Умоляю вас, братия, чтобы вы все говорили одно

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Первое послание к Коринфянам, глава 1

На церковнославянском языке

10 Молю же вы, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, да тожде глаголете вси, и да не будут в вас распри, да будете же утверждени в томже разумении и в тойже мысли.
11 Возвестися бо ми о вас, братие моя, (посланным) от хлоиса, яко рвения в вас суть.
12 Глаголю же се, яко кийждо вас глаголет: аз убо есмь павлов, аз же аполлосов, аз же кифин, аз же Христов.
13 Еда разделися Христос, еда павел распятся по вас? или во имя павлово крестистеся?
14 Благодарю Бога, яко ни единаго от вас крестих, точию криспа и гаиа,
15 да не кто речет, яко в мое имя крестих.
16 Крестих же и стефанинов дом: прочее не вем, аще кого иного крестих.
17 Не посла бо мене Христос крестити, но благовестити, не в премудрости слова, да не испразднится крест Христов.
18 Слово бо крестное погибающым убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть.

На русском языке

10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
11 Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
12 Я разумею то, что у вас говорят: “я Павлов”; “я Аполлосов”; “я Кифин”; “а я Христов”.
13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?
14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,
15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.
16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.
17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство [1] есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия.
 


[1] Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть

Слово, переведенное в синодальном переводе как “юродство” лучше перевести как “глупость”.

Ответьте на вопрос

Что значит “креститься во имя кого-то”?

Комментарий У.Баркли

По-гречески эта фраза обозначает самую тесную связь. Так, например, дать деньги во имя человека значило уплатить по его текущему счету. Продать раба во имя человека – значило отдать этого раба в его абсолютное владение. Солдат римской армии клялся в верности во имя цезаря: и он принадлежал полностью императору. Выражение во имя кого-топодразумевает абсолютное владение. В христианстве же эта фраза несет в себе даже большее значение: она означает, что христианин не только полностью принадлежит Христу, но и каким-то особым образом отождествляется с Ним.Перечитайте внимательно отрывок еще два-три раза.

Ответьте на вопросы

Что это значит – говорить одно и не иметь разделений?
Почему Павел благодарит Бога за то, что никого не крестил, кроме Криспа и Гаия?
Как премудростью слова можно упразднить крест Христов?
Почему слово о кресте для погибающих юродство (глупость), а для нас, спасаемых – сила Божия?

Есть ли у нас в современной Церкви подобные ситуации – когда люди разделяются за счет предпочтения того или иного проповедника?
Как Вы относитесь к человеку, чьи проповеди вам близки и очень много дали? Который, быть может, является вашим духовным отцом?
Как вы относитесь к другим проповедникам?
Как вы относитесь к людям, на которых сильно повлиял другой проповедник?
Как сила Божия проявляется в вашей жизни?

Размышления редактора

Как и в прошлое воскресенье, апостол Павел призывает нас к единству. Слова Писания надо применять к себе. И я задумалась – а что это значит – говорить одно и то же в наши дни и быть соединенными в одном духе и одних мыслях? Ведь у нас сейчас ситуация в Церкви не лучше, чем в Коринфе в I веке. Кто-то любит и слушает только Кураева*, для кого-то главный авторитет – Осипов, для кого-то – отец Дмитрий Смирнов, для кого-то – отец Даниил Сысоев. Причем часто сами наши учителя принимают друг друга, как и апостолы принимали друг друга, а вот их последователи – уже нет, друг друга не принимают. Недавно заговорили о том, что современное русское Православие напоминает систему ашрамов с харизматичными гуру во главе. Но и без этого между православными верующими существуют большие расхождения по разным вопросам. Например, по вопросу о языке богослужения. Чтобы говорить одно, кто-то, получается, должен изменить свое мнение? А как мы определим, какое мнение надо изменить? Дискуссии длятся бесконечно, и каждый остается при своем мнении.

А потом я подумала, что, наверно, дело совсем не в том, чтобы определить, какое мнение главное и более правильное. А в том, чтобы поднять взгляд выше, к Богу, ко Христу. Выше наших разделений. Потому что, как говорит апостол Павел дальше, проповедники – «только служители» (Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий. (1Кор.3:5-7)) Апостол Павел, которого я очень люблю, и митрополит Антоний Сурожский, благодаря которому я пришла в Православие – это только служители Божии, которым я должна быть благодарна за их труд, который мне много дал, но взращивает меня Бог. И потому на Него я должна смотреть в первую очередь, Его воли искать. Каждый проповедник похож на человека с фонарем. Этот фонарь может дать свет десяти людям, пятнадцати, пусть даже десяткам тысяч. Другой фонарь может осветить путь еще сотне тысяч. Но ни один фонарь не может осветить путь всем людям на земле, это может сделать только Солнце Правды, Христос. И поэтому надо смотреть в первую очередь на Него и Его воли искать, и тогда мы сможем «говорить одно». Кроме того, когда смотришь в первую очередь на Христа и стараешься познать Его, начинаешь видеть мир по-другому и понимаешь, что какие-то вещи не так уж важны. Не так важно, какой политический строй в России, например. Важно, сколько человек в ней любят Христа и стараются следовать за Ним. Поступают ли так те, кто нами правят. Все остальное – неважно. Да даже и это неважно – как поступает тот или другой человек. Самое важное, самой поступать так, как Он заповедал, потому что отвечаем мы перед Богом только за свои поступки, мысли и чувства.

Впрочем, глядя на себя, я понимаю, что есть и другая проблема. Не говорить про себя – «я Павлов», а говорить про другого – «он Аполлосов». Отсюда такие слова, как «кочетковцы», «сысоевцы», «меневцы». Думаю, эта проблема решается так же, как предыдущая. Надо взглянуть выше, на Христа, и понять, что в первую очередь эти люди не «кочетковцы» или «сысоевцы», а так же, как и я, христиане, и за нас за всех умер Христос, и мы все пытаемся следовать за Ним и быть послушными Ему. И стараться в первую очередь видеть общее – веру во Христа, а не то, что нас разделяет. Перестать даже мысленно называть людей «кочетковцами» или «сысоевцами». И в сердце своем не отделять себя от братьев и сестер, которых тоже взращивает Бог. Если все будут так поступать – у нас получится «говорить одно» и быть едиными в одном духе и в одних мыслях.

Такой ответ я нашла на вопрос, как мы можем «говорить одно». А вы как думаете? Вы можете поделиться своими мыслями и ответить на вопросы в комментариях.

Прочтите толкования

Блаженный Феодорит Кирский

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений Прекрасно к прошению своему присовокупил имя Господа, ибо оно-то и было ими отвергаемо; от сего имени должно было и им именоваться, а они заимствовали себе прозвания от предстоятелей.

но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Не за разность догматов укоряет их, но за споры и соперничество о предстоятелях: смысл проповеди, говорит Апостол, один (сие и выражает словами: в томже разумении), но расположение уже не одно (сие и означает словами: в тойже мысли). Посему умоляет их, одно содержа в мысли и одинаково разумея, не делать раздора и не препираться напрасно о настоятельствующих.

(11) Ибо от Хлоиных  Так, может быть, именовался какой-нибудь дом; Апостол же не назвал по именам известивших его, чтобы не произвести между ними вражды.

сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры показывает же, какого рода были состязания.

(12) Я разумею то, что у вас говорят: “я Павлов”; “я Аполлосов”; “я Кифин”; “а я Христов”. Коринфяне именовали себя по именам других учителей, но Павел выставил свое и Аполлосово имя; приложил же и имя первоверховного Апостола, научая тем, что несправедливо даже и из сих имен делать такое употребление; сие яснее дознаем из следующего. Но весьма премудро поступил он, к другим именам сопричислив и имя Христово, показывая несообразность дела, а именно, что коринфяне в один ряд поставляли и Владыку, и рабов.

(13) Разве разделился Христос? Иные не как вопрос, но как речь положительную читали это, утверждая, что Христом здесь названа Церковь, и толкуя сие так: худо поступили вы, разделив тело Христово. Но думаю, что сказано это вопросительно; сие показывает и присовокупляемое.

разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? А сие значит: ужели Христос имеет разделяющих с Ним владычество и власть, и потому вы делитесь, и одни называетесь Его именем, а другие именами того или другого? Не Один ли за всех вас приял смерть? Не в Его ли имя прияли вы благодать крещения? Человеческих ли имен призывание даровало вам оставление грехов?

14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, 15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. 16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.Апостол усиливает обвинение каждым присовокупленным словом, но не поражает сильно обвиняемых, собственное свое лицо выставляя вместо коринфских учителей. Дает же разуметь, что называли себя по именам не только учителей, но и крестивших. Представляет и причину, по которой не крестил многих.

(17) Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать. Хотя повелел то и другое, ибо сказал: Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19), однако же проповедовать почетнее, нежели крестить, потому что крестить удобно всем, сподобившимся священства, а проповедовать — дело немногих, приявших дарование от Бога. После сего Апостол смиряет уже надменность величающихся красноречием и говорит:

Не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Если бы пользовался я сладкоречием и силою слова, то не была бы видима сила Распятого. Всякий бы стал предполагать, что уверовавшие уловлены уменьем говорить. Но неученость проповедующих, препобеждающая гордящихся красноречием, ясно доказывает силу креста.

18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. 19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. (Ис. 29, 14). Под словом крестным Апостол разумеет слово о Кресте; погибающими называет неверующих, а спасаемыми — верующих, придавая наименование по тому концу, которого достигнут. Приложил же свидетельство Писания, научая сим, что издревле предвозвестил это Бог всяческих. Потом показывает нелживость предречения.

Еще толкования

Ответьте на вопросы
Что нового вы узнали/поняли из толкований?
Чему это вас научило?

Снова перечитайте отрывок

Подведите итоги
Что важного вы получили при чтении и размышлении над отрывком, при ответах на вопросы и чтении толкований?
Чему вы научились благодаря размышлению над отрывком, ответах на вопросы и чтении толкований?

Помолитесь

Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас, Твоих верных рабов, к Себе тем крепко связав, творити заповеди Твои и друг друга любити нелицемерно сотвори, молитвами Богородицы, Единый Человеколюбче.

 Вопросы, толкования и размышления подготовила

Татьяна Зайцева

Если вам понравился этот выпуск блога, вы можете подписаться на рассылку по воскресным апостольским чтениям.

*Андрей Кураев внесен в реестр иностранных агентов.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle