Лекции Татьяны Касаткиной
Добавили множество лекций замечательного современного искусствоведа и христианского мыслителя Татьяны Касаткиной.
Более ста лекций о Достоевском. Лекции посвящены философским и богословским идеям творчества Достоевского, как произведениям в целом, так и отдельным их сценам или персонажам. Несколько названий лекций для примера: «Достоевский и Ларс фон Триер: язык, которым искусство говорит о Боге», «О женщине у Достоевского», «Церковь и Государство в миросозерцании Достоевского», «Толстой и Достоевский: богословие на языке современности», «О значении Достоевского для русских христиан», «Записки из подполья» как христианский текст», «Зачем и как читать “Преступление и наказание” в школе», «Зачем в романе «Идиот» присутствуют аллюзии на св. Франциска?» и т. д. и т. д.
Собрание лекций о Ларсе фон Триере, может быть, главном кинематографисте нашего времени. Подход Касаткиной к Триеру задает её лекция «Достоевский и Ларс фон Триер: язык, которым искусство говорит о Боге». Триера, как и Достоевского в свое время, не принимают, его обвиняют в порнографии, садизме и т. д. и т. д. На самом же деле Триер, как и Достоевский, — великий христианский творец.
Собрание лекций о фэнтези: Толкин, «Гарри Поттер», «Игра престолов», «Фэнтези в жизни современной молодежи и проблемы христианской проповеди», «Как и зачем изучать фэнтези», «Толкин: феномен фэндома», «Уильям Моррис и зарождение фэнтези», «Фэнтези сейчас создаёт наиболее мощные философские тексты» и пр.
Новинки
«Национальный вопрос в России» (текст и аудио) Владимира Соловьева — классическая христианская философская книга против национализма вообще и русского национализма в частности. Соловьев тут излагает идею «христианской» политики. Христианство предписывает быть нравственным каждому человеку — это всем понятно, это банальность. Однако такие вещи, как «общество», «государство» — не самостоятельные сущности, они «состоят» из людей — и, следовательно, если они состоят из христиан, то они очевидным образом сами должны быть христианскими, то есть нравственными. Если политика у вас — не христианская, то есть безнравственная, то вы — просто-напросто не христиане, вы — грешники.
Часто повторяемая ложь «политика безнравственна» — кому она выгодна? — политикам, которые так оправдывают свою безнравственность. Максима «политика безнравственна» есть не что иное, как оправдание даже не делать попыток вести моральную политику. На самом же деле политика, разумеется, есть искусство нравственного устройства общества — справедливого, дающего всем равные возможности, уменьшающего насилие и пр. — христианского общества, короче говоря.
Что же национализм? Это эгоизм в политике, имморализм в политике. Давить ради своего интереса кого-то другого — это есть просто-напросто зло, думать, что ты лучше других — просто-напросто грех и глупость. Не говоря уже о том, что национализм абсолютно несовместим с христианством, ибо во Христе нет «ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни варвара». Христианство есть абсолютная истина, то есть истина рассчитанная на всех людей — на все народы. Христианство есть преодоление национализма, ибо национализм есть язычество в политике. Бог един для всех, мораль едина для всех, Иисус умер за всех. Национализм — язычество, «христианский национализм» — кощунство.
«Великий спор и христианская политика» (текст и аудио) — один из главных текстов Владимира Соловьева. Мы в данном случае игнорируем экуменически-филокатолическую проблематику и проблематику Востока-Запада этого текста, акцентируя на проблематике «христианской политики», о которой сказано выше.
«Идиот» (2003) — 10-серийный сериал В. Бортко, экранизация одноименного романа Достоевского. Удостоен семи премий «ТЭФИ».
«Умолкает ныне всякое уныние». Духовные псалмы и богослужебные песнопения из обихода Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального женского монастыря. 25-летию ставропигиальной Корецкой обители посвящается.
Сводный хор сестер и духовенства Свято-Троицкого Корецкого женского монастыря под управлением монахини Херувимы; диакона Владимира Погольского и Игоря Суховарова, монахинь Михаилы (Фурманец) и Рафаилы (Хильчук); инокини Екатерины (Мулярчук).
Лекции
«И бесы веруют и трепещут»: о вредности цитат без контекста. К десятилетию фонда «Предание»
Как разобраться в контексте? Каким толкованиям доверять и какие переводы использовать? Поговорим об этом с Владимиром Берхиным и протоиереем Константином Пархоменко.
Выдернутые из контекста цитаты – великая вещь. Их можно присоединить к разговору на любую тему. Если бы только знал святитель Николай, сколько раз и с каким контрастным смыслом помянут в веках христиане известный отрывок из его жития о заушении Ария! А сколько цитат «Иоанна Златоуста» или «Феофана Затворника», не говоря уж о «Блаженном Августине», кочует с интенет-портала на интернет-портал, совершенно не имея отношения к автору!
Сегодня у нас, современных христиан, есть богатое наследие десятков столетий, и чтобы понять истинный смысл того или иного труда или даже высказывания, можно положить жизнь. Но можно и не вникать в этот истинный смысл, а скользить по верхам, почитывая современные брошюры-симулякры или кликушеские порталы, пестрящие цитатами «святых отцов», нередко сомнительного авторства.
Как разобраться в этом? Кто может сегодня ответственно преподнести список важнейшей духовной литературы? Каким толкованиям можно доверять? Использовать ли переводы на русский язык и каких авторов? Надо ли понимать все, что читаешь, или «бесы понимают и трепещут» (еще одна расхожая цитата, искаженная и выдернутая из контекста)? В чем сегодня просветительская миссия Церкви и отдельных христиан? Подводя итоги 10 лет работы благотворительного фонда «Предание» на просветительском поприще, поговорим об этих сложных вопросах.
Падение Константинополя под ударами крестоносцев часто называют «началом конца» Восточной Римской Империи. В апреле 1204 года войска Четвертого Крестового похода ворвались в город. Дворцы, храмы и резиденции богатых горожан подверглись разграблению. Сокровища византийских церквей оказались в храмах Европы, а статуи с константинопольского ипподрома победители увезли в Венецию. Еще более печальной оказалось судьба мирных жителей: самые богатые бежали, более бедные – остались без крова, а самые беднейшие – без средств к существованию. По данным историков, за пятьдесят лет крестоносного владычества численность жителей Константинополя сократилась почти в десять раз, с 400 тысяч до 40 тысяч человек.
Как вели себя мирные жители во время осады Константинополя крестоносцами? Сколько из них погибло во время штурма? Как они выживали в первые дни после осады и как договаривались с новыми хозяевами города? Ответит на эти вопросы историк, специалист по истории Византии XII века и научный сотрудник Университета Майнца Роман Шляхтин.
«Как Ренессанс, Реформация и рационализм изменили подход к Писанию».
Библеист, ректор библейского колледжа «Наследие» Владимир Стрелов продолжает рассказывать, как взгляды на Библию менялись на протяжении истории. XVI-XVII веков коренным образом изменили европейскую цивилизацию. Ренессанс заставил по-новому взглянуть на историю, культуру и место человека во Вселенной. Люди стали иначе мыслить, иначе воспринимать себя и мир. Реформация принесла как новые прочтения Библии, так и неутихающие споры, даже войны. Рационализм деистов поставил вопросы, которых вера не знала до сих пор.
Средневековье кончилось, началось Новое время. Мы поговорим об этих грандиозных изменениях в истории человечества, и попытаемся увидеть, как это повлияло на чтение Библии.
Священник Алексий Волчков, специалист по Ветхому Завету, размышляет о том, может ли Бог гневаться. В еврейском языке, на котором написаны ветхозаветные тексты, слово אף (‘aph, af) обозначает как «гнев, негодование, ярость», так и «нос, ноздри». Таким образом вопрос «есть ли у Бога ноздри» можно понимать как «может ли Бог гневаться?».
Анализируя различные места Ветхого Завета, попытаемся доказать, что гнев Бога — крайняя мера воздействия на грех и неправду, показывает Его как неравнодушную и эмоциональную Личность, для которой любовь и гнев являются двумя сторонами одного и того же чувства.
Лектор: священник Алексий Волчков, клирик Феодоровского собора С.-Петербурга, директор «Школы библейской филологии», преподаватель СПбДА, член редколлегии журнала «Вода живая».
Кандидат психологических наук Татьяна Карягина — о природе эмпатии, ее месте в современной культуре и жизни каждого человека. Популярность проблематики эмпатии в последние годы поднимает вопрос: почему феномен эмпатии вдруг (и вдруг ли?) оказался в центре нашего внимания. Открытия нейронаук, все большее внимание к внутреннему миру человека, все большая нетерпимость общества к агрессии, неравенству и т. п. — все это делает обсуждение эмпатии еще более актуальным.
На лекции мы обсудим, откуда пришло слово «эмпатия» и что оно означает в разных контекстах — житейском, психологическом, нейрофизиологическом, психотерапевтическом; можно ли обучать эмпатии и как развивается эмпатия ребенка; как связаны эмпатия, чувствительность к другому и наше желание помочь ему; как проявлять эмпатию и не выгорать — в помогающих профессиях в частности и в жизни вообще.
«Русский деревянный храм: типология vs эволюция»
Деревянное зодчество — признанный бренд России, храмы Кижского погоста — один из символов нашей страны. Но осталось в стране «деревяшек» катастрофически мало, и они продолжают исчезать с каждым годом. Последняя существенная потеря — Успенская церковь в Кондопоге.
Кажется, что эта часть русской архитектуры максимально известна и исследована. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что это далеко не так. Добрая часть работ о русской деревянной архитектуре посвящена ее типологии — распределению построек по группам, а групп, в свою очередь, по регионам: на Онеге были распространены храмы, завершенные кубом («кубоватые»), на Мезени — шатром на крещатой бочке, на Ваге и средней Двине — грушевидный (Важский) купол, а шатровые храмы были характерны для всех регионов. Продолжать подобные перечисления можно долго, однако они не отвечают на главный вопрос — откуда взялась в деревянном зодчестве та или иная форма и как она связана с художественными процессами в стране. Представлен ли в деревянной архитектуре нарышкинский стиль или «русское узорочье», растреллевское барокко или итальянское влияние начала XVI века?
На лекции историк и краевед Александр Ракитин не только расскажет о типах деревянных построек, но и попробует разобраться в их эволюции.
Статьи
«Как правильно лежать «аки свиния в калу». Владимир Берхин: «общеизвестно, что всякий человек видит в окружающем мире прежде всего то, к чему склонен сам. Блудник везде различает непристойности, сребролюбец моментально видит возможности заработать, гордец замечает поводы для обид, а чистому – все чисто».
«Фантомные боли отсутствующего счастья». Философ Александр Секацкий, священник Дионисий Харин: «Если не можешь достичь желаемого — желай достижимого, говорили стоики. Каждый — сам кузнец своего счастья, а где же тогда наковальня? Возможно, эта наковальня — уровень притязаний?»
«Экранизации Достоевского». Владимир Шалларь: собрали по фильму на каждое крупное произведение писателя.
«Есть ли смысл у чуда. Размышления над сериалом «Слезы Мадонны». Монахиня Елисавета (Сеньчукова): «Только очень наивные люди говорят, что «чудес не бывает». Чудеса бывают, иконы плачут, тело ламы Даши-Доржо Итигэлова не истлевает. Но чудо само по себе никого не может изменить».
«Слепой, слабоумный, чернокожий раб — или виртуоз, пианист и гений». Денис Семёнов: «Для всех окружающих он был просто «идиотом».
«Кто не работает, тот не ест»: советская поговорка из Библии». Многие ли из вас знают, что известная поговорка «Кто не работает, тот не ест» взята из Второго послания Фессалоникийцам? Дословно: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес 3:10), — эти слова давно уже обросли всевозможными народными толкованиями. Мы хотим познакомить вас с онлайн-подкастами американского православного священника Стивена Янга, в которых он комментирует трудные отрывки из Писания.