Живая Псалтирь день за днем. Псалом 22

Владимир Сорокин

Библеист, преподаватель Библейского колледжа «Наследие».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

В нашей церковной жизни есть немало парадоксов. Например, одновременная любовь к чтению Псалтири и при этом стойкое отсутствие интереса к содержанию этой богодухновенной книги. Совместно с издательством «Никея» мы подготовили серию публикаций, в которых библеист Владимир Сорокин помогает ввести текст Псалтири в наши будни. Книга В. В. Сорокина «Живая Псалтирь день за днем» — действительно живой опыт молитвенного чтения псалмов, который может быть доступен каждому. По мере погружения в размышления автора нам открывается, что книга псалмов пророка Давида — это не просто собрание заклинаний на всякий случай и потребу, а кладезь мудрости и благочестия, из которого по сей день можно в изобилии черпать воду живую.

Это последний материал цикла «Живая Псалтирь день за днем» в этом Великом посту.

Благодарим издательство «Никея» за предоставленную возможность познакомить наших читателей с прочтением псалмов применительно к современным реалиям.

Псалом 22

Псалом Давида.

1 Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:

2 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,

3 подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.

4 Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.

5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.

6 Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.

Отрывок для молитвенного размышления на день (Пс. 22: 1–6):

1 Господь — Пастырь мой

Что означает фраза «Яхве — мой пастырь»? Признание над собой Божьей власти? Да, конечно; но не только это. Власть Бога можно понимать по-разному и признавать в разной степени. Можно признавать Его власть над миром «вообще», «в принципе». Признавать, что есть Некто, сотворивший мир и как-то миром управляющий, но именно миром в целом, а не мной и не моей жизнью. Можно признать Бога, направляющего мою собственную жизнь, но лишь отчасти и не во всех случаях — тогда Бог становится кем-то вроде моего личного советника и консультанта, к которому я обращаюсь в затруднительных ситуациях, ну и, конечно, спасателя, всегда готового оказать мне экстренную помощь.

Псалмопевец, однако, говорит о другом: он сравнивает Бога с пастухом, а себя с овцой, которую пастух ведет за собой. Овца — не кошка, сама по себе она не гуляет. Она вообще не бывает одна, если только не заблудится: нормальная ее жизнь возможна лишь до тех пор, пока пастух ее видит и направляет каждый ее шаг. Такими видит свои отношения с Богом автор псалма. Речь уже не о признании власти Бога «вообще» и даже не об обращении к Нему в некоторых случаях, когда, согласно известному выражению, «остается только молиться», а о полном предании себя в волю Божью.

Что это означает? Следование некоему моральному или морально-религиозному кодексу? Очевидно, нет. Мы достаточно хорошо знаем, что такое наша воля, и понимаем, что если нашу внутреннюю жизнь и можно свести к каким-нибудь общим принципам и правилам, то лишь до некоторой степени. Никакие даже самые сложные схемы и самые разработанные кодексы не исчерпают всего ее разнообразия. Божья жизнь куда разнообразнее нашей. Ее ни в какие кодексы не вместить. Волю Божью можно лишь ощущать как таковую, переживать ее как реальность своей собственной внутренней жизни. Тогда ей можно следовать в процессе живого и совершенно реального богообщения.

Богообщение начинается с молитвы, с призывания священного имени. Именно молитвенное призывание священных имен оформляет и укрепляет ту интенцию, которая делает возможной встречу двух воль — Божьей и человеческой. Молитва организует внутреннее пространство, внутри которого и происходит встреча, ту самую «обитель», о которой говорит Спаситель во время тайной вечери, обитель, где, если иметь в виду христианскую жизнь, встречаются в человеческой душе Отец с Сыном. В православной аскетической литературе это пространство называют иногда «внутренней комнатой», символически связывая ее с той комнатой, которую упоминает Иисус в Нагорной проповеди, говоря о молитве (см. Мф 6:6). Однако и до прихода Христа было известно, что именно непрерывное повторение священного имени или молитвенных формул, его включающих, созидало в душе человека пространство богообщения, без которого едва ли возможна полноценная духовная жизнь.

Созидание внутреннего пространства — лишь первый шаг. Дальше нужно встать на тропу праведности («стези правды» Синодального перевода). Праведность же неотделима от данных Богом заповедей, от Божьего Закона, от Торы, и в первую очередь от Торы внутренней, о которой пророк говорит, что она будет выбита не на камне, а написана в человеческом сердце. Но в сердце не может быть тех букв, которые мы читаем на камне или на бумаге, там не может быть даже их образов: они могут оказаться лишь в нашем разуме. Но разум — еще не сердце и даже не «ум» апостола Павла (см. 1 Кор 14:15)  или отцов-аскетов, это всего лишь одна из функций нашей психики — несомненно важная, но вторичная. Жизнь же сердца в том духовном смысле, в котором говорится о сердце в Библии, определяют не разум и не чувства, а воля, через которую духовно самоопределяется человек.

Тогда становится актуальной внутренняя Тора. Заповеди являются уже не просто предписаниями — они начинают восприниматься во внутреннем пространстве человека, которое создается непрерывной молитвой, как непосредственно обращенные к человеку, к его духовному «я» в первую очередь, Божьи интенции. Именно они очерчивают духовный периметр жизни человека, становясь своего рода духовным скелетом его души. Жизнь человека и направляется именно его волей, теми интенциями, которые определяют качество человеческой жизни и духовный облик его души. Если человек согласен принять Божьи интенции в свою душу, они определят качество его души, сделав ее такой, какой ее хочет видеть Бог.

Принятие заповедей как Божьих интенций, определяющих внутреннюю, а затем и внешнюю жизнь человека, лишь начало пути. Его продолжением становится выстраивание всей жизни сообразно этим интенциям, согласование каждого решения и поступка, а значит, каждого своего намерения с Божьими интенциями. Разумеется, такая внутренняя духовная работа предполагает, что свои собственные интенции человек осознает так же отчетливо, как и Божьи. Тогда и поворачивает Бог всю жизнь человека так, чтобы она была направлена сообразно Его воле (в Синодальном переводе речь идет о «подкреплении» души, но соответствующее еврейское слово буквально означает «повернуть» или «развернуть»). Душа в Библии — не структура, а поток, тот поток жизни, который Бог дает каждому человеку при сотворении, предоставляя возможность распоряжаться им и направлять его течение так, как он сочтет нужным.

Если человек сумеет распорядиться своей жизнью правильно, если направляющие ее поток интенции будут сообразны и согласны с Божьими, выраженными в заповедях, то его жизнь становится наполненной и полноценной: человека тогда сопровождает благо («благость» Синодального перевода) на всем протяжении его земного пути. Это «благо» обозначено тем же еврейским словом, которым в тексте Шестоднева Бог оценивает сотворенный Им мир — весь в целом и каждый день творения в отдельности (см. Быт. 1). «Благо» здесь означает полноту творения, его завершенность и соответствие Божьему замыслу. Такой становится и жизнь человека, если он следует определенным Богом путем и позволяет Ему выстраивать свою жизнь — разумеется, при активном участии самого человека.

Кто и что направляет нашу жизнь?

И в какой мере?

Из книги Владимира Сорокина «Живая Псалтирь день за днем. Практика чтения, молитвы и созерцания». — М.: Никея, 2019.

Вы можете послушать курс лекций Владимира Сорокина о псалмах.
А здесь собраны все его лекционные курсы.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle