Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Зачем нужны искушения

Евангелие от Матфея, глава 4

1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. 5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. 7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. 8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. 11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему. 12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан [под стражу], удалился в Галилею 13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. 17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. 18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. 20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. 21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. 22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. 23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. 24 И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. 25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. (Матф.4:1-25)

[свернуть]

Пост плюс неприятные события – равно «искушение». Обычно именно в таком контексте вспоминается это понятие. Но были ли предложения дьявола, искушающего Христа, неприятны? Или их проблема в другом?

Слово, переведенное в первом стихе как «искушение», вернее было бы перевести как испытание. Искушение – то, что испытывает нас, испытывает нашу верность Богу. Главная трудность искушения – в том, что его трудно распознать, если нет духовного опыта. Потому что предлагаемое дьяволом притворяется чем-то хорошим и даже благочестивым.

Вот и первые два искушения Христа даже на искушения не похожи. Разве плохо показать свою силу, данную Богом? Разве плохо доверять Богу настолько, чтобы быть готовым пойти на риск? Разве плохо верить Писанию?

Но это предлагает сатана, а значит, тут есть подвох. Христос знал, что это сатана, а мы не всегда это понимаем, когда искушаемся. Но почему же Христос отвергает искушение и тем проходит испытание?

Потому что Он смотрит на все предлагаемое с правильной точки обзора.

Христос никому ничего не доказывает про Себя. Он пришел в этот мир не для того, чтобы бить себя в грудь и кричать «посмотрите на Меня, Я Сын Божий!». Он пришел служить Отцу. Он знает про Себя, что Он Сын Божий и Ему не надо никому это доказывать. Поэтому Он имеет силы отвергнуть вторую часть искушения – про хлебы.

Он знает, что Отец заботится о Нем и не требует от Него доказательств. Он не ведется на недоверие, маскирующееся под веру. Поэтому Он не прыгает вниз. Будет момент, когда Ему понадобится вся Его вера для того, чтобы остаться верным Отцу. В Гефсимании. Сейчас подготовка.

Третье искушение – это квинтэссенция искушений как таковых. Во время любого искушения дьявол говорит – слушай меня, а не Бога, кланяйся мне – и тогда получишь несметные блага. Так говорил змей Еве в Эдеме. «Станете как боги, но не умрете».

И ведь в этом замысел Бога – чтобы мы стали как боги. Как говорили отцы, «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Но к этому надо было идти тем путем, который указал Бог. Слушать Его. И тогда не было бы смерти, не было бы болезней, не было бы греха.

Приходя к нам, дьявол тоже маскирует плохое под хорошее. Жалость или желание «спасти» маскируется под любовь. Покорность и сломленность выдают себя за смирение и послушание. Злость притворяется мужеством и честностью. И если копнуть поглубже, везде можно увидеть эгоцентризм, а не богоцентризм.

Жалость дает чувство собственного превосходства. Покорны мы часто потому, что боимся потерять чье-то расположение. Или просто – боимся. Злость часто исходит из оскорбленного самолюбия – именно в этом состоянии так легко «честно» говорить гадости.

Мы часто принимаем искушение за собственное желание. Но мы часто не равны сами себе. И здесь важно нащупать свой собственный центр и быть честным с самим собой – как я отношусь к этому? Действительно ли я хочу этого? Как это соотносится с моей верой в Бога и служением Ему?

И если удалось отвергнуть то, что не ваше и не Божье, наступает прекрасный момент – выхода на служение. Переход на следующий уровень, то есть. Суть любого испытания в том, чтобы его пройти и стать сильнее. Именно поэтому искушения попускаются Богом. Человек, распознавший искушение и устоявший перед ним, имеет нечто, что может дать другим. Он действительно может любить и служить – без гордости, гнева и желания угодить, без страсти к самоутверждению и недоверия к Богу.



Читайте также: Искушение Христа в пустыне: 10 толкований

Где же радость о Христе? «Православные» неврозы и психологические подмены