Тысяча подвигов Люды

Елизавета Трофимова

Журналист, фотограф, студентка СПбГУ.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Мы продолжаем делиться новостями о наших подопечных, уже получивших помощь от «Предания». Сегодня расскажем удивительную историю Людмилы Симоновой, которая «потеряла тело» и нашла себя.

О чем мечтают люди в семнадцать лет? Покорить планету, найти великую любовь, прославиться? У студентки педагогического колледжа Люды Симоновой планы были, как и полагается, самые грандиозные. Их перечеркнула автомобильная авария: ехали с одноклассником, на дороге лежала корова, не справился с управлением. В одно мгновение вместо желаемых путешествий и свершений Люда получила травму шейного отдела и полный паралич. Это был далекий 2001 год, село Белорецк Республики Башкортостан, и никакой дельной информации о том, что делать дальше, ни Людмила, ни ее мама получить не могли.

Люда (посередине) до аварии

Сначала девушка лежала в четырех стенах без надежды на будущее. Местные врачи не видели шансов на улучшение – говорили, что Люда обречена лежать всю оставшуюся жизнь и двигать только глазами. Но не тут-то было: паралич не знал, с кем он связался.

Она научилась держать голову. Затем села. Все сама – интуитивно, пробуя снова и снова, каждый день, без врачей и долгих перерывов на оплакивание собственной судьбы. Спрашиваю, как она так смогла: я бы точно не выдержала.

“Бывает, конечно, порыдаешь, стресс сбросишь, – говорит Людмила. – Но я не могу лежать и ничего не делать. Иногда я так дня на три улягусь, а потом думаю: ёлки, три дня ведь прошло! А мне стольким вещам еще хочется научиться! Я, наверное, все на свете хочу уметь”.

И это правда.

Умеет Людмила вот что: одеваться, готовить, вязать на спицах и на специальной машинке, собирать алмазную мозаику, монтировать видеоролики, проводить юбилеи и праздники родственникам и друзьям, прыгать с парашютом, летать на параплане и водить машину. Последнее – не роскошь, а необходимость: до ближайшего города, Уфы, 90 километров, и раньше дорога туда была отдельным приключением не для слабонервных. “Как-то раз еду в автобусе – ну, как еду, меня на руках туда затащили и посадили, пандусов-то нет – так он сломался посреди дороги. Все стали голосовать, ловить другой транспорт, а я сижу! Мне водитель говорит: дальше не поедем. А я сижу! Куда я денусь?” Сейчас она самостоятельно добирается до Уфы и может прокатить приехавших в гости племяшек восьми и четырнадцати лет: они навещают ее каждое лето, чтобы вместе ходить в лес, собирать ягоды и готовить всякие вкусности.

Людмила с племянницами

Но самостоятельная Люда знает цену поддержке: “Когда мне совсем тяжело, я вспоминаю, что люди говорят мне, какая я молодец. Меня спрашивают: зачем тебе ВКонтактеполторы тысячи друзей? А я уверена: я могу им чем-то помочь, а они, если что, помогут мне”. Она верит в силу случая: знакомый рассказал ей о фонде “Предание”, и Люда подала заявку. Ее мечтой было попасть в столичный реабилитационный центр “Преодоление” – пришлось стремительно собирать необходимые бумаги, подключать друзей (да-да, и тех самых молчащих незнакомцев из соцсети тоже) и спешить: центр принимал либо в конце февраля, либо в марте. Чудо свершилось: заявка была получена, деньги собрали, и свое тридцатипятилетие Людмила встречала в Москве.

Там она узнала, что не все ее интуитивные техники были правильными: инструкторы научили пересаживаться из кровати в коляску и совершать другие важные действия с меньшей тратой сил.

Людмила на реабилитации в “Преодолении”

“Так интересно, – вспоминает Люда, – я поставила себе цель: будут приходить помогать – пусть помнят, что я все умею сама! Меня даже ставили другим в пример: вот, мол, наша Люда, у нее плохо руки работают, а она все-таки старается. Относились к этому по-разному, но это нормально – осознание, что на коляске придется провести всю жизнь, приходит не сразу. Ну не умеют ученые восстанавливать тело полностью. А время идет – можно же что-то делать, куда-то ездить…  Жить нормальной жизнью…”

Летом Люду с трудом можно застать дома: то она объясняет другим инвалидам района, как получить хорошую медицинскую помощь, то водит за грибами приехавших отдохнуть друзей, то организовывает вместе с колясочниками проект, посвященный созданию доступной для них среды.

“Так быстро лето прошло, – делится Люда, и ясно, что зимы ей совершенно не хочется: холодно, скользко, трудно выбираться на улицу. – И как будто ничего не делала! Хотя недавно села смотреть фото на телефоне – вот я в Пензе на стажировке, мы как раз учились придумывать социальные проекты, вот я в Перми на фестивале игры в бочча, это такой спорт для инвалидов, вот у мамы юбилей, я там была тамадой… Год-то насыщенный был, а я и не заметила!”

Подвигов у Людмилы столько, что сам Геракл бы уступил даме почетное место. Она пять лет сражалась за право получить собственную квартиру. В старом деревянном доме, где они сейчас живут с мамой, дровяное отопление: уж извините, но колоть дрова Люда не сможет при всем желании. Начальство, как это обычно бывает, просьбы и заявления предпочло игнорировать. Одно высокостоящее лицо недоумевающе сообщило: “Вот я сейчас одной дам квартиру, а потом все инвалиды попрут – и чего?” Возмущенная Люда писала всем: приезжало уфимское телевидение, снимало ее, но дальше трогательного ролика дело не шло. На последнем судебном процессе сама судья спросила у Люды: “Тебе еще не надоело?” “Нет”, – ответила Люда. И добилась субсидии на покупку квартиры.

Когда у старшей племянницы начались проблемы с английским, Люда начала учить его сама: в итоге они вместе разобрались-таки со сложными грамматическими временами. “Главное – чтобы была цель, – уверенно говорит Людмила, и ей нельзя не поверить. – И хорошо, если цель направлена на помощь другому. Мне для себя все-таки скучно делать… Хочется помогать”.

Люда мечтает развить проект по формированию доступной среды, научить всех колясочников и не только – верить в себя. Вытащить, наконец, людей из привычной апатии: “Ну надо же что-то делать! Без отмазок “ой, я не могу, я устал”. И находить свое дело. Превращать маленькое в грандиозное. Кстати, хотела спросить, а то все разговариваю да разговариваю – а вам нравится жить в Петербурге?” – она еще и обо мне заботится. Отвечаю, что, конечно же, очень нравится, а Людмила рассказывает, как она успела побывать и в городе на Неве тоже. А ее самая большая мечта помимо осуществления проекта – использовать-таки загранпаспорт, который она сделала пару лет назад и который еще не пригодился. Но ничего: настанет и его время.

От ее энергии хочется спасти мир двадцать четыре раза. Каюсь: примерно каждую неделю-две я отменяю какую-нибудь встречу, потому что устала, работаю, не желаю никого видеть, болею горлом и правой ногой – в общем, хочу только в одеяло и спать. Но иногда случаются такие удивительные знакомства, после которых ты несешься в центр событий и чувствуешь жизнь особенно остро. Наверное, в эти моменты в душе просыпается что-то сокровенное и неубиваемое, и оно говорит тебе, не веря, что наконец-то можно это произнести:

«Ой. Я могу».


Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle