Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Топ-12 лекций «Предания.ру» за 2018 год

12.

Современное Ð¼Ð¾Ð½Ð°ÑˆÐµÑ Ñ‚Ð²Ð¾: кому Ñ Ñ‚Ð¾ нужно?«Современное монашество: кому это нужно?» Инокиня Евгения (Сеньчукова)

Может ли у монаха быть духовная жизнь вне монастыря? Зачем в сегодняшней Церкви нужно монашество? Как оно изменяется и что с ним будет дальше? Об этом в формате «исповеди бумажного червя» расскажет инокиня Евгения (Сеньчукова), пресс-секретарь Якутской епархии, проректор Якутской духовной семинарии по научной работе.

 

 

 

 

 

 

11.

 

ÐŸÑ€Ð°Ð²Ð¾Ñ Ð»Ð°Ð²Ð¸Ðµ по-Ñ Ñ„Ð¸Ð¾Ð¿Ñ ÐºÐ¸«Православие по-эфиопски». Ольга Максимова

Православие стало государственной религией в Эфиопии в IV в., а отдельные верующие там были с I в. Ранее на этой территории шесть столетий господствовал иудаизм — впрочем, он не исчез полностью после распространения православия.

Осенью 2017 г. Ольга Максимова провела небольшую экспедицию по Эфиопии. Ее целью было исследование литургических действий и жестов, то есть участия тела в богослужении, в практике Эфиопской Православной Церкви. На лекции она расскажет про современную жизнь Эфиопской церкви и Эфиопии в целом: о ее богослужении, церковных школах, быте, природе. Отдельно речь пойдет об особенностях эфиопских литургических действий и жестов в сравнении с современной практикой Русской Православной Церкви.

Лектор — Ольга Максимова, кандидат географических наук, бакалавр богословия, исследователь литургических действий и жестов.

 

 

 

10.

ÐŸÑ Ñ‚ÑŒ шагов, чтобы Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð¸Ñ‚ÑŒÑ Ñ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ‚ÑŒ и уважать Ñ Ð°Ð¼Ð¾Ð³Ð¾ Ñ ÐµÐ±Ñ  «Пять шагов, чтобы научиться понимать и уважать самого себя». Марина Архипова

Почему мы часто сомневаемся в своих поступках? Не можем определиться со своей ролью в обществе и личной жизни? На лекции христианского психолога Марины Архиповой речь пойдет о самоуважении и о самооценке.

Одни люди нерушимо уверены в себе, другие колеблются, как только появляется выбор. Как говорил священник, мыслитель и философ Георгий Мицов, главное, что человек может сделать в своей жизни, — это осознать ее. Попробуем же осознать, разобраться, каковы причины нашей уверенности, самоуверенности и неуверенности. На лекции вы узнаете, как у человека формируется восприятие и образ «я»; об искажениях и ресурсах, заложенных в представлении о самом себе.

 

 

 

 

 

9.

Когда Ñ ÐµÐ¼ÑŒÑ Ð½Ðµ в Ñ€Ð°Ð´Ð¾Ñ Ñ‚ÑŒ«Когда семья не в радость». Михаил и Екатерина Бурмистровы

Мы помним, как семья была радостью, опорой и почти смыслом жизни. Мы храним в сердце каждый из этих дней: венчание, новость о беременности, рождение первенца, его первые шаги и слова… Почему же теперь вместо радости — тоска, а вместо желания позаботиться о супруге и детях — чувство долга и вины? Как вернуть в семью былую радость? Как понять, в какой момент всё пошло не так, и исправить ошибку?

Над этими и другими вопросами о семейном счастье мы попробуем поразмышлять на встрече с супругами Бурмистровыми, родителями 11 детей: Михаилом — преподавателем философии и Екатериной — семейным психологом, автором книг о развитии детей.

 

 

 

 

 

8.

Как Ð˜Ð¸Ñ ÑƒÑ Ð¼Ð¾Ð³ Ð³Ð½ÐµÐ²Ð°Ñ‚ÑŒÑ Ñ , но не Ñ Ð¾Ð³Ñ€ÐµÑˆÐ°Ñ‚ÑŒВ топ попали три лекции протоиерея Александра Дягилева:

«Как Иисус мог гневаться, но не согрешать». Каждый из нас ежедневно испытывает множество противоречивых чувств: горечь, ликование, гнев, равнодушие, ярость, раздражение, приятие, отрицание… Насколько правомочно выражение всей этой гаммы чувств? Какое выражение чувств является правильным, а какое неправильным? Иными словами, когда мы, выражая чувства, согрешаем? Ответы стоит поискать в евангельском описании жизни Иисуса Христа.

