Статьи
Маша Дубровская о США сейчас: расовые противоречия, социальная напряженность, дороговизна медицины и образования и пр. Цитата: «школа прислала письмо с приглашением поучаствовать в летних образовательных активностях. Я радостно открыла письмо, потому что надеялась, что дети хотя бы посмотрят, как тут протекает школьная жизнь. Но в первом абзаце прочитала, что это приглашение на виртуальный гей-парад. Департамент образования приглашает нас совершить каминг-аут, поделиться своей историей жизни с гей-ориентацией и поддержать других подростков, страдающих от непонимания. По ссылке из письма я нашла методическое пособие для родителей подростков-геев. На первой странице — текст от лица гипотетического подростка, который жалуется на суровую мать-христианку. А я думала, моих дочек, учениц начальной школы, пригласят на игру в баскетбол или в кружок вышивания крестиком».
«30 лет в Церкви, или Можно ли выловить рыбу в пробитой цистерне?»
Протоиерей Димитрий Сизоненко: Церковь — прежде всего не для тех, что воцерковился, а для тех, кто пока находится вне ее.
«Как вера отменяет клятву. Епископ Василий (Родзянко) толкует Писание»
Клятва Ветхого Завета уступает якорю Нового, вере и надежде в любви, и ожидание обещанного превращается в проникновение вовнутрь, во Святое Святых, за завесу.
Два новых выпуска «Крылатых выражений из Библии» иерея Алексия Волчкова:
— В чем смысл слова «бегемот»?
О Годзилле в Библии.
Библия дает большую надежду на то, что и люди, и звери, и даже древние чудища — Левиафаны и Бегемоты — однажды будут жить мирно.
Две подборки Владимира Шалларя:
— Русские коллективные религиозно-философские сборники. Знаковые книги русской христианской мысли.
— Платон: религия, политика, эрос. Пять нетривиальных размышлений о Платоне.
«Почему мы больше не оправдываем пьяного нарушителя»
Тимур Щукин: отношения со змеем (хотя бы и зеленым) противоположны отношениям с Богом. Бог не смог объяснить Адаму, что не яблоко, а он сам должен еще созреть…
«Дар исцеления старца Порфирия Кавсокаливита» (из книги «Улыбающийся святой»)
Старец Порфирий говорил: «Многую пользу мы получаем от болезней, если только переносим их не жалуясь, но славословим Бога, прося у Него милости».
«Топ-8 веселых книжек для детей» (ссылки на книги внутри статьи)
Алеся Храмова: Дениска Кораблев, герои Н. Носова, В. Голявкина и многие другие персонажи, без которых сложно было представить наше детство. Читаем, слушаем и смеемся вместе с детьми.
«Про Сталина, обновленцев и новомучеников»
Денис Собур: можно убрать Сталина из храма, но нельзя убрать его из истории Российской Православной Церкви. Нельзя отделить дерево от плодов.
«О Домострое, Евангелии и счастливой семье»
Священник Николай Домусчи: традиционное представление о сильном мужчине и молчащей женщине — что в этом христианского?
«Таинство Крещения или игра “а давайте как будто”»
Пожертвование или оплата? Формализм или общение? Десятина, церковный налог или добровольный взнос? Что Церковь готова предложить прихожанину и к чему готов сам прихожанин? Об этих острых вопросах рассуждает наш читатель.
«Как не навредить себе экспериментами в питании»
Почему так хочется вредного «Доширака» и насколько важно есть суп? Как изменился наш рацион за 150 лет? О чем нужно помнить, переходя на вегетарианское питание? Обо всем этом рассказывает гастроэнтеролог, диетолог и терапевт Артур Бернацкий.
Лекции
«”Огонь пришел Я низвести на землю”: Евангелие и насилие»
Евангелие дает силу противостоять насилию. В чем это сила — во всепрощении? В юродивом «подставь левую щеку, когда ударили по правой»? Или в чем-то ином? Протоиерей Дмитрий Сизоненко предлагает взглянуть на проблему насилия в свете смерти и воскресения Иисуса Христа.
Существование человека несет на себе отметины насилия. При задержании полицейскими погиб афроамериканец, в результате Миннеаполис горит, туда ввели войска. Гоморра и Содом разрушены за грехи его жителей. Отец наказывает ребенка за то, что он не послушался его и уехал ночью на велосипеде в магазин…
Нередко подобное насилие совершается во имя Справедливости, Добра, Истины, но в конечном итоге оборачивается разрушением человека. Евангелие дает силу противостоять этому везде проникающему вирусу, который непрестанно мутирует на протяжении истории человечества. В чем эта сила — во всепрощении? В юродивом «подставь левую щеку, когда ударили по правой»? Или в чем-то ином?
Протоиерей Дмитрий Сизоненко предлагает взглянуть на проблему насилия в свете смерти и воскресения Иисуса Христа.
«За что Фауст продал душу: деконструкция образа от Гете до Бродского»
Поговорим об одной из самых странных, сильных и противоречивых фигур мировой литературы — о человеке, который продал душу. Выясняем происхождение Фауста — от народного театра до Кристофера Марло. Проследим, как взрослел и старел Фауст вместе со своим автором — «великим язычником» Гете. Узнаем, что об этом думал другой гений — А. С. Пушкин. И смотрим, каков Фауст в нашем недавнем прошлом — у Гумилева, Галича и Бродского.
Лектор — Мария Штейнман, исследователь жанра фэнтези и современных социокультурных коммуникаций, профессор департамента общей и прикладной филологии НИУ ВШЭ. Автор статей и открытых лекций на ресурсе «Постнаука», а также образовательного видеоблога Creative Space на YouTube.
«Египетские христиане: повседневная жизнь в письмах»
В лекции речь пойдет о частных письмах египетских христиан III–V вв.: мужчин и женщин, клириков и мирян, монахов и епископов. Из них можно узнать многое о повседневной жизни церкви того времени: как и о чем писали друг другу христиане, как передавали привет и просили молитв, какую роль играла в их жизни церковная община, какие книги читали и цитировали, соблюдали ли посты и праздники, насколько их заботили гонения римских властей и что из церковной утвари они могли заказать «по почте». Частные папирусные письма помогают в целом лучше понять античную эпистолярную культуру и, в частности, новозаветные послания апостолов и раннехристианских епископов.
Лектор: Елена Чепель, PhD (Университет Рединга), научный сотрудник ИВИ РАН, научный сотрудник ЦЕИ РАН.
«Европейский человек под вопросом» — курс лекций Анатолия Ахутина, выдающегося современного советско-российско-украинского философа. Здесь он исследует (при)/(зло)ключения европейского человека от греков через христианство, модерн, кризис модерна у Кьеркегора и Хайдеггера, крушения модерна в тоталитаризмах XX в. до современного кризиса европейского человека как в своих собственных глазах, так и в глазах неевропейского человека.
Аудиокниги
«Золотые правила для новоначальных собранные в уединении» — краткое введение в духовную жизнь для православных от Симеона Афонского: трудности роста, трудности поведения, трудности спасения, трудности практики, трудности богообщения, трудности Любви и т. д.
К уже имеющейся аудиоверсии «Толкования Евангелия от Матфея» Иоанна Златоуста добавили новую аудиоверсию.
Добавили аудиоверсию сборника прозы великого поэта Райнера Марии Рильке.
Книги
«Беседы о молитве Иисусовой. Что такое молитве Иисусова по преданию Православной Церкви. Беседы инока-старца с мирским иереем» — небольшая, доходчивая книга, изданная Валаамской обителью в 1936 г., в целях «уяснить способ производства Иисусовой молитвы, показать всю ее нужду и необходимость в деле нашего служения Богу, словом — напомнить как современному монашеству, так и всем ревнующим о своем душевном спасении, древлеотеческое учение о умном делании и о борьбе со страстьми».
«Церкви в США» — справочник, изданный в 1980–1982 гг. Институтом США и Канады АН. Подробнейший справочник, анализирующий огромное множество религиозных течений США по следующим параметрам: организационный генезис, вероучение, история, устройство, социально-политическая позиция, социальный состав, численный состав и его динамика, территориальное распространение, международные связи. Разумеется, справочник изданный сорок лет назад, во многом устарел, но в данном случае сама номенклатура американских религиозных течений, их подробный анализ до сих пор позволяет системно взглянуть на американскую религиозность.
Надо также иметь ввиду, что справочник — детище советской науки, то есть здесь есть все типичные советские клише относительно религии. Это, конечно, минус, но здесь же и плюс: в этой книге мы имеем не такую частую возможность увидеть социальный анализ религиозных течений (как в смысле социальной основы, так и в смысле социальных взглядов).
Первый выпуск справочника посвящен католической и православной, а также некоторым родственным церквам (монофизитским, несторианским, старокатолическим). Второй, третий и четвертый выпуски посвящены различным протестантским церквам США. Во втором выпуске мы рассматриваем церкви старейших и основных протестантских направлений, в третьем — церкви направлений, характерных для США, но малораспространенных в Европе (баптизм, методизм, «ученики Христа» и др.), в четвертом — различные специфические американские «
«Социальная утопия Платона» — небольшая работа философа Серебряного века Евгения Трубецкого. Платон, как известно, сформулировал свою коммунистическую утопию. Трубецкой намечает ее сходные черты с христианством (в частности — с монашеством), а также рассуждают о том, почему она была обречена быть именно утопией, несбыточной идеей. Для античного язычества — Небо и Земля фундаментально разделены, материальное — изначально несовершенная тень идеального. В такой картине ничего идеального (например — идеального общества) нельзя создать в земном мире. Лишь с христианством, с его Богочеловечеством, с его примирением, соединением земного и небесного были созданы «мировоззренческие» условия для осуществления утопий.
Статьи великого христианского мыслителя Владимира Соловьева для энциклопедии Брокгауза и Ефрона: о религиозных направлениях (гностицизм, каббала, манихейство, мормонство и пр.), философских понятиях (материя, вечность, свобода воли, всеединство и пр.) и направлениях (веданта, западничество, идеализм, имматериализм и пр.), русских, западных, средневековых и античных мыслителях (Прокл, де Мест, Леонтьев, Гуго Викторинец) и т. д. и т. п. Чтение очевидно полезное, но и занимательное — тексты небольшие и разнообразные по содержанию — и разумеется хоть жанр энциклопедической статьи «сухой», здесь чувствуется отблеск гениальности Соловьева.
«Увещательные главы к императору Юстиниану» Агапита, диакона Великой церкви в Константинополе — маленький шедевр византийской литературы (по форме, стилю, языку) и один из главных образчиков византийского понимания христианской политики. Текст был чрезвычайно популярен как в самой Византии, так и в западном и восточном Средневековье (в частности — на Руси).
Здесь мы найдем теорию цезаропапизма, возвеличивания императора, но что однако очень важно — ясно ограниченную, не допускающую обожествления императора: император должен быть мудрым и милосердным как Бога, но он всегда есть только один из сорабов Бога, ничем по природе не отличающийся от прочих людей. Важна разница между этими «должен» и «есть». Агапит рисует идеал императора как христианского философа (такой христианский платонизм).
Христианским властям предписано милосердие, активная социальная политика, как сейчас бы сказали, соблюдение равенства всех подданных перед законом и пр. и пр. Благочестивое правление есть милосердие к бедным, учит Агапит. Никто не должен гордиться своим происхождением: все люди — прах, единственное значимое различие — добродетель и грех.
И вот может быть самое интересное: «для меня кажется весьма странным, что богатые и бедные, от совершенно различных причин, страждут одинаково: те разрываются от пресыщения, сии снедаются голодом; те обладают целыми странами света, сии не имеют, где ноги поставить. И так, чтобы тем и другим возвратить здравие, надобно врачевать их отнятием и прибавлением и неравенство приводить к равенству».
«Россия и латинство» (1923) — сборник мыслителей русской эмиграции: Флоровского, Карташева и пр. Сборник резко антикатолический, при этом одновременно антикоммунистический и «евразийский».
Оглавление:
Россия и латинство. П. Савицкий
Страсти и опасность. П. П. Сувчинский
Католичество и Римская Церковь. П. М. Бицилли
«Соединение церквей» в исторической действительности. Г. Вернадский
Соблазны единения. Н. С. Трубецкой
Пути единения. А. В. Карташев
Два Завета. Г. В. Флоровский
К проблеме литургики в Православии и Католицизме. В. Н. Ильин