Вознесение Иисуса: чем это может стать для каждого из нас

Мария Пискунова

Руководитель детского центра «Облака» (г. Порту, Португалия), экскурсовод, супруга православного священника.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

После торжественных пасхальных дней и перед ярким летним праздником Святой Троицы мы тихо вспоминаем Вознесение Господне. Что означает это событие для тех, кто его видел? И чем оно может стать для нас, живущих сейчас?

Не ваше дело времена и сроки

После Своего Воскресения в течение сорока дней Иисус является апостолам. Уставших после ночной ловли учеников Он угощает жаренной на костре рыбой. Встречает их на пути и сопровождает в дороге, говорит и наставляет. Апостолы утешены и радостны — Учитель рядом. Но вот это время подходит к концу.

Благодаря трудам переводчиков, нам известна подробность последней земной встречи воскресшего Христа и учеников — эта встреча начинается с совместной трапезы. Употребляемое в Евангелии от Луки выражение «собрав их» буквально переводится как «разделив с ними соль».

«На самом деле Иисус не просто собрал одиннадцать своих учеников, а собрал их за трапезой, собрал их на угощение, на обед или ужин, или вечерю, подобную той, которая произошла накануне Его ареста и Страстей», — размышляет архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).

За этой трапезой ученики вновь возвращаются к вопросу о восстановлении царства Израиля. Возможно, пришло время, и сейчас Воскресший Учитель расскажет, как действовать, чтобы сделать Израиль свободным от власти Римской империи? Нам, знающим двухтысячелетнюю историю христианства, сейчас кажется странным, что, пребывая так долго рядом с Иисусом, пережив Его крестную смерть и Воскресение, ученики продолжают ждать восстановления земного Израильского царства. Но в тот момент апостолы еще не понимают до конца свое предназначение.

Ответ Учителя расставляет все на свои места:

Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Деян 1:7–8

Угадывание и ожидание времен и сроков не должно занимать мысли апостолов. У них другая задача, им надлежит быть свидетелями Иисуса Христа по всему миру.

Благословляя их, стал отдаляться

После трапезы Иисус выводит учеников из города, они поднимаются на вершину горы, называемой Елеон, или Масличная. Это возвышенность, поросшая оливковыми деревьями, расположенная в получасе пути от города. Знакомое и привычное место для апостолов.

Гора Елеон неоднократно упоминается в Евангелии. Иисус, будучи в Иерусалиме, днем проповедовал в храме, а ночи проводил на Елеонской горе. И в ночь, когда Господь был схвачен, Он «пошел по обыкновению на гору Елеонскую» (Лк 21:37, 22:39).

Для иудеев Елеон — особенное место. Здесь должен был явиться Бог в день решающей битвы, чтобы спасти Свой народ и стать Царем над всей землей (Зах 14:4–5). И именно отсюда начинается проповедь христианства по всей земле.

В Евангелии от Луки то, как Иисус отходит к своему Отцу, описано двумя фразами:

И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.

Лк 24:50–51

Событием Вознесения заканчивается Евангелие от Луки. А дальше, начиная Книгу Деяний, евангелист Лука добавляет еще некоторые подробности:

Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

Деян 1:9–11

Интересно — в этом коротком отрывке пять раз указывается на то, что ученики смотрели и видели своими глазами происходящее. При этом сам евангелист Лука не был участником события Вознесения, но он особенно подчеркивает, что описываемые события — это свидетельство очевидцев.

Учитель оставляет Своих учеников, сложив руки в благословляющем жесте. Для апостолов и миссионеров всех последующих веков это отправная точка. Христос отходит к Отцу, а им, оставшимся здесь, предстоит приводить ко Христу людей по всей земле. Были ли они готовы к предстоящему пути? Нам остается только догадываться. Беседа во время последней трапезы дает понять, что полного понимания скорее всего не было.

Протоиерей Александр Мень, пытаясь прислушаться к словам учеников, понять их, размышляет так:

После пасхальных событий ученики еще не вполне ощутили все их значение. Им было достаточно знать, что «Господь жив», что Он воскрес. Они вернулись из Иерусалима в Галилею, и там Он не раз являлся им: то на горе, то на берегу озера. Светлый мир сошел в их души, о будущем они едва ли задумывались. Да и как могла этим простым рыбакам прийти в голову мысль, что они предназначены для покорения мира Христу?

То, что случилось с одним человеком, может случиться с каждым

Если апостолы не сразу понимали величие предназначенного им пути, понимаем ли свое предназначение мы сегодняшние? Событие Вознесения остро ставит вопрос именно о том, на что вообще способен человек, какой потенциал у человеческой природы.

Божественная природа Иисуса не поглотила и не растворила Его человеческую природу. Воскреснув, Он в теле поднялся на Небеса к Своему Отцу, и это лично касается каждого из нас.

«Вознесясь от нас на небо, Христос унес с Собой, в глубины Святой Троицы ту плоть, которую человечество, земля, Ему подарила Божией Матерью. Теперь тайна человека находится в глубинах и недрах тайны Божией», — говорит митрополит Антоний Сурожский.

Когда мы слышим, как кто-то совершает подвиг или, например, восходит на вершину Эвереста, а может, облетает Землю на воздушном шаре, то говорим изумленно: «Вот на что способен человек!» И мысленно хоть на секунду примеряем это свершение на себя. Раз смог один человек, значит, человеческая природа позволяет это! Так каждый раз во время Великого поста мы примеряем на себя подвиг Марии Египетской и замираем в недоумении: «Неужели человеку под силу это вынести? Ведь если она смогла, то, значит, в человеке заложено очень много такой силы!»

Или, наоборот, узнавая о злодеяниях, совершающихся на Земле, мы поверить не можем, что человек способен на такое страшное зло. В этот момент приходит трепет: «Если кто-то из людей так низко пал, то это предупреждение каждому — быть внимательнее к себе и своим поступкам».

В Евангелии определенно указывается на прославление Иисуса Христа, на Его положение одесную Бога Отца и вхождение Его во славу.

«Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству».

То, что совершает один человек, так или иначе касается всего человечества. То, что случилось с Богочеловеком, говорит о предназначении каждого из нас.

Ожидание

Христос вознесся на Небеса. С этого времени христиане ожидают Второе пришествие Господне.

Согласно воспоминаниям паломницы Эгерии, путешествовашей в IV веке, христиане ночью отправлялись молиться на вершину Масличной горы в храм Вознесения Господня.

В древнем храме Вознесения, построенном на Елеонской горе, специально не делали крышу или купол, чтобы видно было место Вознесения Господа. Об этом сохранилось свидетельство франкского епископа по имени Аркульф. Совершая паломничество в 670 году, он видел этот храм:

«Большая круглая церковь, вокруг которой идут три сводчатых портика, сверху крытые: внутреннее сооружение этой церкви без крыши и без свода и стоит под открытым небом, на чистом воздухе; в восточной части этого сооружения находится алтарь, покрытый узкой крышей».

Первые христиане ожидают Второе пришествие и конец этого мира напряженно. Но затем постепенно осознают, что не их дело знать «времена и сроки», что пришло время христианского делания, время быть свидетелями Христа.

Христос уходит на Небо и вернется тем же самым путем, согласно словам ангелов:

Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

Деян 1:11

Христос вернется назад так же, как ушел. Мы все увидим его на Небесах. Это отражается в даже в древней иконографии. В базилике свв. Космы и Дамиана мы встречаем изображение, датированное 526 годом. Второе пришествие Господа Иисуса Христа неотличимо от сцены Вознесения.

Образ, выбранный Спасителем для расставания со Своими учениками, очень важен для христиан всех поколений. Он дает еще раз понять, что вернется тем же путем, которым ушел к Отцу. Мы предупреждены, что, несмотря на слухи, не надо искать Христа «вот, здесь», или «вот, там». Ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой (Лк 17:23–24).

Ученики видели, куда Он ушел, и мы точно знаем, как Он придет во второй раз.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle