Сегодня, 22 января, исполняется 85 лет со дня рождения протоиерея Александра Меня. О своем опыте общения с отцом Александром рассказывает протоиерей Лев Большаков, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Кондопоги (Карелия).
Слушать отца Александра и общаться с ним пришлось — прежде всего и даже исключительно — в связи с Евангелием. Речь идет не о каком-то особенном толковании трудных мест, но о том, что его любой разговор мне запомнился как убедительное свидетельство о Христе, в чем, собственно, и состоит все содержание Вести: она – только о Нем.
Это очень сильно повлияло на формирование веры человека, совершенно не искушенного ни в каких религиозных понятиях и интересах, каким я тогда был. Незадолго до первой встречи с отцом Александром я удостоверился в реальности того, что Бог есть, меня видит, и что мне от этого необыкновенно хорошо. Евангелия я прежде не читал никогда; о том, что откровение Бога о Себе сообщает особенную радость, ни от кого не слышал. Пришел с этим открытием к отцу Александру, и – тем, кто знает его, не надо объяснять, что должно было произойти дальше – он начал говорить о Христе (я время от времени сокрушался: почему, почему слышу это я один, а другим-то, всем, как надо это слышать!).
В общем, рыбка попалась мгновенно, и дело было, скорее всего, в том духе, каким отец Александр был вдохновлен. Запомнились от этой встречи его улыбка и веселье, которое меня охватило. На Великую субботу 1981 г. он меня крестил.
Прошло восемь лет, и в сентябре 90-го началась моя практика в Петрозаводске перед рукоположением во священника. Хотелось приехать к отцу за благословением, а приехал на похороны… Впрочем, было ясно, что благословение получено еще при первой встрече, оно – в силе Евангелия. Убедиться в этом пришлось, как только начал служить.
Подобно тому, как обращение к вере пришло безо всякой предварительной религиозной подготовки (чему, конечно, я и рад), так и служение в маленьком карельском городе началось на совершенно пустом месте: я ничего не умел, службу совершать было негде, негде было жить, община состояла из нескольких пожилых людей, которые ничего не знали. Идеальная ситуация немощи, открытой для совершения силы Божией. И она совершилась.
Важно было продолжить то, чем мы жили предыдущие годы, – соединяться вместе вокруг Евангелия. Мы собирались дома у одной из прихожанок, к чтению Нового Завета и к чаю с пирожками приходили новые люди, часто дети из соседних домов. Тут важно было постоянство этих встреч и убеждение, что именно Евангелием нам объясняется смысл веры и церковности нашей.
Когда появилось помещение для богослужения, т. е. храм (маленькое здание дворовой бойлерной), тогда еще убедительнее звучало Евангелие как особенный момент Литургии.
С тех пор и по сей день — как на богослужениях, так и на еженедельных встречах общины в приходском доме — через Евангелие понимается реальность таинства Церкви, суть догматов, смысл и важность аскетических усилий.
Один момент очень убедительно мне лично подтверждает чудодейственность Евангелия, а вернее – действенность через него Духа Святого: каждый раз (именно каждый, уже двадцать восемь лет), когда приходится собираться на урок воскресной школы или на беседу с прихожанами, или кого-то готовить ко крещению, а заботы уже утомили и никакого воодушевления не чувствуешь, чуть только начинается чтение из Евангелия, всякое утомление проходит, не хочется кончать беседу и как неожиданный подарок воспринимаешь прошедший час. Думаешь: как было бы жаль, если бы иначе он прошел, какой бы радости лишился.
Это постоянно повторяющееся переживание не просто напоминает мне первую встречу с отцом Александром, но подтверждает ее реальное продолжение.
Воспоминание написано для конференции “Вышел сеятель сеять”, которая прошла в ноябре 2018 г. в Феодоровском соборе С.-Петербурга