Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
В конце первой недели Великого поста мы вспоминаем о Торжестве Православия: о восстановлении иконопочитания, о событии довольно значимом в истории Православной Церкви.
Примечательно, что в евангельских чтениях этого дня мы слышим совсем не об образе, не об иконе, мы слышим о Нафанаиле. В Евангелии от Иоанна: «Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, сказал: “Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства”» (Ин 1:47). Нафанаил удивлен тем, что Господь видит его жизнь как бы насквозь, и исповедует Его. А Христос говорит нам другое: вот вы видите в Евангелии мудрость, вы видите в христианстве какую-то практическую значимость, вам кажется, что христианство — это то, что поможет решить любые земные проблемы. Дети будут лучше учиться, будет совершаться меньше преступлений, больные немедленно встанут и будут здоровы, ядерную бомбу разберут за ненадобностью.
А христианство — это не про это, говорит Христос Нафанаилу и всем нам. Понимаете, вы увидите, как к Сыну Человеческому, то есть к Нему, бедному проповеднику, на периферии мира будут нисходить и восходить ангелы Божии. То есть тем самым Господь постоянно уводит нас от соблазна с помощью православия, с помощью христианства навести порядок в окружающей нас жизни. Вроде бы это совсем неплохо, но представьте, что мы пришли к кому-то в гости, и вместо того, чтобы проходить в гостиную, взялись наводить порядок в прихожей. Оно вроде бы и неплохо, но как-то бессмысленно — мы призваны идти дальше.
Это, конечно же, не значит, что нам не надо воспитывать детей, лечить больных, бороться за мир во всем мире и так далее… Но Христос постоянно напоминает нам: пока вы, то есть мы, не сделаем это в своей собственной душе, пока мы в самих себе Образ Божий не восстановим, наш пост и наши праздники так и останутся диетой и нарушением диеты. Наше посещение храмов так и останется слушанием того, что поет хор и произносит священник. Но это не будет нашим делом, это не будет делом Божьим.
Пока все не пройдет через наше сердце, которое единственное может унести благодать из храма, мы ничего не сможем вокруг себя улучшить. Мы не можем заниматься проблемой детей мирового пролетариата, тем самым бросая на произвол судьбы свою собственную душу. Это очень важный евангельский образ.
Помните: как бы вам ни понравилось слово Евангелия, его красота, его возвышенность — это все лишь средство для того, чтобы мы вспомнили, кто мы — изгнанные когда-то из рая вместе с Адамом, и вместе с Адамом через Крещение, через Церковь в этот же рай и возвращающиеся.
Но вокруг совсем не рай, и, чтобы помнить и не заблудиться на пути к раю, Господь постоянно нас осаживает. И напоминает нам: «Вы хотите с Моей помощью сделать вашу жизнь удобнее? До какого-то периода это возможно, но потом вы встанете перед очень жестким выбором: либо оставаться здесь, то есть мыслями своими прилепиться ко всему земному, либо все-таки стараться думать, ради чего мы все это делаем».
И вот когда мы ответим на этот вопрос, мы не потеряем все то, чем занимаемся, не потеряем близких, не потеряем свою Родину и семью, а наоборот, мы найдем все, потому что во Христе мы все и находим. В этом, собственно, и заключается торжество Православия. Когда мы понимаем, что мы граждане земного Отечества и граждане Небесного Иерусалима, и это главное достижение Святого и Великого поста.