Я искренне надеюсь, что это будет последний текст на тему грудного вскармливания и вообще поведения родителей и детей в храме. Ну, правда, стыдно уже обсуждать вещи, настолько внятно и однозначно изложенные в Писании.
Хотя я понимаю — перетолковать можно что угодно и куда захочется. Так устроен человеческий ум, и так устроено, собственно, Писание: если человек не хочет принимать некую заповедь, то ему даются все шансы сделать это «с сохранением лица», то есть выдать своё желание — за особенности Божьего повеления. Господь любит нас и ценит нашу свободу настолько, что позаботился и об этом, отдав нам в том числе и ответственность за понимание Священного текста. А дальше каждый о себе сам всё знает — где он подгоняет задачу под заранее выбранный ответ.
В общем, так. Проблема эта в Писании описана чётко и однозначно — яснее некуда. О том, как относиться к детям, матерям, калекам, дуракам и всем остальным, кто мешает нам молиться, потому что у них случились особые потребности, есть заповедь, прямая, как рельса. Я её озвучу чуть позже, а пока задам вопрос: что есть ребёнок с точки зрения Библии?
Так вот дети — это ХОРОШО. Начиная с заповеди «плодитесь и размножайтесь» через Ветхий Завет к Новому с его «будьте как дети» и «жена спасается чадородием» проведена эта мысль: дети есть дар Божий, великое благословение. За него следует быть благодарным, его должно хранить и за него надлежит нести ответственность — наставлять, наказывать, исправлять и так далее. Книга Притч даёт массу разнообразных советов о том, как именно это делать. Эти советы можно считать местами устаревшими (я вот, например, считаю розгу в современных условиях излишне жестоким и абсолютно бессмысленным методом воспитания), но их интенция вполне ясна: родители отвечают за детей.
А у ответственности есть специальное название в Писании – бремя. И про бремена других людей всё сказано вполне чётко: “Носите бремена друг друга и так исполните закон Христов”.
Не прикидывайте и оценивайте поведение ближнего, не ищите варианты объяснить, что он непредусмотрителен или ленив, а просто носите. Про грехи ближнего, кстати, тоже много разного говорится, — например, в “Древнем Патерике” (некоторым людям это понятнее, чем Писание): “Когда мы покроем согрешение брата своего — и Бог покроет наши согрешения, а когда мы обнаружим грех брата — и Бог объявит наши грехи”.
Ребёнок — тут уже я от своего многодетного опыта говорю — ПРОБЛЕМА. Это бремя, весьма непростое, которое люди возложили на себя. Или, точнее, которое Бог им послал, а они приняли, потому что дети — от Бога. И самым естественным делом было бы, увидев женщину (или даже мужчину), которые не справляются с бременем, — помочь. В том числе иногда — и проигнорировать, что происходит нечто неприятное.
Ну, представьте, что это не мама ребёнка кормит, а зашёл в храм неопрятный, неприятный бездомный человек, от которого плохо пахнет, который тащит за собой мешки с каким-то барахлом, рядом с которым нам неприятно находиться – как думаете, какой будет реакция человека праведного? Вывести за шкирку? Сделать внушение? Пожаловаться? Поворчать? Или всё-таки, потерпеть?
Да, дети могут мешать молиться, и вообще от них сплошное беспокойство, и не всегда догонялки в храме уместны. Ну, хорошо, недостаточное бесстрастие прихожан — это тоже бремя, и существует примерно миллион вариантов работы с этой проблемой — и детские площадки рядом с храмом, и кабинетик для кормления и пеленания, и специальные воскресные няньки, и много всего иного, и все очень неплохи.
Хотите и чувствуете в себе силы — вперёд и без сомнений, как говорит Писание: «Возложивший руку на плуг и оборачивающийся назад не благонадёжен для Царства Небесного». Я не настолько силён в большинстве случаев, я предпочитаю, когда в храме мне мешают так или иначе, вспомнить заповедь иную — «Терпением спасайте души ваши».
И последнее. Обращённое к мужчинам, рассуждающим о том, кому место, кому не место в храме. Дорогие собратья по полу, меня тут за один вечер дважды из храма выгнали за неподобающий внешний вид. Один раз за короткий рукав, другой – за сандалии на босу ногу. Это на Афоне, в монастыре Эсфигмен, такие правила. Так вот, знайте – это очень обидно и неприятно. Никогда, пожалуйста, так не поступайте с женщинами.
Они чувствуют сильнее, им, наверное, ещё хуже. Лучше потерпеть. Это как-то более по-мужски.