Ангелы-хранители: любимые старшие братья

Тимур Щукин

Публицист, патролог, философ.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
Явление архангела Михаила Иисусу Навину. Миниатюра из Минология Василия II. X в.

Тимур Щукин — о взаимосвязи видимого и невидимого миров и о том, кого использует внутри нас Бог в качестве инструментов.

Во время утреннего или вечернего правила, в которых есть молитва Ангелу-хранителю, мне приходит образ (хорошо это или плохо — приходит). За моей спиной или над головой — битва, или драка, или перетягивание каната: светлый ангел против беса. Понятно, что этот образ из детства или из фольклора, он в общем-то правильный, но, если задуматься, не очень точно описывающий богословскую ситуацию. Как же эта битва может идти вне меня и помимо меня, если ангел и бес сражаются за мою душу?

Очевидно, что этот бой происходит внутри меня. Окей, но если он на территории моей души, в сердечных внутренностях, то как действия враждующих сторон соотносятся с моими собственными мыслями и душевными движениями?

И еще один вопрос. Бог и Его Царство в каком-то смысле тоже внутри меня, не так ли? Ого, получается, в моем сердце пребывает не только весь мир, как считали древние философы, но еще и весь мир духовный: и ангелы, и демоны, и вся Небесная Церковь (= Царство Небесное), и Сам Бог в Трех Лицах. Как они там умещаются? И остается ли хоть какое-то место моему драгоценному «я».

Понятно, что сказать о Боге в нашей душе. Он обнаруживается — почитайте, например, святителя Григория Паламу — через обращение человеческого ума к самому себе. В таком состоянии, в совершенном движении, которое есть и совершенный покой, ум становится способен созерцать Бога и даже, преодолев собственную природу, соединиться с ним.

«Побочный эффект» такого соединения — демонтаж нашего греховного устроения и создание чего-то совершенно нового, хотя и из старого материала.

Душа, чувства, гормоны, химические элементы, телесная материя остаются теми же, но работают уже не на тьму, а на свет. Как это устроено? Тайна.

Весь этот интеллектуально-материальный процесс можно описать без привлечения ангельского и бесовского миров, как, собственно, Святые Отцы часто и делали. И все же мы знаем, что добрые и злые духи живут в нас. Вопрос в том, как и где именно.

На мой взгляд, ангелы не делают ничего такого, чего не хотел бы и не делал Бог, Его благодать. И если Божественный Промысл вовне нас действует через природу, через законы физики и органической химии, через камни, растения, животных и других людей, то внутри нас Бог в качестве Своих инструментов использует ангелов.

Именно они помогают нашим мыслям течь в правильном направлении, именно они позволяют чистому субъекту удерживаться на созерцательной высоте, именно они восполняют недостатки нашего ума, нашего рассуждения и нашей молитвы. Труд ангела — труд интеллектуальный. Когда мы благодарим его, то благодарим именно за исправление наших мыслей. А вместе с ангелом благодарим и Того, Кто ангела послал.

Языческие философы считали, что ангелы, какие-то посредники между божественной и земной реальностью, необходимы, поскольку Бог не может соприкасаться с миром непосредственно — это, говоря по-простому, недостойно божественной энергии. Она сначала сама для себя создает нечто, что одновременно и похоже на нее, и не является ей, а значит, вполне годится для действия внутри мира. В христианстве, на мой взгляд, все по-другому. Ангелы сотворены не в силу какой-то необходимости, не потому что Бог «должен», поскольку Он именно таков, извести из Себя сначала умную природу (то, что в христианстве называется ангелами), потом душевную, потом телесную. А потому, что Бог любит мир и хочет, чтобы он был разнообразным, чтобы в нем были чрезвычайно различные, трудно сопоставимые сферы: ангелы, люди, животные, растения, материальные объекты.

Да, все они находятся внутри Промысла Божьего, а значит, их связи могут быть разумно объяснены. Но каждый из этих миров прежде всего сам по себе непосредственно соотносится со своим Творцом.

Некоторые Святые Отцы и современные богословы говорят, что животные спасаются, входят в Царство Божие через своего хозяина — человека. Однако Бог каждую кошку творит как уникальную единичность, а значит, и соотносится с ней непосредственно, у Него с ней свои особые счеты. Человек общается с Богом посредством ангелов и святых, которые в «ручном режиме» работают с интеллектуальной способностью человека. Однако на Страшном суде, хотя бы и в присутствии Ангела-хранителя, каждый человек будет отвечать за свои поступки по всей строгости божественной любви.

Ангелы — старшие братья. Они не старше возрастом, поскольку сотворены были в вечности, и не главнее, поскольку любимчик Отца — человек, но они отличаются от нас тем, какие проблемы стоят перед ними в их ангельской жизни.

Им не нужно учиться есть вилкой, не нужно учиться заправлять постель и читать, не нужно делать уроки, выбирать хороших друзей, девушку, институт, работу. Ангелы однажды (интересный вопрос — когда?) сделали выбор между добром и злом, и теперь, как планеты по орбитам в средневековой космологии, они вращаются вокруг Бога.

Все люди, за исключением Христа, должны были выбирать, по какому пути идти, — по пути света или тьмы, и многие до самой смерти так и не смогли определиться. Потому так важен для человека ангельский идеал — решимость и непреклонность чистого умного существа.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle