и спасает человека в том, что он выбирает.

Этот выбор может совершаться и через принятие страха. Что-то произошло, у меня возник страх. Я думаю, что мне делать, и только накручиваю этот страх. Господь видит, что мне нужно через это пройти и это преодолеть. И попускает это в мою жизнь.

То есть Господь разговаривает с нами даже через такие вещи?

— Бог снисходит к нашему духовному уровню. Человек родился в языческой среде, для него она понятна. И Господь говорит с ним через понятные вещи, доступные ему. Через это Он приводит человека сначала в ветхозаветное состояние, а потом делает новым творением.

Бог говорит с нами через всё. Он и лукавого использует, и его происки, чтобы достучаться до наших сердец. Здесь пути Господни неисповедимы.

С одной стороны, мы понимаем, что мы суеверны и наше Православие не вполне святое. Мы все грешные и все частично находимся в прелести. С другой стороны, наше суеверие тоже используется Богом, чтобы нас смирить.

Господь готов открыть нам самих себя, но мы этого не хотим

Существуют околоцерковные приметы и суеверия. Как они возникают?

— Да, много их всяких. Вещи умершего нельзя до сорока дней раздавать, мыться после Соборования, крестик чужой поднимать…

Причина та же — боимся всего, а любить не научились. Только совершенная любовь изгоняет страх. И мы пытаемся убежать от страха, потому что это больно, трудно и тяжело.

Мы стараемся не входить в это состояние, в эту боль, хотя это нам по силам. Если оттуда покаяться по-настоящему, тогда страх уйдет. Но туда, в эту боль входить сложно. Когда Господь видит, что человек может копнуть поглубже в себя, Он приоткрывает нам нас самих. Но мы туда не хотим. В этой глубине сокрыто много неожиданных и нелицеприятных вещей для нас. А мы хотим, чтобы всё было комфортно. И это большей частью относится к околоцерковной среде как раз.

Хотя верующие люди меньше подвержены суевериям. Те, кто читает Евангелие, Отцов, кто старается вникнуть в основы своей веры.

Я хочу понять волю Бога, чтобы поступить во благо себе

А интуиция, предвидение существует? Она от Бога?

— Человек — это микрокосмос. Сердце человека глубоко и необъятно, там может обитать Бог. «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор 6:16). Мы храмы Духа Святого. И я не думаю, что Господь создал нас совершенно бесчувственными. Интуиция, конечно, есть. И даже дар исцеления — Божий дар. Мы можем чувствовать истину, но для этого надо хорошо прислушаться к себе.

Голос совести похож на интуицию. Вопрос себе задай: вот это делать грех или не грех? Внутри себя представь, что уже сделал это. И что почувствовал? Или не сделал — опять тот же вопрос. У каждого есть выбор.

Преподобного Силуана Афонского спрашивали: как почувствовать волю Божию? Как понять, что хочет от меня Господь? Он советовал молиться из состояния покоя. Только тогда можно услышать голос Бога и понять волю Божию в себе.

Хочу уточнить. Я к себе прислушиваюсь и что-то чувствую. Как мне понять, что это именно от Бога, а не от кого-то другого?

«По плодам их узнаете их» (Мф 7:16). Над нами совершили Крещение, чтобы мы могли чувствовать благодать. Вместе с этим мы получили дар различения. Вот пришла мысль. Если она навязчивая, то, скорее всего, что-то здесь не то. Может быть, это и что-то хорошее, но может привести и к плохому. Если Бог говорит с нами через интуицию, Он включает нашу возможность чувствовать. Но Он всегда действует ненавязчиво.

Если мы принимаем решение на эмоциональном пике, то это просто наша человеческая неадекватность. Меня укололи, мне больно, но потом прошло. Когда прошло, тогда и надо принимать решение. Навязчивость от лукавого.

Если «в гласе хлада тонка», «в веянии тихого ветра», в покое, нам приходит мысль — это хороший признак. А для достижения этого состояния у нас есть Священное Писание. Открываем. Задаем вопрос. Говорим: «Господи, я хочу поступить, по-Твоему. Твоя воля — мое счастье». Эмоциональные качели приходят в норму. Я становлюсь способным слышать что-то большее, чем свои навязчивые мысли.

Ответ — та самая воля Божия. Она всегда чуть выше меня. Зона ближайшего развития. Она открывается, как некий ориентир. Достигнуть ее можно только выйдя из этого моего навязчивого состояния. Мы, православные люди, имеем много возможностей, чтобы наша жизнь была спокойной, но при этом интересной и даже захватывающей.

Ближе к Богу тот, кто Его любит

Почему говорят, что мужчина ближе к Богу, а интуиция лучше развита у женщин?

— Я так не считаю. Лукавый обращается к Еве, поскольку она более чуткая. Ева делает несколько ошибок, которые показывают, что заповедь уже перестала для нее быть заповедью любви, какой была изначально. «Нельзя касаться дерева познания, чтобы не умереть» — тут включается суеверный страх. Эта заповедь стала принуждением

И неверно считать, что мужчина в принципе ближе к Богу. Преподобный Силуан Афонский говорил на эту тему: «Один повар, другой царь, а ближе к Богу тот, кто Его любит». Мужчина более твердый, в нем много энергии. А женщина более чуткая. И в нашей стране вера сохранилась во многом благодаря женщинам.

Экзамен на настоящего христианина

Сглаз существует? И как от него может защититься?

— Лукавый всегда действует разрушительно на мир, который Бог создал. Пытается себя полностью противопоставить Богу. Действует против Бога через некоторых людей, которые могут навести, как говорят, порчу, сглазить.

Если вы подозреваете кого-то, что иголку вам подсунули… А знаете, кстати, как неприятно иголку найти? Так вот, всё это неприятно, но на самом деле очень здорово и позитивно. У нас в этой ситуации появляется возможность стать настоящими христианами.

А если человек уже тебе навредил, тоже нужно молиться за него?

— Молиться о врагах — это очень сильно. Если мы просто молимся, настоящего дерзновения достигнуть невозможно. Помните: «Отче, прости, им, ибо не ведают, что творят!» (Лк 23:34)? В молитве о врагах, недоброжелателях, которые нам хотят что-то плохое сделать, раскрывается наш христианский потенциал. Представим, что на Страшном суде дойдет очередь до человека, который сделал тебе плохо. А ты встанешь и будешь иметь дерзновение сказать — не надо, Господи, я простил его. Это же человек, Твое создание, прости его.

Молиться о таких людях надо с пожеланием всяческих благ. Это и есть любовь, которая побеждает страх. Подумайте, у нас появляется возможность участвовать в деле спасения кого-то. Господь хочет спасти человека через нашу молитву. Здесь особенно можно приблизиться к Господу.

А как здесь самому удержаться от чего-то неправильного? Кажется, лучше иногда не рисковать, не делать лишних телодвижений, чтобы не вляпаться куда-нибудь…

— Размышляем: что от меня Господь ждет в этой ситуации? И если чувствуем, что действительно Он чего-то тут от нас ждет, — действуем, ничего не боясь. Святитель Василий Великий говорил: бойся греха, всё остальное басни.

Христианин и карты Таро

Некоторые психологи в своей практике используют разные околомагические техники, например карты Таро. Называется это «проективный тест, вызывающий ассоциации». Можно ли христианину прибегать к такой терапии?

«Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс 23:1). Всё, что мы видим вокруг, пронизано любовью, ничего нет без любви. Всё создано Богом, всё имеет какой-то смысл. Думаю, даже карты Таро. Через какие-то ассоциации с происходящим извне из нас вытягиваются старые внутренние травмы. Если говорить на нашем с вами церковном языке — грехи. Вытягивается наше непрощение, непринятие, несогласие с волей Божией. И если внешние действия это вытягивают из нас — да и слава Богу, это хорошо.

Но если нас что-то смущает, мы не обязаны этим пользоваться. Значит, это не для нас. Доверяйте себе. Господь может открыть нам наши грехи и недостатки и другим способом. Подытожу: ассоциации — это здорово, и это можно сделать самостоятельно. Но лучше с православным специалистом.

С темными силами лучше не заигрывать даже в шутку

Творческие люди часто суеверны, суеверие связано с воображением и фантазией?

— Воображение — это то, без чего мы не можем жить на свете. Только использовать его надо в свое время и на своем месте. Если мы воображение используем в духовной практике, в молитве — это уже прелесть.

Скоро Рождество и Святки, время гаданий. Можно ли погадать на суженого?

— Ответ однозначный — нет, нельзя. Не стоит с этими вещами даже пытаться заигрывать Человек представляет ценность не только для Господа, но и для лукавого, который хочет нами владеть. Но это не значит, что мы должны осуждать тех, кто гадает.

Повторюсь, Господь всех хранит и оберегает. Ошибки наши Он управляет к лучшему, но еще лучше их не совершать.

Признай свою болезнь и не отказывайся от лечения

Как оградиться от суеверий, пока в нас нет настоящей любви?

— В нас есть часть, связанная с другими людьми, это в психологии называется созависимость. Я завишу от настроения другого человека. И вот эта моя часть, она не зависит от Бога. Это нужно просто принять и признать. Это данность, болезнь, и я в этом тоже нуждаюсь в Спасителе. Так же и с суеверием: да, оно есть во мне, но, Господи, помилуй и спаси меня!

Если возникает страх, надо сразу каяться перед Богом, просить у Него прощения. Чего бояться, если всё наполнено любовью? Мы, люди, настолько ценны, что Господь стал человеком ради нас. Чего-то боится та часть нас, которая не принадлежит Богу. Ее не надо уничтожать и унижать, ведь это рана на нашей душе.

Если рука болит, мы ее бинтуем, лечим, стараемся ее не нагружать, чтобы она поправилась. Так и с этим страхом — источником наших религиозных неврозов и суеверий. У Бога просим прощения без самобичевания. «Господи, прости меня, вот моя рана, она сейчас болит».

Бог снял с меня часть обезболивающего, чтобы я увидел, в каком я сейчас состоянии. Но всё равно Он меня любит. Я понимаю, что мое состояние надо исцелять, но сам ничего с этим поделать не могу. Вот такого себя я и отдаю Богу, как врачу.

То есть надо заменить страх любовью?

— Нет, не так. Скорее надо вливать любовь в эту рану. Помните притчу о самарянине? Изъязвленный разбойниками человек — это я. И, если врач, милосердный самарянин ко мне придет, я не буду отказываться и говорить: нет, я здоров, не надо мне ничего. Я к себе буду относиться как к человеку израненному, который чувствует много боли. То есть мы не просто заменяем одну эмоцию на другую. Мы признаем в себе все чувства, они в нас есть, потому что мы просто люди…

Иерей Борис Ершов — настоятель храма Святых Царственных Страстотерпцев в деревне Раздолье Ленинградской области, организатор проекта «Дом на воле» — дома сопровождаемого проживания для людей с тяжелой инвалидностью.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания