Вам вслух или на Брайле? Почему «доступная среда» остается недоступной для инвалидов

Любовь Молодых

Живет в Алтайском крае, воспитывает сына. Будучи незрячей, пишет фантастические романы и пробует себя в журналистике.

05.11.2021

Недавно я узнала о странном нововведении — на автобусах, рядом с дверью, стали помещать брайлевские таблички с указанием маршрута. Признаюсь, это вызвало у меня недоумение. На днях я попыталась ради получения нового опыта найти такую табличку. Ну, во-первых, это просто страшно.

Я не знаю, видит ли водитель мою белую трость и поймет ли он, что я ощупываю стенку автобуса. Во-вторых, стенка до самых окон забрызгана грязью, трогать ее руками, мягко говоря, не хочется. Но все-таки я нащупала табличку. И что? Разобрать точечный рисунок в налипшей грязи практически невозможно. Для этого надо вчитываться долго и тщательно.

Где у меня гарантия, что, тронься автобус, я успею отдернуть руки? А ведь пальцы слепого — это его последние глаза!

Единственный вывод, который я сделала в результате эксперимента, — это что от таких табличек надо держаться подальше, и в первую очередь именно из-за отсутствия зрения.

Через несколько дней после этого знакомый предупредил, что на одном из автобусов на маршруте, которым я регулярно пользуюсь, угол брайлевской таблички оторвался и загнулся к середине. То есть при попытке нащупать табличку незрячий может распороть руку о задравшийся — металлический! — угол.

«Восхищают» также брайлевские таблички в госучреждениях. Спрашиваешь о чем-то у служащего, а тебе говорят: у нас таблички на брайле, специально для вас. Читайте. Н-да… Кто-нибудь высчитывал площадь стен в госучреждении? Фактически мне предлагается всю эту площадь ощупать руками, чтобы выяснить, где же эта табличка и есть ли она вообще. Однажды, так и не найдя, спросила о ее местонахождении. И мне растерянно ответили: «Надо же, нету! Сняли, наверно!» Ну, что называется, спасибо!

С другой стороны, есть места, где текст на брайле был бы очень удобен, а его нет. Я говорю, допустим, о точках общепита. Захожу в кафе, прошу подать меню, и мне приносят обычное плоскопечатное. Однажды не сдержалась и поступила по совету, найденному в одной европейской книге. Позвала администратора и заставила читать мне меню вслух. Правду сказать, удовольствия от этой сцены не испытала никакого. Маленькая нервотрепка и только.

Я прекрасно понимаю, что едва ли каждое кафе небольшого городка сочтет рентабельным заказывать меню на брайле ради одного-двух незрячих посетителей. Тем более что, если быть объективным, многие поздно ослепшие люди шрифт Брайля не знают. Но это уже вопрос приоритетов владельца кафе.

А если вернуться к «транспортной проблеме», тут не надо изобретать велосипед. Когда я заглядываю в дверь автобуса и спрашиваю, какой маршрут, мне, как правило, говорят. И руки чистые, и пальцы целы, и водителю за меня не отвечать.

В этом отношении мне по-хорошему нравятся наши трамваи. Если я стою у первой двери, вагоновожатая, увидев в моих руках белую трость, сразу объявляет и номер маршрута, и сам маршрут следования. Каждый раз, когда встречаюсь с этим, испытываю чувство благодарности. Мне не приходится даже спрашивать и ждать, ответят или нет. Мне легко и удобно.

Пока что обещанная доступная среда остается для нас не очень-то доступной. Зато от всего сердца могу сказать, что, в какие бы сложные ситуации я ни попадала, всегда находятся люди, готовые прийти незрячему на помощь.

Тем большее удивление вызывают нелепые новшества, призванные якобы улучшить условия жизни людей с ОВЗ. А по факту лишь пожирающие немалые средства. Может, наконец, и чиновники, отвечающие за обеспечение «доступной среды», выйдут на улицу и поинтересуются у нас, насколько работают предлагаемые проекты?

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle