Царственные страстотерпцы: просто семья

Священник Федор Людоговский

Священник, лайф-коуч, филолог.

17.07.2018
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

В ФБ-посте священник Федор Людоговский оглядывается на изменения, произошедшие в его отношении к царской семье.

До своего крещения и воцерковления я, пожалуй, вряд ли что-то знал о судьбе последнего русского царя и его семьи. То есть, возможно, и знал, но это не было чем-то значимым для меня. И неудивительно — ведь мне было 12-13 лет.

Но после крещения, когда я постепенно втянулся во всю эту церковную жизнь, образ царской семьи стал для меня весьма важен: убийство помазанника Божия слугами сатаны, ритуальный характер убийства, каббалистическая надпись на стене, глухие слухи о том, что тела страстотерпцев погребены под мавзолеем Ленина для особого поругания — а также чаяние грядущего возрождения монархии в России и достоверные сведения о компьютере “Зверь”, находящемся в Брюсселе и готовящем пришествие антихриста, — всё это, как говорится, шло в комплекте.

К этому присоединялось щекочущее честолюбие ощущение своей особости: мы-де в Красном Селе в пику официальным церковным властям служим всенощную царственным мученикам, не дожидаясь формального прославления.

Когда я поступил в семинарию (это было два десятка лет назад), то в первые же дни, когда Осипов читал нам обзорную лекцию, я — юноша бледный со взором горящим — встал и публично стал защищать святость последнего царя и его семьи.

Но с тех пор много воды утекло.

Мой монархизм повыветрился. Да, приятно посмотреть на монархов иных стран — но как на некий рудиментарный культурный институт, как на экзотику. А так-то пора уже взрослеть, самим принимать решения и нести за них ответственность…

Сегодня я заглянул в свою генеалогическую базу, посчитал на пальцах. Получается, что Николай II был 10-юродным братом моего деда по отцу и 11-юродным братом моей бабушки. Пишу это не для похвальбы (в этом нет моей заслуги), но потому, что для меня это важно: это несколько смещает угол зрения. Меняет, как сейчас говорят, оптику.

Для многих Николай II это прежде всего император. Чем закончилось его царствование, мы все знаем слишком хорошо. Какая часть вины за это лежит на нем лично — это оставим историкам. Но лично я чем дальше, тем больше вижу в последнем русском царе, его жене, детях прежде всего семью — сходную во многом с моей собственной семьей. У них, как и во всякой семье, были свои горести и свои радости. Они любили друг друга, хотя жизнь их была очень непростой. И они прошли эту жизнь вместе — до конца. Нет, такой конец — это не то, к чему надо стремиться, но это то, над чем стоит задуматься, что стоит прочувствовать, примерить на себя.

Наверное, в завершение поста надо было бы написать что-то пафосное. Но что тут скажешь. Очень хочется, чтобы в этом мире перестала литься кровь. Чтобы люди перестали убивать друг друга. Чтобы все — от президентов и королей до самых простых граждан и подданных — действовали хотя бы чуть более ответственно и осознанно. Тогда наш мир станет чуть лучше.

Источник: ФБ автора

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle