Живая Псалтирь день за днем. Псалом 33

Владимир Сорокин

Библеист, преподаватель Библейского колледжа «Наследие».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Мы подготовили великопостную рассылку — для тех, кто хочет большего, чем формальное. Подписаться.

В нашей церковной жизни есть немало парадоксов. Например, одновременная любовь к чтению Псалтири и при этом стойкое отсутствие интереса к содержанию этой богодухновенной книги. Совместно с издательством «Никея» мы подготовили серию публикаций, в которых библеист Владимир Сорокин помогает ввести текст Псалтири в наши будни. Книга В. В. Сорокина «Живая Псалтирь день за днем» — действительно живой опыт молитвенного чтения псалмов, который может быть доступен каждому. По мере погружения в размышления автора нам открывается, что книга псалмов пророка Давида — это не просто собрание заклинаний на всякий случай и потребу, а кладезь мудрости и благочестия, из которого по сей день можно в изобилии черпать воду живую.

Псалом 33

1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.

2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.

3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.

4 Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.

5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.

6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.

7 Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его.

8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.

9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!

10 Бойтесь Господа, [все] святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.

11 Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.

12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.

13 Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?

14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.

15 Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.

16 Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.

17 Но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.

18 Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.

19 Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.

20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.

21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.

22 Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.

23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.

Отрывок для молитвенного размышления на день (Пс. 33: 1–23):

2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих

Что означают непрерывное благословение и непрестанная хвала, когда речь идет о Боге? Как можно благословлять и хвалить, не останавливаясь, пусть даже Бога? В конце концов, нам придется прерваться хотя бы на еду и сон. Между тем псалмопевец сам отвечает на заданный вопрос: он говорит о том, что его душа хвалится Яхве и прославляет, возвеличивает Его имя, к чему автор псалма и призывает присоединиться тех, к кому обращается. Оказывается, прославлять Бога, не останавливаясь, можно, призывая Его священное имя, причем лишь тогда, когда оно войдет в душу человека, определив всю его жизнь: душа на языке Библии означает именно жизнь во всех ее проявлениях, не только духовных, но и природных.

Как же этого добиться? Псалмопевец выделяет два основополагающих момента: бедность и страх Божий. Нищий (бедняк) воззвал, и Яхве услышал — так описывает ситуацию автор псалма. А размышления о праведности начинают с обучения страху Божьему. Очевидно, речь идет не о тех или не только о тех, кто беден материально. Конечно, бедняку иногда проще понять, что, кроме Бога, надеяться и опереться ему не на кого и не на что, но иногда это понимают и люди богатые, а материальная бедность и даже нищета сами по себе не обращают человека к Богу.

Речь идет, скорее, о бедности как о состоянии духовном. О таком состоянии, когда человек осознает: главного, того, что позволит ему быть праведником, у него нет, а то, что есть, для этого не годится. Праведность человеку по природе не свойственна, она может быть для него только состоянием, притом состоянием, которое ему дается Богом и которое он может лишь принять с тем, чтобы постараться в нем удержаться как можно дольше, в идеале — всю жизнь. В данном случае без страха Божьего никак: речь идет не о страхе наказания, а о священном трепете, который переживает человек в Божьем присутствии.

В таком состоянии, когда человек осознает свою бедность, он готов и к смирению перед Богом. Собственно, настоящее, подлинное смирение и начинается там, в глубине разбитого сердца бедняка. Там человек осознает непосредственность Божьей воли, определяющей его собственное существование в той глубине личности, где он и становится собой. Когда осознаешь себя не своим собственно, а Божьим, смирение как духовный и экзистенциальный выбор приходит само собой. Оно оказывается единственно осмысленным выбором. Если Бог определяет мое бытие, логично будет, если Он определит и мою жизнь, сам процесс моего существования как человека, как Его образа и подобия.

Готовы ли мы славить Бога непрестанно?

Из книги Владимира Сорокина «Живая Псалтирь день за днем. Практика чтения, молитвы и созерцания». — М.: Никея, 2019.

Вы можете послушать курс лекций Владимира Сорокина о псалмах.
А здесь собраны все его лекционные курсы.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle