Страсти Христовы: не знаешь, что сказать, думая о последних днях и смерти Того, Кто спас нас. Но возвращаешься постоянно к этой последней неделе Спасителя, к этому непостижимому пути Бога к смерти. Мы подготовили обзор нескольких фильмов, книг и лекций на эту тему.
Фильмы
«Страсти Христовы» Мела Гибсона — наверное, самый знаменитый фильм о Страстях, экранизация последних часов жизни Иисуса. Фильм известный, любимый многими. Критиковали и критикуют его, впрочем, довольно сильно. Во-первых: «голливуд», «блокбастер» на Евангелии. Во-вторых: целая порнография насилия и крови, какое-то сладострастие страстей. В-третьих, Гибсона обвиняли в том, что он примитивизировал евангельскую историю до месседжа: «вот злые иудеи Иисуса убили».
Последняя часть четырехсерийника Дзеффирелли «Иисус из Назарета». Фильм классический, от выдающегося режиссера. Есть мнение, что это самая достоверная экранизация Евангелия.
«Поэма о Великом инквизиторе» — наверное, лучшее размышление о том, почему человечество убило Бога. Оно убило бы Его снова, утверждает Достоевский и реконструирует философию богоубийц. В чудесной экранизации «Поэмы» — «Инквизиции» Эванса прекрасно передан текст Достоевского.
«Нетерпимость» Гриффита — безусловный шедевр немого кино. Фильм состоит из четырех новелл, посвященных несправедливости и насилию: древний Вавилон, Варфоломеевская ночь, обвинение невинного человека в убийстве (наши дни), казнь Христа. Казнь Христа — кульминация всей мировой несправедливости, предел всей невинно пролитой крови, но в том наша бесконечная радость, что в Страстях все это преодолевается и побеждается. Фильм кончается радостной апокалиптической сценой: «и истинная любовь принесет нам вечный мир».
Книги
«Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» — книга святителя Иннокентия Херсонского, святоотеческий взгляд. Прекрасная с литературной точки зрения, эта книга — первый российский опыт историко-художественного изложения евангельских событий.
Бог умер, Бог мертв, Бог воскрес — вот центр христианского богословия. Ганс Урс фон Бальтазар — один из главных богословов XX века, блестящий мыслитель — дает сложное, глубокое богословие Великой пятницы, Великой субботы, Пасхи в своей книге «Пасхальная тайна».
Есть ли в Страстной седмице какие-то политические, социальные аспекты? Да, отвечают два выдающихся ученых-библеиста М. Борг и Д. Д. Кроссан в своей небольшой книге «Последняя неделя». Иисус проповедовал Царство Божие, то есть установление власти Господа, ненасильственной справедливости, противостоящей насилию и несправедливости мира сего. Бога убил иудейский и римский истеблишмент.
Но разве смерть и воскресение Христа — не вариация языческой темы умирающих и воскресающих богов, спросят нас атеисты? Нет, – отвечает великий мыслитель, антрополог Рене Жирар в самой «популярной» своей книге «Козел отпущения». Евангелие — не миф, но радикальная демифологизация. Если всякая мифология основана на убийстве невинной жертвы, то Евангелие разоблачает жертвоприношения, приносит ту Весть, что жертвы невинны, что мир сей основан на лжи и убийстве — и этой Вестью разрушает мир сей.
Лекции
Лекция Ильи Красовицкого поможет понять, что происходит в храме в последнюю неделю перед Пасхой, как Церковь готовит нас к этому празднику, разворачивая перед нами события последних дней жизни Спасителя.
Лекция священника Алексея Агапова прекрасно объяснит, почему Страстная седмица — праздник.