Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Все врут

Что такое «блокадная правда» и ПРАВДА ли, что у каждого она своя?

Известное выражение доктора Грегори Хауса лучше всего описывает содержание фильма «Праздник» Алексея Красовского.

В новогоднюю ночь 1941 года семья ученого Воскресенского готовит праздничный стол: хлеб, сало, салат, курица, водка и шампанское. Всё очень скромно, но действие происходит в блокадном Ленинграде, где хлеб уже стал роскошью, недоступной для большинства жителей.

В дом к героям попадают два новых человека – мужчина средних лет – потенциальный жених дочери ученого и девушка, которую приводит в гости сын Воскресенского.

Весь фильм герои выясняют отношения, едят и пьют, обманывают друг друга и самих себя.

Картину не пустили в широкий прокат из-за обвинений в кощунстве над блокадой и искажении прошлого. Посмотреть ее можно в Интернете, что уже сделали чуть больше 800 тысяч человек.

Никакого кощунства над страданиями людей в блокаду в картине нет. «Праздник» — это рассказ о том, на что готовы пойти люди ради еды или секса. В Ленинграде в годы войны хлеб, масло и мясо можно было обменять на произведения искусства, предметы роскоши, одежду и обувь. Ради продуктовых карточек люди не сообщали о смерти родственников, чтобы какое-то время есть их паек. В очередях и дома те, кто сильнее, могли отбирать хлеб у более слабых: «В ту зиму дети и подростки вырывали хлеб из рук стариков и быстро съедали его, не обращая внимания на побои. Голод и холод быстро превращали людей в скелеты» (цитата из книги Сергея Ярова «Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941–1942 гг.». Москва, 2012).

При этом в Ленинграде были люди, получавшие спецпайки и отдыхавшие в спецсанаториях. Чем ближе человек был к власти, тем лучше он питался. Ученый Воскресенский получил на Новый год курицу. Его коллега – утку, а советский чиновник в своем дневнике описывал блюда, которыми кормили в стационаре горкома весной 1942 года под блокадным Ленинградом: «Каждый день мясное – баранина, ветчина, кура, гусь, колбаса, рыбное – лещ, салака, корюшка, и жареная, и отварная, и заливная. Икра, балык, сыр, пирожки и столько же черного хлеба на день, тридцать грамм сливочного масла и ко всему этому по пятьдесят грамм виноградного вина, хорошего портвейна к обеду и ужину». Герои фильма «Праздник» о таком меню могли лишь мечтать, но и они были весьма обеспеченными людьми по меркам блокады. В их доме были мыло, горячая вода, электричество и продукты.
Они берегут свой благополучный мир, пытаются не пускать в него посторонних, но отсутствие голода и холода не делает их счастливыми. Подросшие дети лгут родителям, те друг другу, а их гости обманывают «богачей», которые и стесняются, и защищают, и гордятся своим успехом.
Жена ученого Воскресенского — героиня Алены Бабенко говорит, что все привилегии даны им по праву, что они помогает Родине, работая в секретной лаборатории, что бедные сами виноваты в своих несчастьях, потому что умеют только воровать.

Вот только благополучие семьи Воскресенских теперь зависит от случайных людей, попавших в их дом, а это означает, что врать и сохранять привычный жизненный уклад станет сложнее. Придется кормить еще одного взрослого человека и понимать, что в любой момент сытая жизнь может закончиться.
Алексей Красовский в фильме не дает никаких оценок поступкам персонажей. Поведение человека в экстремальных условиях отличается от привычного нам. Поэтому это не кино про хороших и плохих героев. Это просто один вечер и одна ночь из жизни людей, которая может круто изменить их жизнь. Анти «Ирония судьбы». Новогодняя сказка с открытым финалом, где все и всегда врут и в результате остаются без праздника.