Воскресенье на дому

Сергей Быструшкин

Редактор портала «Живое Предание».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Пожалуй, нынешняя Пасха для меня — своеобразная машина времени, возвращение в тот период, когда я уже серьезно относился к религиозным праздникам, но предпочитал отмечать их на дому. Мне казалось, что лично я смогу больше прочувствовать смысл Воскресения Христа наедине со своими маленькими иконами, чем в большом храме в окружении совершенно незнакомых мне людей. И сейчас, по сути, жизнь предлагает мне повторить этот духовный опыт.

За время вынужденного сидения дома я сумел по-другому взглянуть на Бога и свои отношения с Ним. К этому нас призывал с кафедры Патриарх, но я, честно говоря, не думал, что у меня это получится, и даже не ставил перед собой такую задачу. Все вышло как-то само собой: когда в день памяти стоянии Марии Египетской положено читать весь канон Андрея Критского, я добросовестно открыл молитвослов и… Не могу описать весь спектр своих эмоций, но во мне отозвалась практически каждая строчка канона. Скажу откровенно, в храме пока что такого со мной не случалось.

На эту тему уже много говорили, и мой голос ничего не решит, но я все равно скажу: коронавирус обнажил очень много проблем в нашей духовной жизни, которые мы раньше не замечали или предпочитали не замечать. Нас многие годы призывали в храмы, уверяли, что «без Церкви нет спасения», подкрепляя свои утверждения изречениями святых. Но оказалось, что наш народ и здесь предпочел впасть в крайность: отныне Христос у многих людей ассоциируется только с храмом. Вне его молиться Ему бессмысленно и бесполезно.

Я не очень понимаю всеобщей растерянности. Неужели мы забыли, что «Он недалеко от каждого из нас» (Деян 17:16)?! Вся наша жизнь проходит перед лицом Божьим, перед Богом, Который ждет от нас каких-то решительных действий: помощи тем, кто не может выйти за продуктами, ухаживания за больными, прощения обидчиков. И это гораздо важнее, нежели ритуальное стояние в храме. На эту тему даже есть притча, когда монаха спросили, кто ближе к Богу — тот, кто молится сутками, или тот, кто ухаживает за больным. И монах ответил, что даже если бы молящийся не смолкал в молитвенном экстазе ни на секунду, он бы не приблизился к тому, кто облегчает чужую немощь.

Я очень сочувствую тем, у кого рухнул их привычный «уютный мирок», но в то же время радуюсь, что всем нам предоставляется возможность пересмотреть свои отношения с Богом. Выявить: не выходит ли на первый план обрядовая часть нашего благочестия? И что мы вообще понимаем под этим понятием — вера?

Как верно заметил Владимир Берхин, мы и так в этом мире на карантине, поскольку грех повсеместно действует в нем и в нас. Но никакой вирус не может отменить приход Спасителя. И наше Причастие Ему совершается ежечасно и ежесекундно — в нашей обыденной жизни. Способны ли мы не злиться на наших близких, с которыми оказались двадцать четыре часа на одной территории? Прощать им их слабости и показывать, чего стоит наша вера в быту?

И может быть, впервые у нас есть возможность вместе с нецерковными или даже неверующими родственниками произнести эти такие простые, но такие нужные всем жизнеутверждающие слова: «Христос воскрес! Воистину воскрес!».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle