Владимир Берхин: «Я не открываю молитвослов. Но я молюсь»

Владимир Берхин

Президент фонда «Предание.ру». Колумнист.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

На семинаре «Что делать? О молитве и действии», организованном Фондом духовного наследия митрополита Антония Сурожского 22 декабря 2023 года, шел разговор о том, как совместить молитву и деятельность, созерцание и служение ближнему. Как молиться, когда мы пытаемся помочь людям в настоящей беде, страдающим, больным, умирающим? Публикуем текст выступления руководителя фонда «Предание» Владимира Берхина.

Я перестал понимать, зачем читаю молитвы

Примерно лет 25 подряд я читал утреннее и вечернее правило каждый день. А потом перестал, потому что перестал понимать, зачем я это делаю.

Я хорошо умею погружаться в деятельность, я все время что-нибудь делаю. У меня только мест работы четыре штуки. А вот как погружаться в молитву, я не знаю и никогда не знал. Хотя довольно долго пытался этим заниматься, но просто пришел к выводу, что Богу, в общем-то, не очень нужна моя молитва как занятие. Мне кажется, Он смотрит, как я Ему на ночь читаю молитвослов, и Ему хочется спросить: «А зачем ты вообще это делаешь, ты понимаешь?» Я перестал понимать и перестал молитвослов читать.

Но некоторые вещи, которые к молитвенной практике имеют отношение, я в ходе своей благотворительной работы понял довольно четко.

Молитва — чтобы не выгореть

Если вообще не вспоминать о Боге в процессе помощи людям, довольно быстро отчаиваешься и перестаешь видеть смысл в этом занятии. Потому что на место каждого просителя приходит три новых, какой-то процент усилий оказывается бессмысленным, а в самом крайнем случае пациент умирает. То есть ты в него вкладываешь время, силы, ресурсы, в том числе и не твои, а это все без толку, ему это почему-то не помогает, ничего не меняется. И если наблюдать это достаточно часто, то довольно скоро этим больше заниматься не захочется.

Но если молиться, если вспоминать о том, как устроено мироздание с христианской точки зрения, — все-таки это немножко другая перспектива. И отчаяться немного труднее, потому что в центре христианского подхода к милосердию, как ни странно, находится не проситель, не нуждающийся — а помогающий. Ну вот так это устроено.

Что может порадовать человека? Спроси у Бога

Второе, что я понял: материальная помощь, решение проблем — не самое важное, есть вещи более значительные, которые опять же без какого-то определенного внутреннего настроя не получаются. Ведь помочь человеку, в общем-то, задача довольно простая в большинстве случаев. Техническая. Есть человек, у него есть нужда, ее можно изучить, подойти к ней как к проблеме. Как говорят сейчас на бизнес-семинарах, проблематизировать происходящее. Понять, куда какие ресурсы приложить, добыть эти ресурсы и решить проблему.

Но далеко не всегда это то, что человека радует! Не знаю почему, такое вот наблюдение. Далеко не всегда это то, что действительно нужно. И понять, что действительно нужно, — это некоторый дар. Да, кому-то это дано от природы, кому-то нет. Научиться этому, может, и можно, но, скорее всего, тоже не получится. Но это как раз то, о чем Бога можно просить. Чтобы Бог показал, что же нужно сделать, чтобы получить радость!

И как мне кажется, Бог к подобного рода просьбам относится с пониманием и на них реагирует…

И получается, по моему опыту, молитва может быть помощью в деятельности, может как-то поддерживать, не давать прекратить работать, открывать какие-то новые варианты того, как заботиться о ближних.

Когда каждый вечер тебе говорят, что ты во всем неправ

Но молитва может и расстраивать, и мешать. Я не знаю, почему так устроено, как-то исторически сложилось, но в тех молитвах, которые Церковь верующему предлагает, много говорится о том, что ты сделал слишком мало, слишком плохо, недостаточно постарался, остался большим грешником… Перед сном нужно прочитать длинный список предполагаемых грехов, чтобы точно понять, где ты сегодня за день налажал.

Если каждый вечер усилия человека радикально обесцениваются, каждый вечер ему объясняют, что он абсолютно во всем неправ, человек рано или поздно все бросит и пойдет в место, где его если не сильнее любят, то хотя бы как-то поласковее разговаривают.

Ослабь тетиву лука

При подготовке к семинару нам предложили прочитать притчу об апостоле Иоанне. Апостола разыскивал один человек, охотник, а когда нашел, увидел Иоанна лежащего на поляне и играющего с птичкой. Охотник удивился, что апостол занимается таким легкомысленным делом. А апостол сказал, что нельзя же все время быть в абсолютном напряжении, нельзя же ходить с натянутой тетивой постоянно, надо время от времени как-то радоваться и расслабляться.

И опять же в благотворительной работе, учитывая ее статистическую неуспешность в некоторых случаях, радость находится через обращение к чему-то другому, к чему-то большему, чем непосредственно вот эта помощь вот этому конкретному человеку.

Внимание как молитва

Одна из обязанностей у меня в фонде — писать тексты о подопечных. Приходят люди, просят помощи, и я про каждого из них должен написать некий текст. Я занимаюсь этим уже примерно 14 лет. Проблемы у людей типичные, большинство этих людей я никогда не видел, так как они находятся чаще всего далеко. Как правило, у меня есть письмо от родственников больного ребенка, из которого мне надо сделать просьбу о помощи — такую, чтобы она кого-нибудь тронула.

Я знаю одно средство, которое действительно помогает сделать хороший текст.

Если нет возможности с человеком поговорить, надо о нем очень серьезно подумать.

Если хотите, молитвенно подумать. Дать себе время сесть, посидеть, сосредоточиться. Текст письма бывает совершенно ужасным, с дикими ошибками, их пишут, бывает, люди, которые плохо знают русский язык, натурально всем аулом. И кажется, что невозможно ничего понять про человека. Но если сидеть, это письмо перечитывать и думать про него — возникает какое-то отношение.

Слово «внимание» тут ключевая вещь. И когда приложенное внимание начинает возвращаться, получается хороший текст.

Когда приходит ясность

Это работает и в других случаях. Не знаю, наверное, это у каждого бывает — у меня это самые, может быть, ценные моменты жизни.

Вот идет какая-то деятельность, жизнь течет, и внезапно становится ясно — надо делать вот так. Господь хочет, чтобы я именно это сделал… Это бывает нечасто, но когда происходит, случаются чудеса — совершенно непостижимого масштаба, которые невозможно было предсказать, просчитать. Они просто происходят, и все.

Но вот чтобы это происходило, нужно такое приложение внимания.

Мои друзья — не христиане в таком случае говорят что-то про медитации. Ну, медитировать я точно не умею, я просто засыпаю. Скорее это то, что владыка Антоний называет созерцанием. Я плохо терминологию понимаю, но знаю, что если прилагать внимание, в какой-то момент ясность начинает возвращаться.

А если возвратиться к письмам подопечных — есть косвенный признак того, что я действительно в этом смысле поработал, а не просто изобразил (потому что очень легко себя обмануть). У меня подопечных были тысячи за эти годы. Но тех, над которыми я так вот поработал, я помню и не путаю их между собой.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle