Подборку аргументов от святого осуществил священник Александр Пермяков.
Про общинную жизнь вы можете прочитать в “Пространных ответах” свт. Василия Великого.
Мне пришлось совершить лёгкую редакцию этого текста. Я разбил его на тезисы и сделал это для того, чтобы приспособить его для восприятия современными христианами живущими в миру… и вот что у меня получилось. Во-первых, я изложил, почему жизнь вне общины опасна примерами пренебрежения к заповедям Господним. Во-вторых – описал ее преимущества. Вот, что получилось:
- Первый недостаток жизни вне общины. Вне общины каждый слаб сам по себе и беспомощен.
“Опасно жить вместе с людьми, которые с пренебрежением смотрят на заповеди Господни. Поэтому скажу, что что общинная жизнь во многих отношениях полезнее» (свт. Василий Великий).
2. Второй недостаток жизни вне общины. Жизнь вне общины – есть служение исключительно своим интересам.
«…каждый из нас сам по себе слаб и беспомощен, поэтому стремится к другим, от которых получает силу” ;
“…жизнь, со всеми разобщенная, имеет одну цель — служение каждого своим собственным прихотям» (свт. Василий Великий).
3. Третий недостаток жизни вне общины. Вне общины у нас нет советников и помощников в исправлении наших духовных недугов.
«В-третьих, в удалении от всех нелегко узнать каждому свой недостаток, не имея человека, который бы обличал его и исправлял с кротостью и любовью. Ибо и от врага обличение нередко в рассудительном возбуждает желание исправления. Тем паче мы меняемся от обличения тех, кто любит нас: «Двоим лучше, нежели одному, ибо если упадет один», некому воздвигнуть его” (Еккл. 4:10)” (свт. Василий Великий).
4. Четвёртый недостаток жизни вне общины. Некоторые заповеди Господни вне общины вообще трудновыполнимы.
“В-четвёртых, многие заповеди таковы, что их трудно выполнять в одиночку, а вместе легче. Например, забота о бедных и страннолюбие” (свт. Василий Великий).
6. Как вне общины сохранять любовь членов Церкви друг к другу в подчинении главе тела Церкви Христу? Ответ: никак.
“А если и все мы, не объединяем себя в Духе Святом в составе единого тела (Церкви), но каждый из нас избирает одиночество, то не служа созиданию общей пользы, а удовлетворяя собственной страсти самоугодия, как будем мы сохранять взаимную связь членов, их подчинение Главе нашей, то есть Христу? Ибо ни радоваться с прославляемым, ни страдать со страждущим нельзя при разделенной жизни” (свт. Василий Великий).
7. Вне общины наши дары Духа делаются бесполезными.
“Поэтому живущий одиноко, если и имеет одно какое-либо дарование, не может им распорядиться к пользе других, которыми он пренебрег ради одиночества. И таким образом, его дар делается бесполезным” (свт. Василий Великий).
8. Главное преимущество общины: Дары Святого Духа от каждого изливаются на всех других, поэтому в общине больше дарований Святого Духа, чем вне её.
“Поскольку один не в состоянии вместить всех духовных дарований, но каждому, по мере веры, бывает подаяние Духа, то в общине собственное дарование каждого делается общим для живущих вместе: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания… иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений», и прочее (1 Кор 12:8-10). Каждое же из сих дарований приемлющий имеет скорее не ради себя, а ради других, почему в общежитии действию Святого Духа в одном необходимо переходить на всех вместе”. (свт. Василий Великий).
9. В общинной жизни происходит приумножение даров Святого Духа.
«В сожительстве же многих и своим дарованием каждый наслаждается, приумножая оное чрез подаяние другим, и пользуется дарованиями других, как своими» (свт. Василий Великий).
10. Ещё одно преимущество общинной жизни – община есть воспитательная и образовательная среда, в которой любой получает удобное исправление.
«Согрешающему, живущему в общине, удобнее расстаться с грехом, когда приводит его в стыд единодушное осуждение многими его грехов. Напротив, для преуспевающего в добродетелях великим укреплением служит одобрение многих и желание их подражать подвижнику» (свт. Василий Великий).
Здесь же говорится о пользе коллективного осуждения открытой греховности и наглядных примеров эффективной борьбы с грехом.
Известный православный писатель-публицист Николай Евграфович Пестов отметил очень важную воспитательную роль подражания внутри христианской общины:
«При отношениях людей между собой имеет место закон взаимного влияния – передачи чувств, как бы взаимного «резонанса», то есть пробуждение в душе того душевного переживания, которое он чувствует в другом… Поскольку между душами человеческими существует тесная внутренняя связь, имеет место и закон взаимного подражания. Мы склонны принимать манеры, привычки и обычаи окружающих нас людей и проникаться их мыслями, стремлениями и желаниями. На основе подражания передаются и вера, энтузиазм, мужество и т. п. Равно также заразительны противоположные качества – неверие, скептицизм и боязливость. Как известно, заразительными бывают и психические заболевания. Поэтому окружающая нас среда имеет большое значение: она как бы формирует нашу психику, толкает наши мысли в определённом направлении, зарождает соответствующие ей, пробуждает свойственные ей стремления. Премудрый царь Соломон писал: «Общающийся с мудрым будет мудр, а кто дружит с глупым – развратится (разврат – раскрытые врата)”. Притчи 13:21».
11. Опасность самоугодия. Вне общины у человека нет иммунитета против самоугодия. Это приводит к приостановке духовного роста.
«А жизнь одинокую, кроме показанных опасностей, сопровождают и другие. Первая и величайшая — опасность самоугодия. Ибо, не имея никого, кто бы мог оценить дело его, может возомнить, что он достиг совершенства. А сверх того, заключив навсегда душевные силы и не давая им упражнения, не знает своих недостатков, не познает и успеха в делах, потому что отняты все поводы к духовному возрастанию» (свт. Василий Великий).
12. Как воспитать в себе духовные свойства без тех «тренеров», которых мы находим в общине? Предполагаемый ответ: Никак!
«В чем покажет смиренномудрие, не имея человека, в сравнении с которым мог бы оказать себя более смиренным? В чем покажет любовь, будучи отделен от общения с многими? Как будет упражнять себя в долготерпении, когда нет противящегося по желаниям?» (свт. Василий Великий).
13. Одно лишь изучение Писания без усвоения его в общине бесполезно, так как теория должна применяться на практике. А без общины никакой практики эффективного применения Писания быть не может:
«Если же кто говорит, что в усовершении нравов довольно ему изучения Божественных Писаний, тот поступает подобно тому, кто учится строить и никогда на деле не строит, обучается искусству ковать, но не намерен применять теорию на практике» (свт. Василий Великий).
14. Пример того, как и Сам Господь действовал внутри общины своих учеников:
«Вот и Господь, по преизбытку человеколюбия, не удовольствовался только словесным научением, но, чтобы во всей точности и ясности показать нам пример смиренномудрия в совершенстве любви, Сам, препоясавшись, омыл ноги ученикам. Кого же омоешь ты, кому послужишь, пред кем будешь последним, живя один особо?» (свт. Василий Великий).
15. В общине людям хорошо и радостно:
«А это доброе и красное житие братии быти «вместе», которое Дух Святой уподобляет миру, благоухающему на главе архиерея (Пс 132:1-2), как будет иметь место, когда живут поодиночке?» (свт. Василий Великий).
16. Итог: поприще подвижничества – это и есть общинная жизнь, целью которой является слава Бога!
«Поэтому поприще подвижничества, благонадежный путь к преуспеянию, постоянное упражнение и поучение в заповедях Господних — это совокупное жительство братии, целью имеющее славу Божию, по заповеди Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:23) (свт. Василий Великий).