Священник Олег Патрикеев: «Мы иконы, но пока об этом не знаем»

Ольга Лебединская

Внештатный сотрудник фонда «Предание», журналист, продюсер, организатор кинопроизводства.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Сколько раз слово «любовь» встречается в Библии? Разные источники выдают разные цифры — от 310 до 700. А если это слово забить в поисковик, то самым цитируемым окажется апостол Павел. Что же такое любовь? Часто мы путаем ее с собственническими чувствами, с желанием самоутвердиться за чужой счет. Отмотаем же историю мироздания к ее началу и поговорим о любви как принадлежности мира горнего. Своими размышлениями делится священник Олег Патрикеев — настоятель храма великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии.

Зачем Богу наша любовь

Когда-то ничего не было: ни звезд, ни космоса, ни неба, ни ангелов и архангелов. Был только Бог. «Бог есть любовь» (1 Ин 4:7–8). Она необъятна, она заполняет собой все! Человеческий разум не может объяснить, вместить это. Может лишь немного приблизиться к пониманию через какие-то образы. Вот мы празднуем свадьбу, поднимаем бокалы за молодоженов. И пузырьки в бокалах пенятся, шампанское переливается через край. Все радуются и обнимаются. Только представьте! Эти пузырьки, этот переизбыток любви, этот вулкан любви и есть наш мир.

Любовь изливалась из Божественных уст Словом, на греческом — Логос. «В начале было Слово», — вспоминаем мы Евангелие от Иоанна. Этим Словом было сотворено все, что видимо и невидимо. И мы венец этого творения, мы часть этой любви, мы образ и подобие Его.

Здесь стоит остановиться и подумать. Если я образ и подобие Бога, Который меня так любит, то я тоже должен иметь ответную любовь к Нему?

И первая заповедь дана нам для того, чтобы мы отвечали Богу взаимностью. «Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим». Ведь когда человек любит человека, он надеется на взаимность. Но как ответить Богу взаимностью? Сам Христос дал ответ на этот вопрос: «Если любите Меня, исполните Мои заповеди» (Ин 14:15).

Совсем другая история

Представьте, как хорошо было Адаму и Еве в раю. Они купались в любви, радовались всему сущему. И вот появляется «третий лишний».

Денница — он же крутой программист. Он все рассчитал четко. Создал матрицу и поменял вектор энергии любви. Любовь превратилась в свою противоположность — в эго, в гордость.

Первая любовь была распята именно в Раю. Не только Сатана обманул людей, но и люди предали Бога. Началась совсем другая история. Человек стал заложником матрицы, в которую попал. Денница определил ему место в этом мире и стал пользоваться энергией любви человека. Он даже стал ему в чем-то помогать. На Земле появились разные утешения. Музыка, например, музыкальные инструменты. Само по себе это неплохо. Но это лишь суррогат той Божественной любви, которая была у человека в раю.

Господь знал, что так будет. Но Он дал человеку свободу. И теперь пройдет много-много времени, и появится одна единственная Пречистая Дева — чтобы любовь могла родиться на Земле вновь.

Как понять, что я люблю Тебя, Господи?

Да, я хожу в храм, причащаюсь, совершаю добрые дела. Но как понять, люблю ли я при этом Бога?

Размышлять о Боге, представлять Его себе мы можем сколько угодно и по-разному. Дети видят Его бородатым дедушкой. Даже священника в рясе иногда принимают за Бога. Входишь в старшую группу детского сада: «Ой! К нам Боженька пришел». Кому-то Он видится сверхразумом, неким вселенским компьютером. И в каждой религии Он тоже свой.

А для нас Бог — это Иисус Христос. У Бога есть имя. Поэтому мы можем и должны заповедь «любить Бога» перевести в любовь к Иисусу Христу.

Но как нам полюбить Иисуса Христа? Ведь Он жил 2000 лет тому назад.У всех когда-то в жизни была первая любовь. И как хорошо сказал митрополит Антоний Сурожский, наша любовь к Иисусу должна походить на ту самую первую любовь. Когда молодой человек ни о чем не думает, кроме как о встрече со своей девушкой. Он может схитрить, чтобы купить ей букетик цветов. Может ночью влезть на третий этаж по водосточной трубе, чтобы прочитать ей свои стихи.

Мы не говорим, конечно, о какой-то чувственной любви. Это все лишь прообразы. Но наша любовь к Богу может быть подобной тому, что я сейчас описал.

Кто Он лично для вас?

Мне часто приходится крестить взрослых людей. Я их спрашиваю: «А вы знаете, Кто такой Иисус Христос?» — «Ну так, примерно…»

Но вы же собираетесь в Него креститься! Вы хотите доверить Ему свою душу, свою будущность, и как это можно сделать, не зная Его? Кто Он лично для вас? Вы же не напишете чужому человеку доверенность на всю свою жизнь, на семью, на детей.

Начните узнавать Христа с Евангелия. Читайте и перечитывайте.

Он, оказывается, вон какой! А еще вот Он что может! Мне нравится, как Он здесь поступил. Я еще не встречал в своей жизни такого Человека. Он и жизнь за меня отдал?! Он так меня любит?

Вдруг приходит мысль, что в Его смерти есть и моя вина. И возникает ответное чувство — рождается любовь. И понимание, что Христос пришел, чтобы любовь вновь родилась в том мире, который уже и забыл про нее.

Только осознав, пропустив через себя все это, я смогу Его по-настоящему полюбить. И понять смысл вечной жизни.

Все же умрут, какая уж тут вечная жизнь?

В Светлый вторник на Пасхальной седмице в наше храме было отпевание. Мы поем покойнику: «Христос воскресе». И я чувствую, как он отвечает: «Воистину воскресе». И люди, которые пришли в храм со слезами, уходили умиротворенные. В глазах их был вопрос: «Что произошло? Ведь мы хороним близкого человека!» Нет, мы не хороним никого. Мы поем о воскресшем Христе, о любви, которая победила все, даже смерть.

Давайте поищем Его вместе

Мы все живем в матрице своего комфорта. Мы чувствуем себя в ней очень хорошо, как рыба в воде. Но вдруг оказывается, что можно дышать не жабрами, а воздухом. Это церковный воздух. И там в порядке вещей жертвовать собой. Рыба ведь собой никогда не пожертвует. Маленькая рыбка всегда будет убегать, прятаться. А большая — ловить маленькую. Это закон природы.

Но у нас есть другой закон — закон любви. И когда он перестает быть законом, а становится нашим кредо, смыслом нашей жизни, тогда начинается поиск любви, поиск Христа. Давайте поищем Его вместе. Где Он? Не в этих ли окопах, в больницах, детских хосписах, домах престарелых? Давайте сделаем над собой усилие и пойдем туда, поищем Его там. А найдя, обнимем и скажем: «Господи, я нашел Тебя. Возьми мое сердце. Возьми все, что у меня есть». Мы заплачем, что не искали Его раньше. И наши слезы смоют наш грех. Грех жизни без Него.

Бумеранги любви

Но все вокруг противится выходу из матрицы. Хочется провести спокойный вечер за компьютером или фильмом в уютном домашнем мирке. Здесь же так хорошо и безопасно.

Часто мы как будто и отдаем много, и даже отдаем любовь. Но делаем это через свое эго. Ради того, чтобы мне было хорошо. Приходим в храм, свечку ставим — опять же, чтобы мне было хорошо. Получается, что любим мы себя.

И здесь надо опять открывать Евангелие. И искать места, где Христос говорит о каких-то других возможностях для человека. «Кто душу свою погубит ради Меня, тот ее спасет» (Мф 16:25). Все написано — делай. Отдай душу — полюби. И любовь вернется к тебе бумерангом. Душа человеческая будет спасена!

Евангелие — живое Слово

Когда я только начал приближаться к Библии, к Евангелию, понял для себя важную вещь. В сторону Господа нужно сделать шаг. Как в шахматах. Он свой ход сделал. Теперь ждет хода от тебя. Тебе надо только увидеть этот Его ход и ответить Ему.

Я задавал себе много вопросов. Зачем я живу и для Кого буду умирать? Умирать страшно. Где-то обязательно должен быть эликсир бессмертия. Где его искать? Куда идти? Где мой путь?

И вот я открываю Евангелие и читаю: «Я есть путь. Я есть истина и жизнь» (Ин 14:6). Все прояснилось моментально. Евангелие — живое Слово. Оно животворит, высвечивает в тебе потенциал, заложенный при крещении. Полностью меняет онтологическое устройство.

100 человек погибли — 100 панихид

Хотя это тяжелый процесс. Ветхого человека трудно с себя совлечь. Когда змея сбрасывает кожу, ее новая плоть соприкасается с острыми трещинками в камнях. А это больно. Кстати, боль, терпение боли — одно из пониманий любви в этом мире. Каждый из нас знает, что такое боль. Особенно когда причиняют ее близкие люди.

Часто боль причиняет информация. Любые новости начинаются с негатива. И многие уже перестали что-то чувствовать, привыкли. Умер человек — и умер, убили — ну и убили. Никакого сопереживания нет. Взбудоражились, немного испугались и занялись своими делами. А надо бы, услышав такое, упасть на колени и молиться за погибшего, панихиду служить. 100 человек погибли — 100 панихид. Не можем так? Зачем тогда их смотреть, эти новости?

Пару слов о любви к себе

На первый взгляд, любить себя особо не за что. Но надо копнуть поглубже. Китайцы говорят: познай себя, и ты познаешь Бога. Ты не просто так появился на свет — выиграл спринтерский забег с 10 миллионами других, желающих родиться. В тебе есть какой-то код. Ты недостающее звено мироздания. А не просто герой анекдота:

— Боженька, за что Ты меня спас?

— А помнишь, в поезде ехали?

— Да, помню…

— Девочка тебя просила соль передать, чтоб яичко посыпать.

— Помню…

— Вот за это и спас…

Хотя доброделание тоже немаловажно. Но оно должно быть у нас в порядке вещей.

Икона или не икона?

Есть более глубокий смысл. Я есть подобие и образ Божий. Я живая икона! И он икона, и она икона. Вот кого я в себе должен любить — лик Божий. Пусть даже Он пока не очень-то и заметен. Но Он есть. И других людей я тогда буду видеть как иконы. Тогда и к ним у меня появится любовь.

В храме мы целуем икону, свечи перед ней ставим. А в жизни живую икону и толкнуть можно, и грубое слово сказать. Хотя в храме нам икона дана, чтобы мы увидели свое отражение. И если я в ней себя не вижу, значит, я не икона. Пока не увидел, не возлюбил Иисуса Христа в себе, я не икона.

И получается, что враги наши — это затемненные иконы. Сейчас на них действует какая-то злая сила. Но мы должны помнить, что Богом попущено восставать на нас врагам. Чтобы мы имели опыт борьбы с духами поднебесными, которые дергают за ниточки и делают людей своими марионетками.

А жизнь в любви с Богом проста и понятна. И у блаженного Августина есть слова: «Люби Бога и делай, что хочешь».

Мы с тобой одной крови, Ты и я

Смогу ли я увидеть Христа в себе? Его отпечаток любви есть в каждом человеке, и тогда может произойти чудо, чудо Преображения. Я побегу за Христом, буду искать Его в каком-нибудь добром деле. И пойму — не я делаю добро, но Христос изнутри меня делает. Тут бы не впасть в прелесть. Как же: Бог у меня в душе, в сердце. Может, я Его посланник? И я опять иду в храм. Защита от прелести — покаяние. Все наши православные таинства направлены на то, чтобы восстановить нашу икону. Крещение, миропомазание, покаяние, венчание. И, конечно, Причастие Тела и Крови воскресшего Иисуса Христа. Я принимаю Христа в себя. Во мне Его тело и кровь. И тогда мы можем дерзнуть сказать: «Господи, мы с Тобой одной крови, Ты и я».

«Стояние» комара

Любовь долготерпит — это тоже про Божественную любовь. Человек, находящийся в Духе, может аккумулировать ее в себе. И тогда опять начинает действовать Христос. Даже когда трудно, когда мы что-то претерпеваем, Он начинает терпеть внутри нас. А мы сами не можем потерпеть даже комара. Один послушник на Афоне рассказывал, как комар научил его Иисусовой молитве.

Послушник не мог заснуть из-за комариного жужжания. Все время отмахивался, но ничего не помогало. И он начал молиться. Комар продолжал жужжать, но не садился. Будто застыл над ухом. Вот такое «стояние комара» случилось. Послушник потом говорил, что комар даже жужжал в унисон с молитвой: «Господи Иисусе, помилуй меня грешного».

Все мои проблемы мне необходимы

Наша разница в том, что Господь крест претерпел за нас, а мы комара терпим. Это очень приличная дельта терпения. И в этом терпении ты начинаешь понимать, что во всем есть промысл для тебя. В этом комаре, в сегодняшней неудаче. Господь полностью владеет твоим умом, если ты Ему себя доверил. А через страдания нас вразумляет. Поэтому многие приходят к Богу через них. Редко кто приходит благодарить. Все больше: «Господи, у меня то-то, то-то и то-то. Помоги». А Он и так знает все наши горести.

У прп. Серафима Вырицкого есть такие слова:

Находишься ли ты в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, которые не считаются с тем, что тебе приятно, которые тебя отстраняют, — от Меня это было. Я — Бог твой. Располагающий обстоятельствами. Ты не случайно оказался на твоем месте. Это то самое место, которое Я тебе назначил.

Разговор в любви. Который был до всего

Дерзну представить разговор Бога Отца, Сына и Духа Святого:

— Сотворим мир.

— Да, сотворим.

— В этом мире будет много всего прекрасного. Вода, земля, небо, цветы, животные, птицы.

— И сотворим еще человека. По образу и подобию Нашему. И дадим ему полную свободу.

— Да. Дадим.

— Он будет править этим миром. Но однажды совершит ошибку. Потому что один ангел будет противиться и совратит его с жизни вечной. И человек вкусит смерть.

— Да, он вкусит смерть.

— Сын Божий, Тебе придется родиться на Земле для того, чтобы спасти того человека. Тебе придется умереть за него. Ты готов?

— Аминь. Я готов. И вот все только еще начинается…

Священник Олег Патрикеев — настоятель храма Св. вмц. Варвары в пос. Рахья Ленинградской области. Участник программ на радио «Град Петров», телеканалах «Спас» и «Союз». Автор программ на радио «Мария». Автор книги «Стихи. Проза. Размышления», вышедшей в 2022 году в издательстве «Реноме».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle