Некоторых апостолов мы знаем лишь по именам. Их личные черты и жизненный путь скрывают от нас века. Собирая сведения по частицам, Церковь воссоздает образы учеников Христовых. Однако об Иоанне Богослове сохранились яркие и интересные свидетельства в самом авторитетном источнике — в Новом Завете. Об этом апостоле рассказывают разные его современники и в том числе он сам — как автор четвертого Евангелия, Посланий и Откровения.
Первая встреча
Молодой Иоанн Богослов, по преданию, самый младший из апостолов, появляется в самом начале проповеди Иисуса.
Из рассказов Матфея, Марка и Луки видно, что Спаситель призвал братьев Петра и Андрея и братьев Иакова и Иоанна буквально в один и тот же день. От Иоанна Богослова, участника этого события, мы узнаем дополнительные подробности призвания учеников.
Согласно Иоанну, первые двое из призванных Иисусом были изначально учениками Иоанна Крестителя. Они ходили вслед за Предтечей и именно от него услышали о Спасителе. Эти двое — апостол Андрей и еще некий ученик, имя которого не называется, но в котором толкователи Нового Завета узнают самого Иоанна Богослова.
Итак, еще до встречи со Христом Иоанн Богослов имеет учителя. Желая найти Истину, он откликается на призыв Иоанна Предтечи покаяться и следует за ним. Именно Иоанн Предтеча впервые рассказывает двум будущим апостолам об Иисусе, указывая на Него и называя Его Божьим Ягненком. Услышав это, Иоанн и Андрей догоняют Спасителя и вступают с Ним в разговор.
В первый же день встречи Иисус зовет будущих апостолов в гости, в то место, где Он живет, и ученики остаются у Господа до самого вечера.
«Глубоко человечным рисуют Христа евангелисты», — говорит протоиерей Александр Мень в своей книге «Сын Человеческий». Апостол Иоанн то и дело описывает всем нам понятные и теплые отношения между Иисусом и его учениками.
Давайте всмотримся. Вот Учитель, только встретив новых учеников, зовет их в гости. Вот Он, склонившись, что-то пишет, пальцем на песке, когда приводят женщину, уличенную в измене мужу. И наконец, уже воскресший Христос, поджидая учеников с ночной рыбалки, заботливо готовит для уставших апостолов завтрак — рыбу на костре и хлеб.
Семья апостола
В Новом Завете мы знакомимся с семьей апостола Иоанна Богослова. Встречаем его отца, мать и брата, узнаем их имена и некоторые личные характеристики.
Отец апостола — рыбак по имени Зеведей, обычно ловит рыбу вместе с сыновьями на Геннисаретском озере. Возможно, так мужчины этой семьи добывают свой хлеб. Но вот, услышав Иисуса, оба сына Зеведея выходят на берег, оставляя отца одного в лодке с работниками.
Это, однако, не означает, что Иоанн и его брат Иаков совсем расстаются со своей семьей. Из дальнейшего рассказа видно, что их мать Саломия следует за сыновьями и тоже слушает наставления Господа. Однако кое-что она истолковывает по-своему. Однажды при всех учениках Саломия просит для своих сыновей почетных мест рядом с Ним в Царствии Небесном.
Эта нескромная просьба контрастирует со скромностью самого Иоанна Богослова. Большинство толкователей Евангелия считают, что скромность — отличительная черта его характера. Так как, описывая в Евангелии земной путь Спасителя, Иоанн очень мало говорит о себе, практически не называя себя по имени. В то время как другие евангелисты упоминают Иоанна как свидетеля самых важных чудес и знамений, совершенных Иисусом.
Рядом с Иоанном Богословом все время находится его старший брат Иаков Зеведеев. Обоих братьев Иисус выделяет особым образом. Он дает им новое одно на двоих имя — сыновья грома — Воанергес.
Есть две попытки объяснить смысл этого имени. Это может быть указание на силу проповеди апостолов Иакова и Иоанна, которая звучала как гром небесный. Второе возможное объяснение — темперамент братьев, периодически проявляющийся на страницах Нового Завета. Например, однажды жители самаритянской деревни отказались принять Иисуса. Иаков и Иоанн возмущены были этим настолько, что просили Учителя низвести огонь с неба, чтобы сжечь всю деревню (Лк 9:54). В другом месте братья смело отвечают Иисусу, что смогут пить чашу, которую Он пьет, и креститься Его крещением ради того, чтобы воссесть слева и справа от Него в Царстве Небесном. Как бы то ни было, оба брата до конца сохраняют верность Христу и смело проповедуют спасение.
Наконец, еще одним членом семьи Иоанна Богослова становится Пресвятая Дева Мария. Именно Иоанну поручает Свою Мать Иисус, будучи на кресте: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин 19:26–27).
Иисус устанавливает между Божией Матерью и Иоанном новые родственные узы. Этот трогательный рассказ отсылает нас к нашему жизненному опыту, когда мы, не будучи родными по крови, можем стать братьями, верными детьми или заботливыми родителями друг другу.
Любимый ученик
Иоанн говорит о себе как о любимом ученике Иисуса. Это не просто слова.
Вместе с братом Иаковом и со святым апостолом Петром он присутствует при самых важных евангельских событиях. Является свидетелем Преображения Господня, готовит вместе с апостолом Петром пасхальную трапезу для Христа и учеников, сопровождает Христа в Гефсиманский сад. Наконец, Иоанн Богослов вместе с Петром бегут ко гробу Господню, услышав от жен-мироносиц о Воскресении.
Апостол Павел в своих Посланиях говорит об Иоанне Богослове как об одном из трех столпов Церкви, ставя на первое место Иакова Зеведеева, на второе — апостола Петра и на третье — Иоанна Богослова.
Согласно Преданию и ранним письменным источникам, Иоанн проповедовал христианство в городе Эфесе на территории нынешней Турции, терпел мучения в Риме, был отправлен в ссылку на остров Патмос.
Символ орла и евангельская поэзия
Древняя традиция связывает с именем апостола Иоанна Богослова символ орла. Другие евангелисты также имеют свои символы — ангел у Матфея, лев у Марка и телец у Луки.
Орел указывает на особенную духовную высоту евангельского повествования от Иоанна.
Евангелие, написанное Иоанном, заметно отличается от остальных трех, очень похожих между собой. Иоанн пишет в другом стиле. В его рассказе нет притч и мало чудес. Это не столько описание, жизни, сколько глубочайший богословский текст.
Иоанн пишет Евангелие по особым законам восточной поэзии. Он использует литературный прием, называемый хиазм, от греческой буквы Х (hi). В евангельских стихах мысли идут не последовательно, как в европейской поэзии, а как бы перекрещиваются. В параллельных строках слова и темы перекликаются между собой. Так написаны псалмы и некоторые другие библейские тексты. Как пример хиазма можно привести начало знаменитого пролога Евангелия от Иоанна, в котором перекрещиваются смыслы и слова:
В начале было Слово,
и Слово было у Бога,
и Богом было Слово.
Ин 1:1
Иногда две или более параллельных строки, в которых повторяются слова и темы, выстраиваются вокруг одной центральной мысли. И тогда самая важная идея содержится не в развязке, не в конце стиха, а в его середине.
Уже в наше время учеными было сделано открытие, проливающее свет на труд апостола Иоанна Богослова, который он проделал, создавая Евангелие. Если исключить пролог, то это Евангелие делится на пять больших частей. Центр Евангелия в середине — в третьей части, она состоит из одного раздела. А остальные части состоят из пяти разделов, и главный смысл каждого из разделов снова будет в середине, а в начале и конце каждого раздела появляются одни и те же лица, темы и слова. Каждый раздел вновь делится на пять уже маленьких частей, и каждая из них тоже представляет собой хиазм из пяти частей. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) сравнивает эту схему устройства Евангелия от Иоанна с кружевом (1).
В центр Евангелия апостол Иоанн Богослов ставит рассказ о чуде хождения Господа по воде и спасении учеников от бури. И в самой середине рассказа — слова Иисуса: «это Я, не бойтесь!» (Ин 6:20). Именно на эти слова Господа обращает наше внимание апостол Иоанн.
Преподобный Симеон Метафраст называет апостола Иоанна Богослова человеком, «чья жизнь — целиком похвала» (2). Действительно, с самой молодости сын рыбака Иоанн ищет истину и сразу узнает Христа. Становится его ближайшим учеником, возрастает в разуме. Не покидает Христа на Голгофе и после Воскресения Спасителя является одним из столпов христианства. Он проповедует Христа в отдаленной земле и оставляет нам богословское описание земной жизни Спасителя.
Этот путь отражает и иконография апостола Иоанна Богослова. Ранние христиане изображают в римских катакомбах святого Иоанна совершенно юным и безбородым. Позже на многих иконах апостол предстает задумчивым седовласым старцем, который трудится над текстом, желая передать историю его учителя Иисуса всем грядущим поколениям.
(1) Лекция № 5 из цикла о Новом Завете: Евангелие от Иоанна, его особенные свойства.
(2) Преподобный Симеон Метафраст. Слово на преставление св. Иоанна Богослова.