Великий пост
Идет Страстная седмица, читайте нашу небольшую подборку “Страсти Христовы”: 4 фильма, 4 книги, 2 лекции.
В ожидании Пасхи выложили две лекции-проповеди: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна (1 Кор 15:17)» архимандрита Ианнуария
К Пасхе нас продолжают вести наши авторы:
— Игумен Силуан (Туманов) о Вербном воскресенье: «Ни в коем случае не следует надеяться, что без нашего сотрудничества с Богом в нашей жизни просто так все наладится»; о Мариином стоянии: «Ну неужели мы еще не поняли за эти века, что доходит до людей поступок, а не только сказанное слово. Во имя чего и что ты делаешь – вот что важно».
— Психологи продолжают для нас комментировать страстные помыслы: протоиерей Александр Дягилев о чревоугодии; Петр Дмитриевский о блуде и о гневе. Марина Филоник об унынии и о закрытых клириках и открытых мирянах: «То и дело меня слышали с разной степенью искажения. Например, что я призываю переложить вину на окружающих или оправдываю грех». Выложили также лекцию М. Филоник «Об осуждении».
— Монахиня Елисавета (Сеньчукова) продолжает делиться своим духовным великопостным дневником: «Иерусалим, золотой город, отчего ты не понял своего Царя?»; «А была ли Мария Египетская?».
— У Дарьи Сивашнековой свой цикл, к Страстной седмице – о смоковнице: «Пока Бог трясет нас за шкирку, требуя плода, – мы живы. Как только Он отпускает руку и соглашается: живи бесплодно, – смерть неизбежна»; о Вербном воскресенье: «Среди радостного хора, среди взлетающих к небесам «благословен Грядый во имя Господне» – тишина, внутренняя напряженная тишина, вслушивающаяся в саму себя. Сегодняшнее причастие – причастие смерти»; о помазании Иисуса миром: «Сегодня смерть близка уже так, что ее можно почувствовать, — и все так же неузнаваема, ибо ощущается благоуханием. Сегодня день неразрывно связан со страшным завтрашним — и перед ним так обманчиво-спокоен, так тих, так светел… так ароматен».
— Анна Суворова в своем обзоре рассказывает о двух проповедях и одной лекции о Вербном воскресенье, которые помогли ей открыть заново смысл этого праздника.
— Владимир Берхин «Бог тоже плачет»: о Лазаревой субботе.
— Владимир Шалларь продолжает свой цикл «Христианство и фаллократия»: на сей раз пишет о гомосексуальности в античности, символической кастрации и т. п. Тимур Щукин продолжает с ним полемизировать: здесь и текст Щукина, и ответ Шалларя на него.
Книги и статьи
Собрание интервью, рецензий и эссе Владимира Набокова, которое мы выложили к юбилею писателя, — книга, столь же литературно прекрасная, как и романы и рассказы, а главное — книга, дающая нам доступ к философии великого писателя. Набоков — конечно, не христианин, не религиозен (и ему показалось бы пошлостью, что мы пытаемся поставить его в такой смысловой ряд), но — скажем осторожно — писатель, обладающий особой метафизикой. Метафизикой радости, восторга, вдохновения. За случайным, может быть, уродливым стечением событий Набоков видит игру света, смысла, второе дно, как бы религиозное. Набоковская боязнь идеологических пошлостей, его целомудрие, даже робость в этом отношении привели к тому, что его часто считают «безыдейным» писателем. На деле он обладал чистым, сложным мировоззрением: атеистом, материалистом во всяком случае его назвать никак нельзя. Вот две цитаты:
«Наивысшие достижения поэзии, прозы, живописи, режиссуры характеризуются иррациональностью и алогичностью, тем духом свободной воли, который прищелкивает радужными пальцами перед чопорной физиономией причинности».
«Сохранность индивидуального секрета вопреки истлеванию плоти — уже не просто оптимистическая догадка и даже не вопрос религиозной веры, если помнить, что бессмертие исключено только здравым смыслом. Писатель-творец — творец в том особом смысле, который я пытаюсь передать, — непременно чувствует, что, отвергая мир очевидности, вставая на сторону иррационального, нелогичного, необъяснимого и фундаментально хорошего, он делает что-то черновым образом подобное тому, как в более широком и подобающем масштабе мог бы действовать дух, когда приходит его время».
Та же логика со стихами Набокова. Набокова-поэта ценят меньше, чем Набокова-прозаика. Но в поэзии Набоков «позволял себе больше», в стихах он более «интимен», проговаривает свои мысли более прямо, чем в прозе. Конечно, было бы странным называть Набокова религиозным поэтом, тем более, он сам писал, что «византийская образность» его ранних стихов «по ошибке была воспринята кое-кем из читателей как мое увлечение религией, которая никакого интереса для меня, кроме как образец для стилизации, никогда не представляла». Тем не менее эта «византийская образность» была, и некая метафизика всегда присутствовала в его поэзии. Цитата:
Углубляясь в свое ключевое,
я увидел, как в зеркале, мир и себя,
и другое, другое, другое.
Жанна Сизова пишет примерно о том же – «Где искать ангелов у Владимира Набокова. К 120-летию со дня рождения писателя»: почему Набоков упоминал о Боге только в ранних стихах, и как ему удавалось улавливать мир ангелов.
