Зачем апостолы рассказывали истории и чему это учит нас

Стефан Парахин

Старший преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Чтобы лучше объяснить что-то другому, мы часто используем наглядные примеры. Сам Иисус Христос, уча принципам Царства Божия, использовал для этого наглядные примеры — в притчах. В Священном Писании вообще есть много историй вмешательства Бога в жизнь людей. Вместо того, чтобы говорить нам, как Он нас любит, Бог показал это делом, оставив множество свидетельств. В день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла рассмотрим, для чего они использовали личные истории и чему это может нас научить.

Что заставило умолкнуть все собрание

Личная история, конечно же, обладает большей силой, нежели рассказ стороннего человека. Возьмем выступление апостола Петра на Апостольском соборе.

С чем был связан собор? С тем, что «некоторые пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деян 15:1). Евангелист Лука отмечает, что решение этого вопроса превратилось в «долгое рассуждение» (Деян 15:7). А затем апостол Петр встал и «просто» рассказал историю о том, как Бог избрал его для проповеди язычникам и к чему привело такое его служение (Деян 15:7–9).

Апостол Петр явно ссылается на то, как он проповедовал Евангелие Корнилию сотнику и тем, кто собрался в его доме (Деян 10). Примечательно, что при этом он даже не упоминает Корнилия. Святой апостол просто рассказывает историю о том, как Бог непосредственно вмешался в его жизнь.

А дальше он задает вопрос участникам Апостольского собора: «Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?» И сразу предлагает вывод-ответ: «Мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они» (Деян 15:10–11).

«Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников» (Деян 15:12), — пишет евангелист Лука. То есть апостолы рассказывали личные истории о том, как Бог вмешивался в их жизнь. И насколько значимое влияние оказал рассказ: все собрание умолкло!

Далее апостол Иаков предложил богословски обоснованный ответ на поставленную проблему, который полностью соответствовал ранее предложенному варианту апостола Петра. Таким образом, именно рассказ личных историй стал переломным моментом в ходе споров на Апостольском соборе.

Свидетельство вместо аргументации

Знаменитая история обращения апостола Павла на пути в Дамаск в Книге Деяний записана аж три раза. Первый раз ее рассказывает евангелист Лука (Деян 9), а два последующие раза — сам апостол Павел (Деян 22, 26). Причем в каждом из этих случаев апостол Павел держит защитительную речь.

В 22-й главе Деяний апостол пытается успокоить разъяренную толпу, которая совсем недавно хотела убить его (Деян 21:31), в 26-й главе он пытается защититься перед царем Иродом Агриппой II относительно всех тех обвинений, которые на него возводили иудеи (Деян 26:2). Примечательно, что ни в одном из этих случаев проповедь апостола Павла, по всей видимости, не имела ожидаемого успеха.

В первом случае, когда святой апостол упомянул, как Иисус Христос во видении сказал ему: «иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам», люди «подняли крик, говоря: истреби от земли такого! ибо ему не должно жить» (Деян 22:21–22). Едва ли это та реакция, которую хотел апостол.

Во втором случае рассказ апостола Павла прервал Фест: «Безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия» (Деян 26:24). Царь Агриппа тоже не принял проповедь апостола, так выразив свои впечатления: «Уж очень быстро ты хочешь из меня сделать христианина!» (Деян 26:28 CRV). «Быстро или не быстро, но я молю Бога, чтобы не только ты, но и все, кто слушает меня сегодня, стали такими, как я, разумеется, кроме этих цепей» (Деян 26:29 CRV), — заключил апостол Павел. И хотя эта ситуация в целом решилась благополучно, не трудно заметить, что апостол хотел большего: чтобы Агриппа уверовал.

Эти примеры показывают, что не все зависит от глубины рассказываемой истории и от личности рассказчика. Много зависит от открытости слушателей и готовности принять. Но рассказ апостолом Павлом истории своего обращения действительно имел необыкновенную силу. Буквально за считаные минуты он ставил слушателей перед однозначным выбором: или вы веруете в Иисуса Христа, принимаете Его как Господа и Спасителя, или же нет.

Даже когда апостол Павел приводил людей к вере, доказывая это Священным Писанием, ему требовалось больше времени. Хороший пример — проповедь в Антиохии Писидийской. Апостол Лука так описал реакцию слушателей на пространную проповедь апостола:

При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу. Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией. В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие. Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел.

Деян 13:42–45

Тут прошла целая неделя, прежде чем нежелающие принять проповедь апостола открыто выразили свое негодование. А в предыдущем примере такая реакция последовала сразу и в более радикальной форме. Вот какую силу имеет личное свидетельство.

Разные версии истории по дороге в Дамаск: почему?

Исследователи неоднократно обращали внимание на то, что некоторые детали рассказа об обращении апостола Павла отличаются в каждом из трех случаев.

Караваджо. Обращение Савла. 1601

Евангелист Лука повествует: «Люди, шедшие с апостолом Павлом, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя» (Деян 9:7). Но апостол Павел говорит иначе: «Бывшие же со мною свет видели и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали» (Деян 22:9). Возникает вопрос: люди, сопровождающие апостола, слышали, но никого не видели, или же видели свет, но не слышали?

Святитель Иоанн Златоуст отвечает так:

Здесь нет противоречия. Два было голоса: Павлов и Господень; там он говорит о голосе Павловом, а здесь присовокупляет: «но голоса Говорившего мне не слыхали». Таким образом, слова: «а никого не видя» означают не то, чтобы они не видели, но что они не слышали (голоса Господня); он не сказал, что они не видели света, но: «стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя», т. е. говорящего. И это случилось не без причины; ему (одному) надлежало удостоиться этого голоса; если бы слышали и они, то чудо не было бы так велико. Так как люди грубые убеждаются более видением, то они видели только свет, которого, впрочем, достаточно было для их убеждения; потому они и «пришли в страх». Притом этот свет подействовал на них не так, как на него; его он ослепил, побуждая случившимся с ним и их прозреть, если бы они захотели. По смотрению (Божию), кажется мне, произошло то, что они не уверовали, — для того, чтобы они были достоверными свидетелями.

Беседы на Книгу Деяний

Рассмотрим отличия, которые возникают именно в рассказах самого апостола Павла. В первом случае апостол так говорит о своей жизни до обращения: «Я даже до смерти гнал последователей сего учения, связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин» (Деян 22:4). Но когда он рассказывают свою историю перед царем Агриппой, он подробнее описывает это:

Правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея. Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос; и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах.

Деян 26:9–11

Насколько подробнее во второй раз первоверховный апостол описывает свою жестокость! Второе отличие: в рассказе царю Агриппе апостол не упоминает, что «Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске» пришел к нему и сообщил ему о дальнейших действиях (Деян 22:12–16). Павел говорит, что весь план дальнейших действий ему сообщил Иисус Христос, явившись на дороге в Дамаск (26:15–18).

Пьетро де Кортона. Анания восстанавливает зрение святого Павла. 1631

Не вдаваясь в особенности других отличий, предположим следующее: чем больше апостол Павел жил, тем больше видел в своем обращении исключительно милость Божью. Поэтому во втором рассказе апостол даже вмешательство Анании полностью приписывает Богу. И такое познание Божьей любви приводит к большему видению своих грехов. Возможно, поэтому перед царем Агриппой святой Павел намного подробнее говорит о своем прошлом.

Как первоверховные апостолы Петр и Павел пишут о любви Божией

Давно замечено, что апостол Павел желает христианам «благодати» в начале и конце своих Посланий. Что такое благодать? Само русское/церковнославянское слово «благодать» говорит о том, что это благое даяние. Греческое слово χάρις (харис), которое чаще всего в Синодальном переводе транслировано как «благодать», имеет значение подарка, что вносит важную грань понимания: благодать — это незаслуженное благое даяние.

Рубенс. Апостол Петр. 1610–1612

В целом благодать в Новом Завете чаще используется для обозначения тех милостей Божьих, которые дарованы нам благодаря искупительному подвигу Иисуса Христа, без заслуг с нашей стороны. И историю своего обращения апостол Павел воспринимал как благодать: незаслуженную Божью милость. Первоверховный апостол на личном опыте познал, к каким последствиям приводит такая милость, насколько радикально она преображает жизнь человека. Вполне вероятно, поэтому он так начинал и заканчивал каждое свое послание.

Спустя некоторое время после обращения апостол Павел напишет Ефесским христианам содержание своей молитвы за них: чтобы они «уразумели превосходящую разумение любовь Христову, дабы им исполниться всею полнотою Божиею» (Еф 3:19). Мы склонны думать, что мера того, насколько мы можем вместить Божьи дары, зависит от того, насколько мы непорочно и свято живем. Но Святой Дух через апостола Павла прямо сообщает нам, от чего зависит мера наполнения Божиею благостию — от степени познания любви Христа.

И апостол Петр, пожелав христианам, чтобы «благодать и мир у них умножились в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего», добавляет: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию» (2 Пет 1:2–3).

Апостол Петр довольно прямо сообщает, посредством чего христианам даровано все потребное для жизни и благочестия — посредством познания Призвавшего нас славою и благостию. Мы видим, насколько это созвучно словам апостола Павла. От познания Бога, Его любви мы получаем божественные силы, для того чтобы жить богоугодно, не омрачаясь греховными страстями.

А личное свидетельство об этом, как и рассказы о вмешательстве Божия промысла в нашу жизнь, могут послужить хорошим примером и, возможно, привести кого-то к вере.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle