Чем ближе к Пасхе, то есть к переживанию Самого Главного События в жизни Церкви, тем больше каждый христианин хочет сам прикоснуться к этому Главному. И для этого не нужны никакие эзотерические упражнения, и даже продолжающаяся аскетическая практика поста выполняет лишь вспомогательную функцию.
Главное в христианстве — это Сам Христос, воплотившееся Слово Божье. То есть Писание как слово Божие представляет нам не только учение, но Его Самого, Христа.
Смысловым центром учения Спасителя многие богословы считают Нагорную проповедь, и это имеет глубокие основания. В Нагорной проповеди звучат заповеди блаженства, которые мы слышим за каждой Литургией и за великопостными богослужениями. В Нагорной проповеди впервые Господь дает молитву «Отче наш», которую мы произносим несколько раз в день. В Нагорной проповеди Он обличает лицемеров, рассказывает, как высока роль Его учеников в мире (соль земли, свет миру), предупреждает об опасности осуждения, призывает к святости, подобной святости Отца…
Иными словами, достаточно прочитать Нагорную проповедь, чтобы знать, как нас призвал жить Иисус Христос, Господь и Бог наш. Но чтобы знать — надо понимать.
Известный библеист и богослов архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, ныне покойный, умел «разложить по полочкам» любой фрагмент Нового Завета, сделать его ясным — как для образованного человека, так и для того, кто не разбирается ни в каких в богословских вопросах и вообще прочитал Евангелие впервые в жизни.
Книга отца Ианнуария «Жемчужины Нагорной проповеди. О самом главном в христианстве» вышла в прошлом году в издательстве «Никея». В ней богослов разбирает буквально каждое слово Нагорной проповеди.
Знаете ли вы, что в библейском контексте значит, что Христос учит именно на горе?
Знаете ли вы, что официальное учение раввины объявляли только сидя, — и Христос проповедовал так же?
Знаете ли вы, что евангелисты Матфей и Лука по-разному расставляют акценты в своих изложениях Нагорной проповеди?
Знаете ли вы, что «блаженство» в том значении, в котором используется в заповедях блаженства, в древнем мире использовали только для описания состояния богов или небесных сил?
Все эти детали кажутся мелочами, однако все вместе они складываются в мозаику — вернее, вышивку жемчугом. Потому что Слово Божие — это сокровище, а не просто кусочки красивых камушков. Да и сам Спаситель говорит, что Царствие Небесное подобно драгоценной жемчужине, ради обретения которой все другие жемчуга следует продать, как бы хороши они ни были.
Великим постом как раз очень уместно отказаться от всех посторонних, пусть и приятных и даже ценных размышлений в пользу единого на потребу — учения Христа.