«Семья: дореволюционный патриархат, советский матриархат, детоцентризм… что дальше?» Как строить сегодня семейные отношения — на основе «классического» патриархата или «европейских» партнерских отношений? Кто главный в семье и как распределять обязанности? Об этом расскажет протоиерей Александр Дягилев, руководитель православного объединения «Супружеские встречи», психолог по образованию.

«Не бывает плохих людей. О том, как видеть в каждом что-то хорошее». О том, как видеть в себе и в других образ Божий, как разглядеть хорошее в другом человеке и что делать, если никак этого сделать не можешь. С детства нас учат, что люди бывают плохими и хорошими. Рано или поздно возникает вопрос: «А какой же я?» У людей православных есть представление, что себя надо считать хуже всех, что себя любить — грех. Сказано: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Значит ли это, что если я себя не люблю, считаю себя плохим, — то у меня есть право не любить других, считать их плохими?

7.

ÐšÑ€Ð¸Ð·Ð¸Ñ Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¾Ñ Ñ‚Ð½Ð¾Ð³Ð¾ и духовного Ñ€Ð¾Ñ Ñ‚Ð°. Что делать, когда Ñ Ð¾Ð²Ñ ÐµÐ¼ не Ð¾Ñ Ñ‚Ð°Ð»Ð¾Ñ ÑŒ Ñ Ð¸Ð»?

«Кризис личностного и духовного роста. Что делать, когда совсем не осталось сил?» Игорь Герцев

Многие из нас бывали в ситуации, когда кажется, что всё потеряло смысл, когда сомнения подтачивают камень веры, и нет возможности обратиться за поддержкой. Как справиться с этим состоянием, где взять силы, чтобы жить дальше? И как помочь ближним, оказавшимся в такой ситуации? В основе лекции лежит опыт психотерапевта Виктора Франкла, прошедшего концлагеря, потерявшего всех родных, но сумевшего преодолеть надлом, человека, создавшего термин «логотерапия», или «терапия смысла». А также осмысление этого опыта с точки зрения православия.

 

 

 

 

 

6.

ÐŸÑ Ð¸Ñ…Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ‡ÐµÑ ÐºÐ¸Ðµ Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ð¿ÑƒÐ»Ñ Ñ†Ð¸Ð¸ в Церкви — как Ñ€Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°Ñ‚ÑŒ и что делать«Психологические манипуляции в Церкви — как распознать и что делать». Наталия Скуратовская

«Мы все тут работаем во славу Божию!», «Вы что, будете спорить с благословением?!», «Где же ваше смирение?»… Психологические манипуляции в Церкви — не редкость. И бьют они больно — ведь люди ждут от Церкви искренности и поддержки.

После столкновения с манипуляцией одни разочаровываются в Церкви как таковой. Другие смиряются с необходимостью постоянно жертвовать своими интересами и испытывать навязываемое чувство вины. А кто-то усваивает манипулятивные приемы как «норму церковной жизни» и начинает сам их применять.

Но есть и другой путь — своевременно распознавать манипуляции и адекватно им противостоять, не провоцируя конфликтов. Именно этому и посвящена наша встреча:

– какие манипуляции особенно типичны для православной среды;

– как меньше сталкиваться с ними при работе в Церкви и в духовном окормлении;

– какие причины подталкивают человека к манипулятивному поведению;

– что этим причинам можно противопоставить;

– какие наши особенности делают нас удобной жертвой манипуляций.

5.

Куда ÑƒÑ…Ð¾Ð´Ñ Ñ‚ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ В наш топ попали две лекции Марины Филоник:

«Куда уходят желания»

«Прихожу вечером домой и не могу понять, чего хочу на ужин — макароны или картошку. Словно нет во мне этого органа, который может чего-то хотеть». «Теплохладное равнодушие: что воля, что неволя… Ничего не хочу, словно жизни во мне нет». «Ничего особо не хочется, всё неинтересно. Иногда думаю — может, вот это попробовать? И сразу мысль — всё равно ж не получится, зачем напрягаться? Не знаю я, чего хочу». «Если появляется желание, то обязательно гадость какая-то. Вот перестать бы желать — я бы куда лучше стал». «В жизни сплошные неудачи: и вуз никуда не годился, и начальник у меня какой-то дурак, и друзей настоящих нет, каждый готов предать… Может, это со мной что не так?»

Эти состояния знакомы многим взрослым людям, хотя в детстве такое бывает крайне редко. Иногда они — следствие депрессии, и тогда нужна особая помощь, но нередко дело в другом: по какой-то причине в процессе взросления мы решили отказаться от своих желаний, быть может, не вполне это осознавая.

Когда мы день за днем делаем только то, что «надо», то вместе с желаниями из нашей жизни уходят силы, драйв, энергия. Что можно делать, чтобы их воскресить? Как снова начать понимать — чего же я хочу? Где взять силы и энергию, чтобы реализовывать свои желания? Обо всем этом мы говорим на лекции психолога Марины Филоник.

«О страхе Божьем и человеческом»

Бывает ли страх полезным — для души, тела, отношений с Богом? В каком случае страх становится вредным, когда его можно считать болезнью, и когда — грехом? Надо ли бояться Бога и что говорит об этом Библия? Что такое биологический страх, что — неротический, и что — «совершенный»? И главное — как выстроить правильные отношения со своими страхами?

Об этом рассказывают:

— священник Дмитрий Самсонов;

— врач-психотерапевт, к. м. н., доцент кафедры психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии РУДН;

— автор и разработчик терапевтического подхода «Терапия пустого усилия» Антон Маркович Бурно,
психолог, преподаватель мастерской Понимающей психотерапии Марина Филоник.

4.

Репрочитанные Ð¿Ð¾Ñ Ð»Ð°Ð½Ð¸Ñ : Ð°Ð¿Ð¾Ñ Ñ‚Ð¾Ð» Павел о Ð²Ð»Ð°Ñ Ñ‚Ð¸В топ вошли две лекции Андрея Десницкого:

«Непрочитанные послания: апостол Павел о власти». Что говорил апостол Павел о власти? «Нет власти, которая не от Бога» — и значит, любая власть всегда и во всем права? Или «не власть та, что не от Бога» — и тогда можно не обращать внимания на ее требования, если нет на ней благословения? Нет, ни то ни другое. Апостол Павел говорил о власти довольно много, не только в этом единственном стихе из послания к римлянам. Кстати, почему он писал об этом только в послании к Римлянам и почти не касался темы в других посланиях? Или касался? И вообще что мы читаем из его наследия, а что пропускаем, и почему? Попробуем разобраться вместе с доктором филологических наук, профессором РАН Андреем Десницким.

«Почему Послания так и остаются непрочитанными?». Послания — это 21 из 27 книг Нового Завета. Они на конкретных примерах описывают, что такое Церковь, как она устроена и зачем она нужна. Но их почти никто не читает. Почему? Они плохо переведены, или устарели, или там слишком много непонятных мест? А те, кто их читают, до сих пор спорят о множестве важных вещей. Что апостол Павел имел в виду под «оправданием»? Как всё написанное им соотносится с тем, что написали Иоанн, Иуда, Иаков и Петр. И кстати, кто они такие — эти Иоанн, Иаков и Иуда? И точно ли это апостол Петр написал послания, носящие его имя? А если не он, то кто? И как после этого верить Новому Завету?

 

3.

Брейгель в Вене: Ð²Ð¸Ñ€Ñ‚ÑƒÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ñ ÐºÑ ÐºÑƒÑ€Ñ Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ Ð²Ñ‹Ñ Ñ‚Ð°Ð²ÐºÐµ«Брейгель в Вене: виртуальная экскурсия по выставке». Михаил Кукин

Это будет виртуальная экскурсия с особым акцентом на скрытых смыслах, которые были понятны современникам Брейгеля, но нуждаются в пояснении для современного зрителя его работ. Формулируя «философию» Брейгеля, мы остановимся на самых известных его картинах («Охотники на снегу», «Падение Икара», «Вавилонская башня», «Перепись в Вифлееме», «Поклонение волхвов» и др.), обращая пристальное внимание на те работы, которые в настоящий момент представлены на эпохальной международной выставке Брейгеля в венском Музее истории искусств.

Лектор — Михаил Юрьевич Кукин, поэт, филолог, культуролог. Окончил филфак МПГУ, аспирантуру ИМЛИ РАН по специальности «Теория литературы» (1993 г.), кандидат филологических наук. В настоящее время — доцент кафедры гуманитарных дисциплин ИОН РАНХиГС. Читает курсы лекций по истории и теории литературы, истории культуры, анализу текста. Автор курса лекций «Традиционный текст и его живописная интерпретация» на портале Magisteria.ru.

 

 

2.

Проблема Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ñ‚Ñ€Ð°Ð½Ñ Ñ‚Ð²Ð° и времени в Ñ Ð¾Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¹ церковной архитектуре «Проблема пространства и времени в современной церковной архитектуре». Сергей Чапнин

Архитектура «церковного возрождения» не принесла новых форм ни во внешнем, ни во внутреннем облике храма. Более того, с точки зрения развития архитектуры, прошедшую четверть века вряд ли можно назвать возрождением, то есть творческим осмыслением традиционных форм храмового пространства. Это скорее реставрация, более или менее удачное копирование, многочисленные попытки замкнуться в стилистике и формах прежних эпох.

И дело здесь не только и не столько в самой архитектуре. Церковная архитектура тесно связана с пониманием литургии — храм целиком и есть подлинная икона Царствия Божия. Если это понимание «законсервировано», не может быть никакого развития храмовой архитектуры, которая организует и оформляет литургическое пространство.

Тем не менее в последние годы формируется новое отношение к литургии. Об этом свидетельствует не только практика приходской жизни, но и церковные документы. В частности, постановление Архиерейского собора Русской Православной Церкви «Об участии верных в Евхаристии» (2015).

Какие изменения литургической жизни могут стать источником для новых архитектурных форм? Какие тенденции в храмовом зодчестве заслуживают внимания и почему? Что такое приходской храм в современном мегаполисе с архитектурной точки зрения?

Об этом рассказывает Сергей Чапнин — главный редактор альманаха современной христианской культуры «Дары», сопредседатель содружества «Артос».

1.

ÐŸÑ Ð°Ð»Ð¼Ð¾Ñ‚ÐµÑ€Ð°Ð¿Ð¸Ñ  И самыми популярными оказались лекции священника Алексея Агапова:

«Канон Андрея Критского: читаем, размышляем, учимся понимать»

Одна из характерных особенностей Великого поста — совершенно особое богослужение, незабываемые молитвы и песнопения, которые обновляют устремление человека к Богу, будят в нем память о Небесном Отечестве.

Особое место в ряду этих текстов занимает Великий покаянный канон Андрея Критского, который поется (или распевно читается?) с понедельника по четверг на первой неделе поста. Это весьма продолжительное молитвенное размышление — поиск потерянного, подобно библейской монетке, живого сердца — и места в нем для Живого Бога.

Прослушивая канон в очередной раз, мы не найдем какой-то новой информации. Пищей для размышления здесь служат сюжеты из Библии и горестные воздыхания из самой глубины сердца, обращенные автором к собственной душе.

Канон непросто воспринимать на слух. Обороты высокой греческой поэзии, переведенные на церковнославянский, непривычны для уха, да и не все библейские сюжеты оказываются знакомы. Внимание неизбежно уплывает. Нужен проводник, который помог бы пройти через все трудности к ясному и высокому смыслу, не потеряв по дороге красоту текста и покаянный настрой.

На этой лекции в преддверии поста мы поговорим о происхождении и обстоятельствах написания Великого канона, его месте в богослужении, почитаем и поразмышляем над самыми сложными и интересными элементами этого удивительного поэтического произведения. Ведущий встречи — настоятель Михаило-Архангельского храма в г. Жуковском Московской области, филолог, священник Алексей Агапов.

И наконец самое популярное: курс лекций «Псалмотерапия».

Как получить действенную духовную помощь от Псалтири — Книги Хвалы? Самый простой способ — исследовать технику обращения слова в тексте. Нужно глубоко наблюдать и испытывать — как именно автор-псалмопевец передает эту необыкновенную радость — через переводчиков — через новых переводчиков — да через бессильных помешать редакторов — к Новому псалмопевцу сегодняшнего дня — и к слышащим псалмы через него, через призму его восприятия, через его голос.

Когда восприятие слышащих гармонично отстраивается в лад, то приходит покой, и сердце начинает звучать радостью, как божественная арфа. Псалмотерапия — оригинальная методика чтения и псалмов в их приложении к реалиям внутреннего мира сегодняшнего читателя.