Что такое «геенна огненная»?

Протоиерей Димитрий Сизоненко

Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Очередной выпуск цикла «Крылатые выражения из Библии» от протоиерея Димитрия Сизоненко. Смотрите или читайте:

Сегодня мы с вами поговорим о выражении «геенна огненная». С ним связаны другие выражения, например, «вечный огонь», «огонь неугасимый», «огонь всепожирающий».

Это выражение отсылает нас к словам Христа в 25-й главе Евангелия от Матфея: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф 25:41). Вероятно, эти слова самые беспощадные и самые жесткие в Евангелии. Иисус произносит их, возвещая Страшный суд. Эти страницы потрясают наше воображение картинами Страшного суда. Прежде всего привлекает наше внимание картина неугасимого, всепожирающего огня, который становится символом вечных мучений и ада. В других местах этот огонь называется «геенной». В ней червь не умирает, огонь не угасает.

Начнем с самого простого. Откуда произошло само слово «геенна», которое стало синонимом ада? Это была долина. Ее полное топографическое название на иврите gai ben-hinnom, буквально «долина сынов Еннома». В греческом языке это название превратилось в слово «геенна», так войдя в прочие языки.

Чем же прославилось это место, почему оно стало символом Судного Дня и вечной муки? Эта долина простиралась к юго-западу от старого города Иерусалима и в какой-то момент превратилась в мусорную свалку. Там сжигались нечистоты, там постоянно тлели останки мертвых животных, что-то разлагалось под палящими лучами солнца. Пророк Иеремия обличает сынов Израилевых в том, что в этой долине совершались постыдные обряды, например, посвящали своих детей Молоху или приносили человеческие жертвоприношения. Тому самому знаменитому Молоху, который требовал человеческих жертв. Эти обряды были мерзостью в глазах Бога, были запрещены Законом. Логично, что это скверное и в физическом, и в религиозном смыслах место стало символом того места, где томятся нечестивые, стало символом адских мук с неугасимым пламенем.

Пророк Исайя в последних стихах своей книги тоже описывает Божественный суд над теми, кто восстает против Бога: «все будут видеть трупы людей, восстающих против Меня; червь, поедающий их, не умрет, и огонь, сжигающий их, не погаснет; и с отвращением будут взирать на них все живущие» (Ис 66:24).

Огонь напоминает нам также о участи Содома и Гоморры. Эти два города были уничтожены дождем из соли, серы и огня.

Божественный суд предстает как своего рода горнило испытаний. Слово «испытание», как и слово «искушение», заимствованно из металлургии. Огонь, который очищает руду от всякой примеси, для того чтобы вышел чистый металл, ставится парадоксальным символом. Божественный огонь, прежде всего, очищает, но одновременно огонь – это символ ревности, которая сильна как муки ада, и поэтому надо быть трезвым и осторожным с ней.

Итак, огонь – это очень парадоксальный символ. Он также связан со смертью и Воскресением Иисуса Христа. Здесь очень важно понять, что символ огня позволяет нам не акцентировать внимание только на силах зла. Смерть обернулась Воскресением Христа, потому что Бог оказался сильнее.

В центре нашей веры — не адские силы, не страх зла, а Бог-Творец, Царь мира, Бог Отец, который воскресил Христа.

Поэтому нужно всячески избегать романтизации зла. Всё принадлежит Богу. Поэтому очень важно не забывать предупреждение апостола Петра о том, что наш враг, дьявол, как рычащий лев, ходит в поисках того, что он смог бы пожрать как огонь. Очень важно верить.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle