Аудиокнига Иоанна Златоуста, роман об алкоголике, плотская любовь в русской литературе

02.12.2019
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Новинки

Загрузили аудиокнигу по Толкованию на Послание к Ефесянам святителя Иоанна Златоуста. Вот цитата:

«Если бы кто-нибудь, придя в церковь и став посреди вас, находящихся теперь с нами, произвел испытание, — захотел бы тщательно испытать всех, пришедших сюда и приготовившихся приступить к тайнам, — то сколько бы он нашел зол? Он увидел бы начальников жадных до денег, увидел бы, что должности приобретены ими через куплю, увидел бы между ними много завистливых, склонных к клевете, тщеславных, преданных ненасытному корыстолюбию, раболепствующих деньгам. При столь великом нечестии можно ожидать всякого зла.

Составим, если угодно, целое общество из людей любостяжательных, пусть будут все они пользоваться равенством чести, никто не будет их обижать, а они сами будут несправедливы друг к другу: может ли существовать такое общество? Совсем нет! Добродетельный человек выше денег. А скупцов, хотя бы сошлось только двое, они никогда не могут сохранять мирных отношений друг к другу. Если все общее, и ни один против другого не имеет ничего большого, то на каком основании можно превозноситься одному пред другим? Мы наделены одинаковой природой, сходны по душе и по телу, дышим одним и тем же воздухом и употребляем одинаковую пищу: почему же будем восставать (друг против друга)?».



И не сказал ни единого слова«И не сказал ни единого слова» — роман великого христианского писателя Генриха Бёлля. Послевоенная Германия. Муж страдает алкоголизмом и неуправляемой агрессией. Жена и дети страдают от мужа, от нищеты, от тесноты. Муж и жена расстаются. Рассказ ведется то от лица мужа, то от лица жены. Здесь есть всё, за что мы любим Бёлля: психологизм, проникновенность, блестящий язык, сострадание, христианский свет, не затушевывающий, а оттеняющий человеческую трагедию.

«Я еще раз пересчитываю деньги — эти драгоценные грязные бумажки, их сладковатый запах пугает меня своим смирением; и я мысленно добавляю к ним те десять марок, которые мне должен Фред. Но он пропьет их. Он уехал после того, как жилищная комиссия, которая строит поселок на окраине города, отказала нам в площади на том основании, что Фред пьяница, а обо мне дал неблагоприятный отзыв священник. Священник сердит на меня за то, что я не участвую в мероприятиях церковных обществ. А меня с того времени охватил страх, неописуемый страх. Я боюсь вкушать Тело Господне, ибо от потребления его фрау Франке становится день ото дня грозней, а блеск ее глаз делается все более жестким; я боюсь слушать святую мессу, хотя кроткое звучание литургии — одна из немногих радостей, которые мне еще остались; я боюсь смотреть на священника у алтаря, потому что это тот самый человек, чей голос часто доносится из кабинета фрау Франке: голос неудавшегося бонвивана, который курит хорошие сигары и рассказывает глупые анекдоты дамочкам из его церковных комиссий и обществ».



Symphony of psalms. Mass. Canticum sacrumСочинения великого композитора Игоря Стравинского на библейские и литургические тексты. Прежде всего — «Симфония псалмов» на латинские тексты 38, 39, 150 псалмов, одно из лучших произведений Стравинского, о котором он говорил: «Это не симфония, в которую я включил псалмовые тексты для распевания. Наоборот, это распевы псалмов, которые я симфонизирую».

Также вы здесь найдете очень интересные сочинения на тексты «Отче наш», «Верую», «Богородице Дево, радуйся», причем, если в первой редакции тексты были на славянском, то в поздней редакции (которая представлена здесь) Стравинский при сохранение музыки поменял тексты на латинские (такой пример «межхристианского диалога» в музыке).

Лекции

Бывает ли ложь во спасение«Бывает ли ложь во спасение»

О парадоксах лжи будут рассуждать философ Александр Секацкий и протоиерей Димитрий Сизоненко.

Библия решительно предостерегает от неправды и лжесвидетельства, приравнивая их к служению идолам. Общим между ними, вероятно, является мистификация, намеренное создание виртуальной реальности, которая не имеет ничего общего с действительностью. Что есть истина, как различать истинное и ложное, почему постправда так привлекательна?



Библия в красках. Небесная реальность в искусстве Марка Шагала«Библия в красках. Небесная реальность в искусстве Марка Шагала»

Марк Шагал и “Песнь песней”. Виртуальная экскурсия протоиерея Димитрия Сизоненко.

На картинах Марка Шагала изображен повседневный мир верующего человека, его мечты и образы, словно возникшие из бессознательного. Зритель созерцает свет и краски небесного мира, увиденные как будто в сиянии витражей. Художник становится толкователем Писаний, мир Библии для него – неиссякаемый источник поэтического вдохновения: «Всю жизнь я искал ее отражение в жизни и в искусстве, между небом и землей, мир для меня сделался великой пустыней, в которой моя душа блуждает, как факел».

Особое место в искусстве М. Шагала занимают пять картин, написанные по мотивам библейской “Песни песней”, в которой просыпающаяся любовь жениха и невесты, супружеская нежность и верность становятся метафорой завета человеческой души с Богом.



Психосоматика: правда или вымысел«Психосоматика: правда или вымысел»

Как влияет жизнестойкость личности на развитие психосоматических заболеваний, расскажет клинический психолог Наталия Матвеева.

Порой жизнь бросает нам вызов, приходит то, чего мы не ожидали. Боль душевная приносит не меньшие страдания, нежели физическая боль. Не справляясь с душевными переживаниями, мы можем заболеть. Почему это происходит? Как влияет жизнестойкость личности на развитие психосоматических заболеваний?



Как мы (не) утешаем: культура утешения в повседневной жизни

«Как мы (не) утешаем: культура утешения в повседневной жизни»

Каждый иногда нуждается в утешении. Когда мы сталкиваемся с тяжелыми ситуациями, то ждем, ищем утешения, но часто его не находим. Утешаемый и утешитель могут быть беспомощны перед лицом беды. Довольно тяжело подобрать уместные слова — на ум приходят речевые «штампы», которые выглядят нелепо и могут задеть. На лекции мы обсудим, как многолико утешение в различных сферах: философии, религии, искусствоведении, филологии. Но прежде всего мы сосредоточимся на утешении как феномене житейской психологической помощи.

Одно из перспективных направлений исследований в понимающей психотерапии (автор подхода Ф. Е. Василюк) — изучение культуры утешения и сопереживания.

Как люди утешают и поддерживают других? Как происходит развитие этих способностей у каждого человека? Почему некоторые типы утешения непродуктивны? Если нам удастся ответить на эти вопросы, то сможем лучше обучать психологов-консультантов и лучше понимать, как «работает» утешение в повседневной жизни, вне контекста психотерапии.

Лектор — Елена Владимировна Шерягина, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» Московского государственного психолого-педагогического университета.



Пушкин и три Маши«Пушкин и три Маши»

О том, что Пушкин ценит в женщине, рассуждает Марина Михайлова, доктор философских наук, профессор РХГА, автор и ведущая программ на радио «Град Петров».

Такого знакомого незнакомого Пушкина продолжает открывать лекторий Предание.ру На этот раз мы остановимся на трех произведениях: «Метель», «Дубровский» и «Капитанская дочка». Какими личностными качествами Пушкин наделяет своих героинь? Что он ценит в женщине, что его вдохновляет в ней?



«Я был только тем, чего ты касалась ладонью»: русская литература против/за плотскую любовь?«Я был только тем, чего ты касалась ладонью»: русская литература против/за плотскую любовь?»

Русская литература славится своей духовностью — значит ли это, что плотские переживания не находят своего литературного воплощения? А если русский писатель все-таки рискнёт заговорить о любви в её телесном измерении, хватит ли у него поэтического словаря, чтобы описать такую любовь? Почему в пространстве русского литературного мира проще встретить Вечную женственность или праведную блудницу, чем счастливую любовницу? Как вынести гнёт страстей, если они всегда запретны для настоящих героев?

В своей лекции Янина Солдаткина, профессор кафедры русской литературы XX—XXI веков Института филологии МПГУ, напомнит сюжеты древнерусской словесности и знаменитые литературные «любовные истории» XIX века: Петра и Февронию, Раскольникова и Сонечку Мармеладову, Пьера, князя Андрея и Наташу Ростову, Анну Каренину и другие не менее прекрасные и мучительные рассказы о власти телесной любви.

Потом речь пойдет о XX веке, который, перевернув все этические и эстетические законы, поставил перед литературой не менее строгие вопросы о том, какое место отводится сексу в становлении персонажей: отвечать придётся как бунинским влюблённым, так и Григорию Мелехову с Олегом Костоглотовым из «Ракового корпуса» А. И. Солженицина. А какие модели любовных сюжетов и чувств предпочитает современная русская проза? Так ли уж сладок и коммерчески привлекателен «запретный плод»?



«Дано мне тело, что мне делать с ним»: мудрость тела и ошибки интеллекта«Дано мне тело, что мне делать с ним»: мудрость тела и ошибки интеллекта»

Психотерапевт Марина Филоник — о дилемме души и тела, их взаимосвязи, дружбе и вражде.

На протяжении истории христианства к телу применяли очень разные определения: храм Духа, темница души, брат-осел. И для современного христианина отношения с телом по-прежнему составлят проблему. Нужно ли его слушать, когда оно чего-то требует? Как соотностся интеллект и телесность в повседневной жизни? Что значит «прислушиваться к телу»? Как тело может помочь в душевном исцелении и духовном росте?



Гормоны счастья и несчастья. Выбор за нами?«Гормоны счастья и несчастья. Выбор за нами?»

Врач-гастроэнтеролог Артур Бернацкий – о «мотивирующих» гормонах серотонине, эндорфине и дофамине.

Какие гормоны отвечают за наше самочувствие, мотивацию, счастье и энергию? Почему мы не можем справиться с собой, сделать то, что запланировали, встать тогда, когда хотели, пойти туда, куда собирались? Почему нет сил взяться за учебу, разорвать зависимость, начать новое дело? Что нам мешает: банальная лень или что-то другое, на биохимическом уровне? Можно ли раскачать свою силу воли? Подвластны ли нам наши автоматические реакции? Как приобрести правильные привычки и начать получать удовольствие от того, что делаешь? Как перестать бояться и снизить количество стресса в нашей жизни?

Поговорим о том, откуда берутся “мотивирующие” гормоны.

Статьи

«Рождественский пост: диетой в этой войне не победить» Ксения Гринькова: «Вот, Боже, я пощусь, у меня оскудевает плоть моя, у меня жир исчезает. Приими это как бы сжигаемое пред Тобою на жертвеннике».



«О вредности цитат без контекста» Владимир Берхин, протоиерей Константин Пархоменко: «Человек — очень хитрое и сложное существо. Он не всегда с собой честен и не может сказать, где кончается его собственный выбор и начинается что-то другое».



Собрали лучшие лекции «Предания.ру»



«Десять фильмов про врачей: святых и несвятых» Ксения Гринькова: «Герои сегодняшнего кинообзора лечили, спасали и любили людей — вне зависимости от веры, места жительства и политических убеждений». В связи с этой подборкой добавили много новых фильмов.



«Ангелы-хранители: любимые старшие братья» Тимур Щукин: «Все люди, за исключением Христа, должны были выбирать, по какому пути идти, — по пути света или тьмы, и многие до самой смерти так и не смогли определиться. Потому так важен для человека ангельский идеал».



«Чарльз Бирн. Самый высокий человек Англии» Денис Семёнов: «В газетах того времени писали: «Обычно бывает трудно привлечь внимание публики; но это не относится к тому, что происходит сейчас — мы видим современного живого колосса, или просто замечательного ирландского гиганта».



«Христианство и фаллократия, 12: «Ни в одной религии нет такого противоречия между идеею и фактами, как в христианстве» Владимир Шалларь: «Федоров дает нам черновик христианства будущего; черновик христианства эпохи после технологической сингулярности».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle