Один юноша спросил у Бога: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»
Бог ответил: «Вот заповеди, их надо выполнять». Несколько огрубляя — напомнил о существовании инструкции по достижению Царствия.
«Выполнял, — сказал юноша, — но, может быть, есть что-то еще, чего я не делал, что точно поможет мне войти в Небесное Царствие, я очень этого хочу!»
«Ну тогда, — ответил Бог, — есть средство более сильное. Раздай имение свое и приходи, следуй за Мною».
Кончилась история печально — юноша, кажется, ничего не раздал и никуда не пошел. Во всяком случае сразу.
Обратите внимание: Господь не стал доказывать юноше, что тот выполняет инструкции недостаточно усердно. Не стал уточнять правильность их понимания. Не начал добавлять новые пункты, которые проглядели прежние авторы. Он согласился (и потом подтвердил историей своей земной жизни), что однажды инструкции перестают работать, что инструкций недостаточно.
Потому что мир логичен, но не до конца. Мы можем понять конкретное явление, но мы бессильны объяснить мир целиком. Мы способны предсказывать будущее, и даже довольно точно, но никуда не денемся от случайностей.
Невозможно составить инструкцию для жизни, которая объяла бы все возможные сценарии: мы неизбежно проглядим последствия каких-то шагов. Тем более неполны инструкции там, где Бог, Который больше мира, участвует непосредственно.
Поэтому Бог оставил нам не список «правил, которые работают». У Него вообще-то был целый народ Израилев, который жил по правилам, по Закону, и кончилось это Распятием. Правила и инструкции — хорошая вещь, но применимость их ограничена.
Бог пообещал дать нам Дух, который утешает и наставляет, который будет вести человека по этой нелогичной жизни, подсказывая, что делать, давая крепость там, где изнеможет даже самый сильный и отважный из людей. Но Дух невозможно получить, не изменившись.
Пока ты думаешь об имении, которое не хочется раздавать, для Духа просто не хватает места. Чтобы получить Дух, нужна жертва.
Вот зачем Христос подвергал Своих учеников таким страшным нервным перегрузкам?
Вся последняя часть Его земной жизни — страшные драматические «качели»: рыдающие Марфа и Мария — будоражащее чудо воскрешения Лазаря, торжество вхождения в Иерусалим, ярость изгнания торговцев из Храма, кажется, вот-вот будет окончательная победа…
Но нет — приходит тревога Тайной вечери, а затем кровавый пот Гефсимании. Дальше — темный бесконечный ужас предательства, издевательств, неправедного суда, и кровавая, отвратительная для живого человека сцена Распятия (закройте глаза, представьте, как в живую человеческую руку забивают четырехгранный гвоздь).
Отчаяние Великой субботы, когда молчит всякая плоть, пораженная ужасом.
И только с самого дна поднял учеников восторг Пасхи, начались безумные, неописуемые (в Евангелиях — почти полное молчание) дни с Воскресшим Учителем. А потом загадочное, неожиданное Вознесение, оставляющее больше вопросов, чем ответов. Мне кажется, что после Вознесения апостолы стояли и смотрели в небо много часов. Просто не понимая, что, собственно, делать дальше.
Разве нельзя было проще?
Видимо, нельзя. Чтобы принять обещанный Дух, необходимо было полностью разрушить свои прежние жизни. И для этого Христос вел их тем же Путем, которым шел Сам. Чтобы они стали как Он.
В иерусалимскую горницу пришли не просто люди, набранные на улицах, влекомые любопытством или выгодой. Апостолы годами следовали за Учителем по Иудее, они пережили испытание страхом, болью и стыдом. Они познали собственное бессилие, когда Христа пришли брать с войсками. Они уже знали, что Закон не может спасти, они видели крах всех инструкций: знавшие Закон наизусть и выполнявшие его до тонкостей книжники и фарисеи осудили Праведника на позорную смерть. Господь дает Духа всем. И только нашим трудом, нашим усердием и решимостью, нашим постоянством определяется, войдем ли следом за апостолами. Усердием в том числе в исполнении заповедей — потому что если мы этого не сможем, то как сможем оставить всё?