Завидуют ли христиане

Леся Мельник

Публицист

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Впервые к моей основной профессии – кинорежиссер – окружающие отнеслись со спокойным равнодушием именно в христианской общине. И нет, это не было для меня плохой новостью, наоборот. Я привыкла, что люди начинают восторгаться, удивляться и расспрашивать. К моей профессии всегда относились, как к счастливому билету, с некоторой долей зависти. Конечно, она не ассоциировалась с абсолютным успехом, но с его предвестником. А в Церкви я могла быть кинорежиссером, бухгалтером или швеей – это не имело большого значения. Чем дольше я находилась среди христиан, чем больше читала Евангелие, тем больше открывала для себя существование параллельного мира. Мира, где зависть невозможна не потому, что его населяют святые, сбросившие с себя грех, как змея старую шкуру, а потому, что там достижение и успех происходят в тех сферах, которые незаметны и неинтересны широкому кругу людей. Кто, например, позавидует женщине, которая добилась успеха в том, что в музыкальной школе, куда ходит (точнее, ездит) ее ребенок, установили пандус для инвалидов? Даже если пандусы проложат ко всем заведениям и подъездам нашего города, мы вряд ли узнаем, кто стоит за этими достижениями. Кто будет завидовать человеку, который победил наркотическую зависимость? А разве кто-то восхитится тем, кто сумел победить гнев и не наорал на ребенка? Кто увидит победу того, кто простил своих ближних? Но именно такие успехи и достижения становятся самыми главными на пути за Христом.

И все же зависть может возникнуть в нашем сердце. Хроническая или острая – каждый из нас когда-то переживал это крайне неприятное состояние. Мы не будем рассматривать вариант сильной зависти, которая толкнула на братоубийство Каина. Мы рассмотрим едкое чувство, разрушающее радость и обесценивающее настоящее, когда нас одолевают примерно такие мысли: «Они поехали на море, а мы третий год не выезжали на юг», «Кто-то покупает трехкомнатную квартиру, а мы живем в съемной, и молитвы остаются без ответа», «У меня ребенок инвалид, с которым не хочет сидеть бабушка, а кто-то имеет и бабушек, и нянь, и здоровых детей». Невозможно взять и перестать завидовать, как невозможно перестать кашлять человеку, больному астмой. Зависть – это симптом, и бороться надо с тем, что вызывает ее. Как грибок и плесень могут вызвать приступы кашля, так и наши мысли вызывают зависть. Чтобы перестать кашлять, надо переехать в другой дом – чистый, сухой, без плесени. Мы, христиане, прекрасно знаем о существовании этого дома, но часто уподобляемся детям из дисфункциональных семей, которых изъяли из трущоб и перевезли в приемную семью. Мы норовим сбежать обратно – если не физически, так мысленно – к привычной среде обитания. Эти два дома – новый, в котором все дышит заботой и любовью, и прежний, где сформировалось наше сознание, – два параллельных мира. Христианин не может жить на два дома. Для этого мира он умер. Что это значит?

С самого детства нас воспитывают в сравнениях и оценках. Общество выделяет из общей массы красивых и стильных, свои награды получают люди с выдающимися способностями и трудолюбием в области спорта, искусства и науки. Предприимчивым, общительным, креативным проще реализовать способности в бизнесе и получить свою награду в виде заработанных денег. Секреты успеха излагаются в книгах. Люди, достигшие богатства и славы, издают бестселлеры, подробности их личной жизни интересуют всех. Мир пытается разгадать, что стало решающим – определенный стиль воспитания, удача, характер, трудолюбие? А может, все вместе? Возможно, действительно есть рецепты успеха. И нет ничего плохого в том, чтобы быть успешным, известным, сильным. Мало того, Евангелие призывает нас не зарывать таланты, быть активными. Но не нужно упускать из вида, что большие успехи, большие квартиры, большие машины и прочее не прибавляют мира в сердце и в отношения, не исцеляют от зависимостей и зависти, не решают проблему обиды и гнева. Ни для кого не новость, что люди, достигшие признания и богатства, продолжают ощущать в сердце пустоту, если она есть. И вот тут важно задаться вопросом – в чем мне действительно нужна помощь свыше? О чем мне молиться? Что главное для меня, моей души, моей жизни? Иногда Христос предлагает пройти по пути, который с точки зрения мира – путь лузера. Но возможно, на этом пути я смогу стать более наполненным…

Христос предлагает войти в узкие врата, достигнуть успеха в тех вещах, которые никто в мире не оценит, которым никто не станет завидовать. Но радость при достижении их будет такой сильной, что нам уже не понадобятся видимые признаки успеха. И сами мы перестанем завидовать, это покажется нам нелепым и бессмысленным. Такое освобождение подобно выздоровлению от астмы. Мы очень часто говорим о том, что главное – здоровье. Но здоровье наших мыслей – оно не менее важно. И крайне важно находиться в том доме, где мы будем здоровы. Или искать его.

А если вдруг зависть уколет снова, для христианина это сигнал о том, что ты снова блудный сын и пора снова возвращаться Домой.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle