Два плюса
С богословской точки зрения «добрые пожелания» безупречны (почти). Несомненно, Господь — «источник исцелений» для каждого человека. Именно Он, в конечно итоге, ведет человека к прекрасному состоянию цельности души и тела, их правильной и гармоничной иерархии, и в пределе — к обожению, богоподобию. И нет никаких сомнений, что происходит это в том числе и через молитву, таинства и обряды Церкви.
Кроме того, я понимаю, что при помощи «добрых пожеланий» посетители нашего сайта, будучи в большинстве своем христианами, проявляют свое участие в судьбе страждущего человека и делятся с ним, в меру своего опыта (ограниченного, конечно — у каждого из нас опыт ограничен), теми способами, которые помогли им.
Вопрос в другом — насколько уместны «добрые пожелания»? Достигают ли они своей цели?
Четыре минуса
Давайте представим, как «доброе пожелание» воспринимается человеком, попавшим в беду?
1) Во многих из них подспудно присутствует мысль, что причиной проблемы, постигшей человек (например, болезни), является его грех. Насколько это справедливо?
На эту тему написано немало трудов. Если вкратце, то можно говорить о том, что общей причиной наличия у людей болезней являются их греховность, но нельзя сказать, что причиной болезни вот этого конкретного человека является его грех. В некоторых случаях, исцелив человека, Господь говорил: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Иоан.5:14), а в случае со слепорожденным Он сказал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но [это для того], чтобы на нем явились дела Божии» (Иоан.9:3).
Вот что пишет святитель Феофан Затворник:
«Посылает Бог иное в наказание, как эпитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтобы терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтобы очистить от какой страсти, и для многих других причин».
Итак, иногда причина болезни — грех, а иногда — что-то другое. Поэтому говорить или подразумевать «покайтесь и выздоровеете» — неверно.
2) Форма, в которую облекается «доброе пожелание» — это совет: один человек говорит другому, что он должен делать. Тем самым тот, кто дает совет, ставит себя выше того, кто этот совет получает: «ты не понимаешь, что нужно делать в этой ситуации, ты поступаешь неправильно — я тебе сейчас расскажу, что надо делать». Традиция давать советы глубоко укоренена в нашей культуре (кто из молодых родителей не получал на улице советы о том, что их ребенку надо снять или надеть, делать или не делать, какие опасности его подстерегают и т.д.?), однако практика показывает, что в 90% случаев непрошенный совет вызывает только раздражение.
Не зря святые отцы говорят, что лучшее свидетельство — это свидетельство жизнью, и советуют прежде всего разбираться с собой: «стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя», — так говорил препоподобный Серафим Саровский.
Словом, совет, по моему мнению — не самый эффективный способ кому-то помочь.
3) Зачастую совет, данный в хронически тяжелой ситуации, заставляет человека чувствовать себя еще более слабым, некомпетентным, усиливает чувства тревоги и вины. Ведь те, кто обращается к нам на сайт за помощью, вынуждены постоянно бороться: с плохим самочувствием, с равнодушием окружающих, с несовершенной медицинской системой, с бюрократической машиной… Они истощены, подавлены, часто чувствуют себя неуспешнымм в этой борьбе; им кажется, что если бы они были умнее, умели «устраиваться, как другие», зарабатывали больше денег и т.д., они бы давно смогли решить свою проблему. И «добрые пожелания» еще усиливают это ощущение, как бы говоря: «да, ты неуспешен, ты еще и плохо молился и редко ходил в храм, и поэтому проблема еще не решилась».
На мой взгляд, тут уместно вспомнить школьное правило — «не бей лежачих».
4) Совет представляет проблему человека пустяковой, простой. Он предлагает простое — по форме — решение: молись, ходи в храм, и все пройдет. Таким образом, проблема, с которой человек безуспешно боролся иногда многие годы, объявляется ничего не значащей, рядовой, имеющей простое и быстрое решение. А дальше — смотри пункт 3: человек чувствует себя еще более неуспешным, что не смог решить такую простую проблему.
Подытожить можно словам апостола Иакова: «если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: „идите с миром, грейтесь и питайтесь“, но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак.2:16). Боюсь, часто подобные пожелания воспринимаются людьми именно так.
Пять способов поддержки
Как же можно дать человеку поддержку, если ваша душа действительно откликнулась на его страдания, и вы хотите помочь?
1) Признать серьезность проблемы. Поверить, что по ту сторону экрана — такой же человек из плоти и крови, который с тем же упорством пытается решать свои проблемы, как и вы свои, и ему не менее, а может и более тяжело. Поверить, что человек действительно искал разные пути решения, и просит денег не потому, что он дурак или бездельник, а потому что это действительно необходимо.
2) Посочувствовать. Представить себе эмоциональное состояние человека в этой ситуации и попробовать его описать, не забыв слово «наверное»: «как вам, должно быть, тяжело и тревожно сейчас, после пожара, не иметь крыши над головой. Наверное, вы беспокоитесь за свое будущее и будущее своих детей, и не знаете, когда же вам удастся вернуться к обычной спокойной жизни». Это форма высказывания, (иногда ее называют «эмпатический ответ») помогает другому человеку почувствовать, что мы его поняли и услышали.
3) Помочь делом. Если вы сами не можете помочь в данной ситуации, можно подумать, кто из ваших друзей мог бы помочь, и переслать ему эту историю, пояснив, почему, на ваш взгляд, в данном случае надо помочь.
4) Помолиться. Я верю, что это действительно один из самых действенных способов помощи: действеннее денег и уж во всяком случае полезнее советов.
5) Поделиться опытом, если он есть. Вот та форма, в которой совет может быть услышан. Не «сделайте то-то и то-то», а «у меня была такая-то ситуация, я сделал то-то и получил такие-то результаты, преодолев такие-то сложности». В этом случае полезно также оставить свои контакты, чтобы человек мог задать вам вопросы, если у него будет необходимость. (Контакты можно не публиковать в открытом доступе, а оставить мне, чтобы я передал их нуждающемуся).
Учиться, учиться, учиться
Любовь к советам и неумение поддерживать — это общероссийская беда (про другие страны не знаю). А поддерживать людей в беде — крайне непросто. Нужен не только опыт и такт, но и немалый душевный труд. Однако это шанс на деле исполнить Христову заповедь о любви. Поэтому я думаю, что в первую очередь именно нам, христианам, необходимо учиться быть внимательными и бережными по отношению к другим людям, особенно к тем, кому тяжело.
Каким способом обычно вы даете и получаете поддержку? Каково вам, когда вам дают советы? Поделитесь своим опытом в комментариях!
Вопрос у меня был, как обычно, практический: что делать с «добрыми пожеланиями», когда их оставляют на сайте? И оставить нехорошо — нашему подопечному может быть больно такое читать; и удалять не хочется — комментатор расстроится.
Спросил друзей — те почти единодушно рекомендовали удалять такие комментарии. А мне жесткая редактура как-то претит. Теперь можно будет в ответ давать ссылку на эту статью 🙂
Матвей Берхин
редактор рассылки
mb@predanie.ru