Что посмотреть в преддверии Рождества – кинообзор от Ольги Немчиковой.
Так получилось, что все эти вокругновогодние дни я пересматриваю «Ёлки», серию за серией, не всегда в хронологическом порядке. Нет, не потому, что в первых фильмах там мимолетно показался Петров, а потому, что назовите мне другой современный фильм, который так передавал бы всю круговерть новогоднего волшебства. И даже, не побоюсь этого слова, дух Рождества.
У нас в стране очень давно есть один непререкаемый новогодний фильм: это “Ирония судьбы”. Как гениально показано в тех же «Ёлках», как ни щёлкай каналами, он везде, просто в разное время начался. Во всём мире есть два непререкаемых новогодних и рождественских фильма: «Один дома» и «Реальная любовь». И вот теперь у нас их тоже два: растянутый на годы сериал «Ёлки», рассказывающий о какими-то удивительными нитями связанных между собой новогодних историях, участники которых живут в самых разных уголках страны.
Почему же именно эти фильмы стали символами новогодних праздников? Только из-за тематики и времени года, когда происходят события? Но ведь есть множество других кинокартин, посвященных Новому году или Рождеству,
причем многие зрители также пересматривают их каждый год. Может быть, дело в звездных составах исполнителей? Тоже нет – например, даже очень звездное продолжение той же «Иронии судьбы» не снискало и сотой части славы оригинала.
Пожалуй, дело всё же в тематике и общем настроении.
Так уж получилось, что последние несколько веков такая история буквально генетически вшита в европейского и евразийского человека: люди ждут на Новый год чуда. «И эти огоньки, и это кружение» – всё наполняет душу даже самого циничного человека хотя бы мимолетным ощущением и ожиданием чуда. Нам, христианам, легче: у нас чудо, так сказать, гарантировано. У нас оно точно случится в назначенную дату: в мир в очередной раз придёт Родившийся Спаситель. И нам, в принципе, для этого даже не нужно ничего делать: Господь по Своей милости придёт всё равно. Мы можем только по мере своих сил и желаний потрудиться для этой гарантированной встречи: с разной степенью аскезы и радости держать пост, например.
Человеку светскому труднее. У него гарантия только одна: календарный Новый год наступит в полночь 31 декабря. Все остальные чудеса могут быть, а могут и не случиться вовсе. Поэтому ему нужно прилагать усилия – порой не самые малые – для того, чтобы всё произошло и сбылось. Однако гарантий, даже в случае успешной работы, нет никаких. Ну, разве что гарантировать можно только победу технически продуманных маленьким мальчиком ловушек для бандитов: вот они сработают точно. Равно как и то, что бандиты придут – такая уж их бандитская доля: приходить и пытаться испортить людям праздник.
Именно эта готовность делать чудо своими руками и является тем общим, что объединяет новогодние фильма-символы «Один дома», «Ирония судьбы», «Реальная любовь» и «Ёлки».
Вне всякого сомнения, в этих картинах начальная история запускается волей случая: пьяного друга по ошибке отправили в Ленинград, мальчика в суматохе сборов огромного семейства забыли дома, два человека знакомятся в
самолете, летящем в Петербург. Немного особняком стоит только «Реальная любовь», в которой сначала ты долго и упорно трудишься (над собой, своим окружением, всем миром), возделываешь Рай, а потом твои старания вознаграждены, и чудо случается. В остальном история, в ходе которой рано или поздно назревает необходимость что-то активно делать, начинается случайно.
Да, во всех фильмах немало вранья – иногда милого шутливого обмана, иногда гораздо более серьёзной лжи. Впрочем, бывает ли ложь маленькой и незаметной, на которую можно не обратить внимания, ведь это всё равно ложь? Наверное, нет, но ведь и фильм – это не учебник этики и нравственности! Он как раз о жизни, в которой каждый из нас хотя бы изредка, но обманывает: для достижения собственной выгоды, для спокойствия волнующегося человека, для пользы общего дела…
Однако еще больше в этих фильмах той идеи, что ради того, чтобы новогоднее чудо обязательно случилось, нужно прилагать к этому усилия. Трудиться и работать над собой, как сказал недавно Рязанский митрополит, высказывая своё отрицательное мнение к фильму «Ирония судьбы» – там, мол, этого-то и нет. Как раз пока герои сидели спокойно на месте, плыли по течению, то ничего радостного и счастливого в их личной жизни не происходило.
Однако когда волей случая их судьбы получили возможность перевернуться с ног на головы, то это переворачивание
начало происходить именно в тот момент, когда сами герои взяли на себя ответственность за свои жизни. Сумели разрешить вопрос долгих, но бесперспективных отношений, научились честно говорить о своих чувствах, даже к заливной рыбе. Что будет дальше, нам не известно (не принимать же всерьез «Иронию судьбы – 2», право слово). «Поживем – увидим», говорит мама главного героя. Однако есть надежда, что всё получится – по крайней мере, инертная главная героиня сделала всё, чтобы их новогоднее чудо продолжалось.
Нет смысла разбирать подробно каждый из фильмов-символов, у нас тут не киноведческий клуб. Тем более каждый зритель может найти и увидеть в этих лентах что-то свое, объединенное одним и общим вектором: работой над сбычей мечт и свершением новогоднего и рождественского Чуда.