«Последняя неделя. Хроника последних дней Иисуса в Иерусалиме» — небольшая книга двух выдающихся современных ученых-библеистов Маркуса Борга и Джона Доминика Кроссана. Они рассказывают о последних днях жизни Иисуса, Страстях Христовых, основываясь на Евангелии от Марка. Авторы исходят из гипотезы, что суть Благой Вести — наступление Царства Божьего, власти Господа, то есть установление ненасильственной справедливости, противостоящей насилию и несправедливости мира сего.
«Письма с войны» — сборник писем Генриха Бёлля с фронтов Второй мировой. Бёлль — ставший после войны великим христианским писателем — на самой войне воевал на стороне нацистов. Письма эти — ценнейшее свидетельство: Бёлль — христианин, и вот он воюет за нацистов. Сам Бёлль — не нацист, но он желал победы Германии, он против войны, но раз «она уже идет»… В общем, письма Бёлля показывает нам самую гущу исторических противоречий с христианином в центре.
Епископ Мефодий (Кульман) — выдающийся пастырь, проповедник и благотворитель русского зарубежья: читайте о нём статью, а также — его книгу.
Согласно Жирару, человеческое желание не знает, чего ему желать. Оно копирует (мимезис) объект желания у другого. Таким образом возникает конфликт между двумя желаниями, желающими одно и то же. Постепенно миметизм нарастает во всеобщем насилии, которое канализируется в убийстве невинной жертвы. Это убийство умиротворяет социум, и поэтому социум обоготворяет жертву. Такова природа всех религий, такова механика всех когда-либо существовавших обществ. Евангелие разоблачает эту механику, показывая невинность жертвы. С этих позиций Жирар рассуждает о современности и насилии и о Шекспире.
Игумен Силуан (Туманов) рассуждает об исповеди: «Если исповедь – это «баня для души», а «исповедоваться нам надо так же часто, как и мыться», то это значит, что Богородица, апостолы и мученики, множество святых всю жизнь ходили «грязными»?».
Дарья Косинцева считает, что спор о церковнославянском похож на театр абсурда.
О пожаре в Нотр-Даме пишут Дарья Косинцева: «Самая лучшая, самая светлая реакция на пожар в соборе, которую я увидела: парижане вместе молятся у горящего собора»; и Владимир Шалларь, считающий, что сгоревший собор более подлинен в нашу современную эпоху.
«Из «либерального» прихода в «консервативный» и обратно» Евгения Новосельцева: «Тупик в отношениях с Богом и Церковью ощущается сильнее и больнее, чем другие кризисы: он посягает на то, что нам дороже всего».
Последование Пасхи и во всю Светлую седмицу: сборник содержит подробные размеченные тексты гражданским шрифтом (современными русскими буквами, с ударениями) Пасхи и всей седмицы и ноты песнопений обихода московской традиции.
Аудио
Выложили аудиокниги:
— «Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея» Алексея Осипова.
— «Беседы на Шестоднев» Василия Великого.
— «О Библии и Евангелии» Луи (Буйе).
— Две книги святителя Иннокентия Херсонского: «Жизнь апостола Павла» и «Чтение Евангельских сказаний об обстоятельствах земной жизни Иисуса Христа, до вступления Его в открытое служение спасению рода человеческого».
— Музыка: литературно-музыкальная композиция по рассказу Чехова “Архиерей” (музыка В. Ходоша; кантата для чтеца и смешанного хора а capella); сборник детских пасхальных песнопений; «Радуйтеся, людие» — пасхальное произведение Сарти; XVIII международный фестиваль «Державный глас».
Лекции
«Жить можно, пока раздаешь себя»: о святом Илье Фондаминском». Светлана Панич — о эсеровском террористе, канонизированном Православной Церковью.
«Как воруют в благотворительности». Как устроен благотворительный фонд и как распознать мошенников, расскажет Владимир Берхин.
«Христос и толпа: несение креста в европейском искусстве». Открытая лекция поэта, культуролога, доцента РАНХиГС Михаила Кукина посвящена анализу сюжета «Несение креста» в живописи Средних веков и Возрождения.
«Искусство открывшейся Тайны. Благовещение в религиозной живописи». О сюжете Благовещения — от икон VI в. до современного искусства — рассказывает протоиерей Димитрий Сизоненко.
«О ритуальной нечистоте». Священник Алексий Волчков объясняет, откуда пошла идея «ритуальной нечистоты» и предполагает, можно ли ее интерпретировать иначе в свете Нового Завета.
«Христиане на Ближнем Востоке». Иосиф Зая. Первая лекция цикла, в котором речь пойдет о богословии, обрядовых особенностях, истории и современном положении христианских церквей и христианских общин Ближнего Востока.
Круглый стол «Современная библеистика и Предание Церкви». Может ли новозаветная наука опираться в том числе и на Церковное Предание?
Круглый стол «Идти к Богу вместе: как устроена общинная жизнь на Западе». Участники и друзья общин Chemin Neuf («Новый путь»), «Фоколяры» и «Вера и свет» рассказывают о том, что такое жизнь в общине и как она может помочь в общении с Богом.