Друзья, мы продолжаем делать материалы к десятилетию работы нашего портала. Мы не только благотворительный фонд и не просто огромная медиатека: мы ещё сами производим статьи, лекции и аудиокниги. К юбилею мы решили вас познакомить с теми нашими материалами, которые пришлись вам особенно по душе или вызывали резонанс. Топ статей уже сделали. Сегодня — аудиокниги: мы начитали весьма много книг за эти годы — вот 10 наиболее привелекавших вас.
10. «Толкование Евангелия». Борис Гладков
Труд человека, который, по собственному признанию, «с юношеских лет и почти до старости […] прожил атеистом». Казенное буквалистское преподавание Закона Божьего еще в юности отвратило Гладкова от веры. Однако занятие библейской наукой вернуло Гладкова в Церковь. «Толкование Евангелия» — главный труд Гладкова, замечательный по своей обстоятельности, простоте, глубине и индивидуальному, живому изложению. Книга представляет собой гармонизацию Евангелий (подробное изложение евангельской истории). Во вводной главе делается экскурс в основную проблематику новозаветной исагогики. Источниками работы послужили святоотеческие толкования, исследования русских экзегетов. Опыт автора, его путь от атеизма к вере определил стиль и содержание «Толкования Евангелия» — живая, личностная речь о Христе. Считая буквализм при толковании Библии одной из главных причин отпадения от веры, Гладков обращается к Святым Отцам: «Следуя заветам Великого Учителя Церкви (свт. Иоанна Златоуста), я стараюсь постигнуть дух Священного Писания, его глубочайший смысл и не останавливаюсь на букве, на той несовершенной форме, в которой священному писателю приходилось иногда выражать свои мысли». Труд Гладкова в каком-то смысле образцовое толкование: внимательное бережное изложение самого текста Писания, привлечение данных библейской науки, опора на святоотеческое богословие, простота письма, и пронизывающая всю книгу личное отношение к «предмету изложения».
9. «Страсти и добродетели». Паисий Святогорец
V том собрания «Слов» Паисия Святогорца. Это не систематическое учение о страстях и добродетелях, а собрание ответов старца на конкретные вопросы.
«— Геронда, что такое страсти? — Я думаю, что страсти — это силы души. Бог дает человеку не пороки, но силы. Но если мы не употребляем эти силы во благо, то приходит тангалашка (бес), начинает сам их направлять, и они становятся страстями, а потом мы ропщем и пеняем на Бога. Но если мы будем правильно пользоваться этими силами, направляя их против зла, то они помогут нам в нашем духовном подвиге».
8. «Птицы небесные». Симеон Афонский
Автобиография: поиски Бога в Советской России, начало монашеской жизни, ученичество у старца Кирилла (Павлова), делание непрестанной молитвы, жизнь во Христе со всеми ее трудностями, поиски бесстрастия, исихастская практика, жизнь на Афоне.
«При описании случившихся событий я стремился показать, что жизнь всякого человека на пути к Богу — это одухотворенный гимн о героическом возвышении человеческого духа из глубочайшего падения к Божественной любви и соединению с Господом Иисусом Христом. В глубоком благоговении, изумляясь неисповедимым судьбам Божиим, смиренно склоняюсь перед немеркнущим сиянием премудрости Божией и ее непостижимым Промыслом».
7. «Отечник». Игнатий (Брянчанинов)
«Внимательное чтение этих изречений и повестей может направлять деятельность на истинный путь Богоугождения, доставляя на эту деятельность самые верные взгляды, приносить утешение в разнообразных скорбях, восстающих в душе, может питать и поддерживать мирное и молитвенное настроение…
Кто усвоит себе предложенное здесь учение Отцов, тот, находясь и среди общества человеческого, стяжет сердечное безмолвие. Кто же останется чуждым этого учения, тот и в уединеннейшей пустыне будет возмущен молвою помыслов и живописью мечтаний, будет проводить жизнь мирскую».
6. «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Феофан Затворник
Пожалуй, самое ценное в наследии Феофана Затворника — это его письма. Ведь сам жанр письма предполагает личное общение, конкретность вопросов. В своих письмах великий духовный наставник Феофан Затворник входит в проблемы своего собеседника и решает именно их от всего богатства духовного наследия Церкви, чьим великим знатоком он был и, конечно, от своего собственного опыта.
«Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» — как раз образец такого богословия, где «теория» сразу же, на наших глазах, переходит в «практику». Пожалуй, это и самая известная книга Феофана Затворника такого рода. По сути, это сборник из писем о духовной жизни, где теоретические вопросы чередуются с практическими советами.
Письма, приведенные здесь, Феофан Затворник пишет молодой девушке, «которая замуж не хочет, но и в монастырь не собралась с духом». Откровенное и подробное описание внутренней жизни человека. Здесь мы видим весь путь человека к Богу и все опасности, встречающиеся на нем.
5. Творения Исаака Сирина
«Достигших совершенства признак таков: если десятикратно на день будут преданы на сожжение за любовь к людям, не удовлетворяются сим».
Исаак Сирин описывает путь христианина к Богу, путь освобождения: покаяние — обращение от рабства греха к Богу, очищение — стяжание свободы, совершенство — полнота любви и восторга. Суть подвига пути монаха — молитва — устремление души к Богу, а в идеале — Богообщение. Покаяние не есть уход от творения Божьего, а поворот ума, выход из «мира сего» как совокупности страстей, системы порабощения, «законов». Поэтому путь подвижника есть путь свободы, Бог действует в человеке «в таинстве свободы». И жизнь будущего века Исаак Сирин называет «отечеством свободы». В начале молитва — от недостатка, в конце — полнота радости. Молитва зажигает любовь, и в совершенном монахе любовь безмерна. Мало кто так сильно запечатлел евангельскую любовь и сострадание, как Исаак Сирин: он молился за животных, за самого дьявола. И ад, по Исааку Сирину, — любовь Божья, которую грешники воспринимают как боль и страдание, именно потому, что они грешники — грех в неприятии любви, в ненависти к любви.
4. Молитвослов на русском языке
Русский перевод молитвослова от иеромонаха Амвросия (Тимрота). Утренние и вечерние молитвы, Последование ко Святому Причащению, благодарственные молитвы после Причащения, каноны Господу, Кресту, Богородице, ангелу-хранителю, Кресту, Николаю Чудотворцу, за болящего, чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище, чин литии, совершаемый мирянином в пасхальный период, правило от осквернения, чин пения двенадцати псалмов, часы на Святую Пасху.
3. «Письма Баламута». К. С. Льюис
«Аскетика наоборот», сборник писем опытного беса, инструктирующего своего племянника, как лучше всего увести человека прочь от Истины. За шуточной формой скрываются глубокие прозрения Льюиса об ошибках в духовном пути, на которые мы ловимся по жизни. «Письма Баламута» Льюиса — уникальный текст, шедевр одновременно духовной литературы, увлекательного «легкого чтива» и прекрасной художественной прозы.
2. «Толкование на Евангелие от Матфея». Иоанн Златоуст
Одно из главных святоотеческих сочинений вообще и из святоотеческих толкований Писания в частности.
«Свое произведение Матфей справедливо назвал евангелием. В самом деле, он всем, — врагам, невеждам, сидящим во тьме, — возвещает конец наказания, разрешение грехов, оправдание, освящение, искупление, всыновление, наследие небес и сродство с Сыном Божиим. Что же может сравниться с таким благовестием? Бог на земле, человек на небе; все в соединении: ангелы составили один лик с людьми, люди соединились с ангелами и прочими горними силами. Очевидно стало, что древняя брань прекратилась, что совершилось примирение Бога с нашим естеством, дьявол посрамлен, демоны изгнаны, смерть связана, рай отверст, клятва упразднена, грех истреблен, заблуждение удалено, возвратилась истина, повсюду сеется и растет слово благочестия, небесная жизнь насаждена на земле, горние силы пребывают в дружественном общении с нами, ангелы непрестанно сходят на землю, и великая явилась надежда на будущее. Вот почему Матфей и назвал свою историю евангелием, как бы [давая разуметь, что] все другое, как напр. богатое имущество, величие власти, начальство, слава, почести, и все прочее, почитаемое людьми за благо, составляет одни лишь пустые слова, а обетования, данные через рыбарей, должны называться в собственном и преимущественном смысле благовестием».
1. Синодальный перевод Библии
Перевод Библии, выполненный в середине XIX в. силами четырех духовных академий, до сих пор остается основным текстом, по которому принято изучать Писание на русском языке.
Портал «Предание» и благотворительный фонд «Предание» — это прежде всего люди. Без людей сайт не будет обновляться, не будут исправляться ошибки и постепенно всё пропадёт. Без людей некому будет собирать просьбы от нуждающихся, некому будет отсеивать мошенников, некому будет договариваться с больницами и аптеками. И нуждающиеся останутся без помощи.
Без людей некому будет записывать аудиокниги. Без людей никто не будет искать авторов для блога, редактировать статьи и рассказывать о них. Ничто на свете не работает без людей. И если у Бога нет рук, кроме наших — то и у нас самих нет других рук.
Сотрудники «Предания» не наследники богатых состояний, не рантье и не владельцы бизнесов. Среди нас несколько многодетных родителей, некоторые снимают жильё, некоторые живут там, где идёт война. Почти у всех есть семьи. Почти все мы живём почти на грани бедности.
Мы не хотим бросать наше дело из-за того, что нам нужно как-то выживать.
У нас ещё множество идей — мы хотим делать интерактивную Библию, мы планируем много перемен в блоге и медиатеке, а работа для фонда не кончится просто никогда. Но мы НИЧЕГО не сможем, если у нас не будет поддержки, если мы не будем знать, что завтра мы не окажемся без зарплат и с семьями на руках. Нам нужен завтрашний день, и никто, кроме вас, не может его дать. Просто подпишитесь на регулярное пожертвование.